Французов бил, турок бил: 5 забытых полководцев XIX столетия
1. Леонтий Беннигсен
Потомок знатного немецкого рода Леонтий Беннигсен родился в 1745 году. Склонность к военному делу имел с детства, и уже в 14 лет поступил на службу в армию Ганновера. Участвовал в Семилетней войне, где сражался на стороне Пруссии и Британии. А в 1773 году перешёл на русскую службу. Российская империя много воевала, и сделать карьеру способному офицеру здесь было куда проще, чем в маленьком Ганновере.
В 1787 году, когда началась очередная русско-турецкая война, Беннигсен — уже полковник и командир Изюмского легкоконного полка, с которым он отличился при взятии Очакова и Бендер. В русско-польской войне 1792 года командовал летучим отрядом кавалерии. Потом были битвы под Липнишками и Солами в 1794-м, взятие Дербента в 1796-м… В мирное время он отметился в некрасивой истории — был одним из участников заговора, в результате которого был убит император Павел I.
Но впереди его ждали наполеоновские войны.
В 1806 году полководец командовал корпусом, который у Пултуска дал бой силам маршала Ланна — наверное, самого выдающегося командира французской армии после Наполеона. Произошло чудо: казавшаяся непобедимой французская армия с трудом свела итог сражения к ничьей. Звёздным часом военачальника стало сражение при Прейсиш-Эйлау в 1807 году. Став русским главнокомандующим, Беннигсен дал жесточайший бой армии Наполеона и доказал, что с этим противником можно сражаться на равных.
(Изображение: Леонтий Беннигсен)
В 1812 году, уже как начальник Главного штаба, он отвечал за планирование ряда операций в кампании, которая, как известно, закончилась изгнанием французов и разгромом Великой армии Наполеона. Последнее своё сражение он дал у Тарутина, где разбил войска маршала Мюрата. Однако здоровье было уже не то — к тому же Леонтий Леонтьевич имел чрезвычайно натянутые отношения с Кутузовым. Граф Беннигсен уехал на родину. Там он и провёл последние годы жизни.
2. Иван Дибич
Иван Дибич родился в 1785 году в Силезии. Его отец, хотя и был немцем, состоял на русской службе и изрядно обрусел. Поэтому в 1801 году юноша поступил в лейб-гвардии Семёновский полк. Дальше его ждали почти непрерывные войны с наполеоновской Францией, множество побед и слава выдающегося военачальника.
Если при Аустерлице в 1805-м Дибич, будучи простым офицером, лишь храбро сражался, то в 1810-м он уже готовил план организации снабжения армии, который в итоге получил высокую оценку командования.
В 1812 году будущий генерал — в авангарде армии Витгенштейна, на фланге наполеоновской армии против войск корпуса маршала Макдональда. В состав этих сил входил 20-тысячный прусский корпус генерала Йорка. Дибич настиг отступающих пруссаков под рождество 1812 года и, имея под началом всего лишь небольшой отряд, принудил Йорка прекратить военные действия, а затем подписал с ним знаменитую Таурогенскую конвенцию. Этот договор, подписанный людьми, которые совершенно не имели на то полномочий, оказал огромное значение на историю наполеоновских войн: по нему прусский корпус прекращал военные действия и отступал на нейтральную территорию. Это привело к тому, что король Пруссии сначала начал тайные переговоры с Россией, а затем и вовсе присоединился к антинаполеоновской коалиции.
В Заграничных походах Дибич стал генерал-квартирмейстером. Он участвовал во всех крупных сражениях, в том числе в Битве народов при Лейпциге. Но самые выдающиеся заслуги были впереди.
Во время русско-турецкой войны, в 1829 году, талантливый военачальник стал главнокомандующим. И тут его полководческий талант раскрылся полностью. Дибич совершил то, что до него не делал никто, а после с гораздо бо́льшими усилиями и кровью повторили лишь в годы войны 1877–1878 годов. Он разбил турецкую армию при Кулевче и Силистрии и, стремительным броском преодолев Балканский хребет, вышел к Константинополю.
Смелый генерал и талантливый полководец, он мог бы совершить ещё множество великих деяний, но в 1831-м, находясь в Польше, умер от холеры.
3. Иван Паскевич
Иван Паскевич — один из самых щедро титулованных и награждённых полководцев — принадлежал к роду, происходящему из казацкой старшины. Он родился в Полтаве в 1782 году, провел несколько лет в пажеском корпусе, а в 1800 году начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. В отличие от множества своих сверстников, не принял участия в кампаниях против французов 1805–1807 годов. В это время Паскевич служил на юге, где, будучи штабным офицером, принял участие в русско-турецкой войне 1806–1812 годов.
В 1812 году двадцатидевятилетний генерал командовал дивизией во 2-й армии Багратиона, с которым участвовал в сражении под Смоленском. При Бородине Паскевич оборонял курганную высоту и лично водил войска в атаки. В заграничном походе брал Париж, а после завершения войн с французами оказался в оппозиции графу Аракчееву — из-за репутации слишком гуманного военачальника.
