"Maiden voyage" - "Первое плавание" - история одного из самых знаменитых джазовых произведений
Это своеобразная точка опоры, и она полезна для понимания различных периодов и стилей джазовой истории. И поскольку музыка развивалась и расширялась в течение всех 1960-х годов, акценты,приоритеты и стили постоянно изменились, как и сами музыканты. Наступала эра новых имен, новых направлений, - индивидуализм стал таким же естественным явлением в музыке, как прежде коллективизм - квартеты, квинтеты и джаз-банды. Набравшиеся опыта, сил и храбрости многие прежде незаметные и неизвестные музыканты уходили из прославленных коллективов в индивидуальное "плавание".
«Maiden Voyage» - альбом, и одноименная композиция принадлежат гению одного из самых талантливых и одаренных джазовых пианистов и композиторов - Херби Хэнкоку. В начале своей карьеры Хэнкок работал в квинтете Майлза Дэвиса в течение нескольких лет, и опыт, который он приобрел, равно как и его коллеги - басист Рон Картер и барабанщик Тони Уильямс, был признан ими как созидающий и преобразовательный. Среди задач Хэнкока в этой группе было создание обширных музыкальных "пейзажей" для Дэвиса, - пианист создавал своеобразные эпические дискуссии, опираясь на опыт предшественников .Из-под клавиш Хенкока проскальзывали джебы Эллингтона середины 1920-х годов, или мелодии свободного джаза, или же великолепные пастельные аккорды Дебюсси.
Хэнкок признавался, что благодаря Дэвису он узнал о пространстве и границах, о самых мельчайших нюансах и деталях - о том, как аккорд из трех нот может вызвать поток чувств и переживаний. Чтобы услышать это в действии, достаточно обратиться к любому альбому знаменитого квинтета эпохи 60-х.
Maiden Voyage, возможно, самое ярчайшее сольное выступление Херби 1960-х годов, и каждая из композиций альбома связана с морской тематикой. Это признанная классика, которую по праву уважают за общую композицию, и соло, а также за полное понимание и взаимодействие выдающихся музыкантов друг с другом. В этом плане альбом является идеальным примером искусства группового взаимодействия; он предлагает множество полноценных ответов на вопрос «Как именно, каким образом в джазе происходит "разговор" между участниками?». Хэнкок начинает с мелодии: каждая из этих пяти композиций построена вокруг понятной темы, достаточно прочной, чтобы ее можно было "перевернуть", "перефразировать" или "передать" во время импровизации другому.
Мелодии Хэнкока служат своего рода сквозной линией, повторяющейся на полях. Херби легко возвращается к лейтмотиву, когда аккомпанирует трубачу Фредди Хаббарду и тенор-саксофонисту Джорджу Коулману, - он создает атмосферу широких пространств, и иногда эти скользящие ноты поражают слушателей размерами музыкального полотна, цветовой палитрой и общим тоном. Эта своеобразная тактика оказывается особенно интересной для обманчиво спокойного "Танца дельфинов": общий фон начинается спокойно, но спустя некоторое время соло становится бурным, и всякий раз, когда кажется, что музыка вот-вот исчезнет, - Хэнкок вносит свою небольшую "реплику", которая вновь ее пробуждает.
Полный альбом
В том самом джазе образца 1965 года, многие музыканты и композиторы своими произведениями бросали вызов устоявшимся канонам: "Посмотрите, что я могу", пытаясь привлечь к себе внимание любым способом. "Maiden Voyage" Хэнкока представляет собой оборотную сторону всего этого: его ветреная, волнообразная, намеренно сдержанная подача исходит из опыта, полученного у Майлза Дэвиса, - уверенность в том, что даже самые минимальные аккорды могут вдохновлять на самые серьезные и сложные импровизации. Все внимательно слушают друг друга, чтобы улучшить процесс.
Каждая нота, каждое движение полноценны и точны, и вовсе не случайно, что иногда посреди этих музыкальных дискуссий также происходят неожиданно смелые вставки и провокации.
Альбом признан одним из величайших джазовых произведений, и увековечен в Зале Славы Grammy в 1999 году.
Тема Maiden Voyage впоследствии переигрывалась многими джазовыми музыкантами, и я хочу поделиться двумя самыми моими любимыми аранжировками - первая от Бобби Хатчерсона с его вибрафоном, а вторая психоделическая от Ремзи Льюиса с оркестром:
3 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
хотя, как правильно сказано, джаз развивается и с нынешней точки зрения,
Майлз Дэвис уже не кажется откровением
Удалить комментарий?
Удалить Отмена