Что и почему изображали первобытные художники?
Специалисты считают, что жанры такого искусства возникали примерно в таком порядке: сначала появилась каменная скульптура, затем живопись, после – посуда. Антропологи выяснили, что более осмысленный подход человека к этому виду деятельности появился примерно 40 тысяч лет назад.
Искусством занимались жившие в те времена кроманьонцы – стройные, крепкого телосложения охотники с развитой речью. Они изготавливали отличные орудия от наконечников для копий до топоров.
Раскопки археологов доказывают, что кроманьонцы следовали первобытным охотничьим верованиям и колдовству. На местах стоянок первобытных людей были найдены фигурки зверей, пронизанные дротиками, а на стенах и сводах пещер были изображены сотни животных.
Историки считают, что расцвет наскальной живописи наступил около 10-15 тысяч лет назад.
Рисунки зверей встречались наиболее часто. Культурологи назвали склонность людей изображать животных звериным стилем. Он возник в бронзовом веке и дошел до раннеклассических государств. Его традиции можно также проследить в средневековом творчестве.
Первобытная живопись была двухмерной. Мастера не владели техникой передачи объема на плоскости. Объемными были только фигурки животных и людей. Кстати, одним из главных персонажей как рисунков, так и скульптур в эпоху палеолита был бизон. Он играл значимую роль в жизни первобытных людей.
По манере исполнения живопись достаточно разнообразна. Художники зачастую не соблюдали пропорции. Например, рядом с маленькой лошадью мог стоять огромный тур. Также у мастеров наскальных рисунков страдала перспектива, из-за чего композиции выглядели нелепо, с точки зрения современного человека.
Движение объекта обычно передавалось за счет положения ног, наклона тела или поворота головы. Что интересно, неподвижные фигуры практически не встречались.
Кстати, чтобы не изображали первобытные художники, археологи так не смогли обнаружить пейзажных рисунков. Возможно, первобытные люди не были эстетами и уделяли больше внимания религиозной составляющей. Они почитали, боялись и поклонялись животным, потому в живописи делали акцент именно на них.
Изображения зверей выполняли культовую функцию. Ученые отмечают, что религия и искусство возникли практически одновременно. В первом случае речь идет о почитании, во втором – о способе его выражения. Хотя некоторые считают, что религиозное видение мира возникло раньше.
Так как изображения зверей имели магическое значение, то процесс живописи был похож на обряд. Так, многие рисунки скрыты в недрах пещер, в узких проходах, где высота свода могла доходить всего до полуметра. В таких местах художники творили лежа при свете плошек с горящим животным жиром.
Одно из самых интересных свидетельств первобытной живописи – карстовые пещеры в Пиренейских горах. Некоторые из них представляют собой уникальные подземные галереи. А расположенную в Испании пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства, так как ее рисунки, по мнению ученых, в великолепном стиле отражают полноту творчества и духовные устремления людей.
Эти картины тянутся на 280 метров, а сама уникальная галерея состоит из множества залов. В одном из них можно встретить изображения бизонов, оленей, быков, кабанов, лошадей. Некоторые из них достигают двухметровой высоты.
Первобытные художники умело задействовали естественные рельефные выступы, что усиливало эффект рисунка. Кроме нарисованных и выгравированных фигур зверей, здесь присутствуют изображения, отдаленно напоминающие тела людей.
Еще несколько подобных известных галерей находятся во французской пещере Ле-Комбатель и в соседней Фон де Гом. Археологи обнаружили около 400 изображений медведей, мамонтов, оленей и т.д.
Собрание наскального искусства сохранилось в долине Камоника в Альпах, которая занимает более 80 километров. Ученые считают, что это наиболее полная и важная европейская коллекция. Первые рисунки здесь появились около 8 тысяч лет назад. Исследователи зарегистрировали порядка 170 тысяч наскальных изображений.
При исследовании вопроса, что и почему изображали первобытные художники, стоит уделить внимание их подручным материалам. Мастера использовали естественные красители и окиси металлов, которые применялись в чистом виде или при смешении с водой, животным жиром. Краски наносились рукой или кисточками, иногда человек выдувал на влажную стену цветной порошок, который складывался в узор.
Для глубоких наскальных рисунков художники пользовались режущими инструментами. Например, массивными каменными резцами. Сначала изображения были грубыми и неточными, но позднее мастера стали более аккуратными, делая ставку на плавные линии.
Кстати, исследователи венгерского университета им. Этвеша считают, что первобытные художники более точно передавали механику движения животных по сравнению с современными живописцами.
Они проанализировали более тысячи изображений и пришли к выводу, что в половине случаев древние люди абсолютно верно подмечали анатомические особенности зверей. А вот у мастеров Средневековья и Нового времени ошибок набралось гораздо больше.
По мнению ученых, такая разница обусловлена тем, что авторы наскальной живописи были намного ближе к природе: они лучше знали животных, их повадки, а потому могли их точнее рисовать.
Источник:
3 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
очередной тупой пост
Удалить комментарий?
Удалить Отмена