Во время русско-персидской войны 1826–1828 годов генерал возглавлял русскую армию на Кавказе, где разбил персов при Елисаветполе (Гянджа). Потом были новые победы: занятие Нахичеваня и Эривани — двух ханств, имевших ключевое значение на Кавказе. Продолжив движение вперёд, он занял Азербайджан и начал наступление на Тегеран.
В русско-турецкой войне, начавшейся в 1828 году, Паскевич продолжил успешно действовать на Кавказе. Ахалкалаки, Баязет, Ардаган…
В 1831 году полководца назначили командующим в Польше вместо скончавшегося Дибича. Его победы множились: в течение всего нескольких месяцев он разбил польскую армию, взял Варшаву и победоносно завершил кампанию. Из польской столицы генерал отправил императору Николаю I депешу: «Варшава у ног Вашего величества».
В 1849 году Паскевич получил армию, с которой по просьбе австрийского правительства воевал против венгерских повстанцев. Начав наступление в июле, уже в августе он полностью разгромил мадьяров и восстановил порядок на мятежных территориях.
Фельдмаршал князь Паскевич умер в 1856 году, во время Крымской войны, не перенеся известий о поражениях русской армии.
4. Александр Барятинский
Александр Барятинский родился в 1815 году и происходил из древнего княжеского рода ветви дома Рюриковичей. В шестнадцать лет юный князь, которого отец хотел видеть помещиком, управляющим своими имениями, с трудом убедил родителей дать согласие на его поступление в армию. Александр поступил в Гвардейскую школу, а затем попал в лейб-кирасирский полк.
В 1835 году из-за подозрений в романе с дочерью императора Николая I Марией князя отправили на Кавказ. Там он продемонстрировал недюжинную храбрость. Скандальная история не помешала его карьере, и в 1845 году он, уже будучи полковником, участвовал в Даргинском походе против войск Шамиля. В 1846 году, находясь проездом в Польше, офицер участвовал в подавлении Краковского мятежа.
С 1847 года Барятинский снова на Кавказе. Весь последний этап покорения этого неспокойного региона связан с его именем. Там он к 1856 году вырос до командующего Кавказской армией и наместника Кавказа. Именно там полководческие и административные дарования князя проявили себя в полный рост. Всего за три года военачальник смог полностью разбить части Шамиля, взять его неприступную крепость в ауле Гуниб и завершить эту тяжёлую войну.
После этого ещё молодой фельдмаршал прославился своими любовными подвигами, чем скомпрометировал себя в обществе и был вынужден уйти в отставку. Он подолгу жил за границей, откуда язвительно критиковал либеральные реформы Александра II.
5. Иосиф Ромейко-Гурко
Ромейко-Гурко родился в 1828 году в семье военных. Он учился в Санкт-Петербурге, в пажеском корпусе, из которого вышел офицером в лейб-гвардии Гусарский полк.
В 1849 году участвовал в походе фельдмаршала Паскевича в Венгрию. С началом Крымской войны ротмистр Гурко не стал отсиживаться в столице, а перевёлся в армейскую пехоту (после войны — вернулся в гвардию). В 1866 году получил под командование Мариупольский гусарский полк, а уже спустя год стал генералом.
Когда началась русско-турецкая война 1877–1878 годов, Гурко действовал в авангарде армии. Ему была поручена самая ответственная задача: овладеть горными перевалами и далее действовать за Балканами кавалерийскими отрядами, которые должны были парализовать турецкий тыл. Двадцать первого июня русская армия начала переправу через Дунай, а уже 25-го была захвачена старая столица Болгарии — Тырново.
Двадцать восьмого июня Гурко двинулся через Балканские горы и захватил Шипку, Казанлык и Стару-Загору. Наступление русского генерала было столь быстрым, что турецкий гарнизон Шипки просто бежал, бросив всю артиллерию и покинув идеальную оборонительную позицию. После этого генерал предпринял наступление на Нову-Загору и успешно разбил турецкий отряд. Однако в это время удар османов по Старой-Загоре заставил его отступить к Шипке. Уведя свои войска и удержав Шипку, Гурко фактически спас результаты летней кампании русской армии, вынужденной перейти к обороне.
Осенью генерал получил новое назначение, став командующим гвардии. В это время турки успешно обороняли отлично укреплённую Плевну, которая сковала основные силы русской армии. Тогда Гурко решил перерезать их линии снабжения, для чего 12 октября атаковал крепость Горный Дубняк. Это сражение стало одним из самых важных боёв в ходе войны. Крепость была взята, османский гарнизон в Плевне отрезан от внешнего мира и сдался через два месяца.
После падения Плевны Гурко вновь отправил свои войска за Балканы. Перевалив горный хребет, он уже 23 декабря вступил в Софию, где болгары встречали его как освободителя. В январе 1878 года он разбил турецкую армию у Пловдива, занял Адрианополь и открыл прямой путь к столице Турции. Османское войско перестало существовать в качестве организованной силы, а война была выиграна.
Имя генерала Гурко до сих пор весьма почитаемо в Болгарии.
А кого из русских полководцев XIX столетия, заслуживающих памяти, но почему-то забытых, вспомните вы?
МИХАИЛ ДИУНОВ
____________________________________________
Комментарии эксперта читайте в первоисточнике
Источник:
1 комментарий
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена