Прогулка по советской ракетно-ядерной базе в Литве
Входная стоимость в литовский Музей Холодной войны неподалеку от города Плунге составляет 5 евро (около 350 руб.) для взрослых, и 2,5 (180 руб.) - для детей и пенсионеров. Заходить на территорию бывшей базы без сопровождения гида запрещается.
"13 мая 1946 года Совет Министров СССР издал постановление о ракетном вооружении, в соответствии с которым были начаты работы по созданию баллистических ракет средней дальности. Так началась эпоха ядерного оружия," - пишет фотограф в комментарии к фотопрогулке.
Ракетная шахта
В 1960 году на базе 50-й воздушной армии дальней авиации была создана значимая 50-я ракетная армия. К сентябрю 1962-го в ее составе было девять ракетных дивизий - 38 ракетных полков и частей специального обеспечения. Со штабом в Смоленске, армия дислоцировалась на территории республик Прибалтики, Белоруссии, Мурманской, Ленинградской, Псковской и других областей.
На территории Литвы, в городе Плунге, был сформирован 79-й гвардейский ракетный полк, который первым был оснащен ракетными комплексами Р-12. Максимальная дальность стрельбы таких ракет составляла 2000 км. Позже в состав полка был включен 3-й стартовый дивизион с шахтными пусковыми установками, который с 1 января 1963 года нес боевое дежурство.
Помещение с агитационными и патриотическими плакатами
В составе 50-й ракетной армии в 1961-м была также сформирована 58-я ракетная дивизия. Она состояла из трех ракетных полков, расположенных в трех литовских городах со штабом в Кармелаве. В боевом составе дивизия имела три ракетных полка, вооружённых ракетами средней дальности Р-12Н.
В конце 1980-х годов устаревшие системы типа Р-12У, а позже и Р-12, заменили более современными передвижными ракетными комплексами. Договор 1987 года между США и СССР запретил баллистические ракетные системы малой и средней дальности, и 58-я Кармелавская дивизия была расформирована. Ракетная база в Плокштине была закрыта в 1978 году.
Лабиринты базы
Пишет фотограф: "Первое, что бросается в глаза - это многоуровневая система защиты по всему периметру базы, что не только физически затрудняет доступ к ней, но и потенциально опасна за счет высоковольтного забора и наземных мин. Вся система состоит из пяти уровней защиты".
На территории базы было построено четыре ракетные шахты, которые состояли из внешнего бетонного цилиндра глубиной 30 метров и шириной 7 метров. Внутри каждой шахты - стальной пусковой стакан для ракеты диаметром 5 метров. Толщина стен составляла до 2,5 метров. Строительство шахт курировали военные и специалисты по подземному строительству.
Муляжи радистов
Шахтная пусковая установка была разделена на шесть различных технологических ярусов с лифтами
Внутри шахтной пусковой установки
Без необходимости подниматься на поверхность, сотрудники могли добраться до каждой шахты базы из технологического блока, через подземные туннели или боковые входы. После запуска ракеты, боковые входы закрывались противовзрывными герметичными дверями. Такие двери использовались для предотвращения повреждения объектов в технологическом блоке, и для безопасности при случайном взрыве ракеты.
"На пятом ярусе была установлена стартовая площадка ракеты Р-12. Чтобы загрузить и запустить ракету, сначала требовалось снять тяжелую защитную металлическую крышку. Несмотря на то, что шахта была рассчитана на многоразовое использование, после каждого запуска она подлежала длительному и дорогостоящему ремонту," - пишет фотограф.
Общая схема шахтного комплекса "Двина"
Ракету-носитель опускали в шахту на стартовую площадку, затем к ней пристыковывали заправочные и другие коммуникации. По завершении проверки помещения опечатывали. Каждые полгода операцию повторяли, и устанавливалась новая ракета. Эти меры предпринимали для эффективного функционирования систем в случае приказа о пуске ракет.
Помещение для хранения окислителя. Его хранили в алюминиевом баке объемом 85 тонн
Помещение для хранения сжатого газа. Кроме топлива и окислителя, во время пуска каждая ракета снабжалась сжатым воздухом и азотом
Помещение с историей ракет. На фото - советская зенитная управляемая ракета
Помещение с агитационными и патриотическими плакатами
Пропаганда от обеих сторон в разгар Холодной войны концентрировалась на теме мира. Угроза ядерной войны изображалась как величайшая опасность для человечества. Агитационные плакаты тех времен давно утратили силу, но их нынешняя художественная и историческая ценность высока.
Что касается защиты жителей городов, фотограф высказался: "По своему личному опыту, я побывал в относительно нетронутом убежище под одним из советских заводов в Вильнюсе. Было заявлено, что он может вместить более 150 человек, но на деле, он не вместил бы больше 30. Все это оставило меня с чувством, что он был построен "для галочки", а не для защиты людей. Если бы над Вильнюсом когда-нибудь взорвалась ядерная бомба, очень немногие могли бы спастись в убежищах".
Мантас Алишаускас был в Музее холодной войны дважды. Во время первого визита он получил массу впечатлений, а на этот раз вернулся, чтобы задокументировать все и поделиться с миром. "Какой бы темной ни казалась история, когда выходишь из ракетно-ядерной базы в солнечный день, а тебя окружает лес, появляется чувство надежды и побуждение сделать что-то, чтобы история не повторилась," - написал литовский фотограф.
Недавно фотограф Мантас Алишаускас также показал нам места съемок мини-сериала "Чернобыль" в Вильнюсе.
Источник: — переведено специально для fishki.net
8 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена