«Брат Митька помирает, ухи просит». История казака из фильма «Чапаев»
«Брат Митька помирает, ухи просит», — многим поколениям жителей бывшего СССР знакома эта фраза, ставшая символом отчаянной мольбы. Но молодые поколения зачастую не помнят, откуда она.
У тех же, кто постарше, перед глазами встает колоритный казак с бородой и глазами, полными отчаяния: «Брат Митька помирает… ухи просит». Так в фильме «Чапаев» говорил весельчаку Петьке, ординарцу Василия Ивановича, пойманный им у реки солдат Белой армии.
Сжалившись над казаком, Петька отпускает его… Но освобожденный не успевает принести уху: брат умер раньше. И возненавидевший своего командира казак уходит к красным.
Самородок из самодеятельности
Картина братьев Васильевых стала легендой не только в СССР. Национальный совет кинокритиков США в 1935 году признал «Чапаева» «Лучшим фильмом на иностранном языке». В 1937 году фильм получил Гран-при Парижской Всемирной выставки. «Чапаева» включают в топ-100 лучших картин за всю историю мирового кинематографа.
Неудивительно, что актеры, сыгравшие в ленте, что называется, проснулись знаменитыми. Исполнивший главную роль Борис Бабочкин на всю оставшуюся жизнь стал «Чапаевым».
Имя актера, сыгравшего казака, отчаянно пытавшегося добыть ухи для брата Митьки, вряд ли вспомнит сегодня кто-то, кроме историков кино. Степан Иосифович Шкурат — уникальный человек. Не имея актерского образования, он добился успеха, о котором многие профессионалы могут только мечтать.
Родился Степан Шкурат в декабре 1885 года на Полтавщине, в городе Кобеляки, в бедной семье. С ранних лет он стал батраком, затем освоил ремесло каменщика и печника. В 1905 году Степан поселился в городе Ромны. Там он присоединился к народным постановкам, которые организовывали местные энтузиасты. В 1910 году его пригласили в Роменский народный музыкально-драматический театр. При этом участие в спектаклях он продолжал совмещать с основной работой.
Ему было уже за 40, когда режиссер Иван Кавалеридзе, работавший в свое время в Роменском театре, вызвал Шкурата на киносъемки в Одессу. Дебютом в кино стала картина «Ливень». Дебютантом заинтересовался Александр Довженко, пригласив его в свою картину «Земля». Ему предстояло сыграть Опанаса Трубенко, отца главного героя. Своей игрой Шкурат потряс и режиссера, и всю съемочную группу. Он так вжился в образ, что по-настоящему рыдал на съемках «похорон сына» и его никак не могли успокоить.
Ему покорилась и опера
Довженко считал, что нашел настоящий бриллиант. По его мнению, Шкурат идеально умел передавать образ настоящего украинского крестьянина.
У Довженко Шкурат снялся в картинах «Иван», «Аэроград» и «Щорс».
А в 1934 году братья Васильевы пригласили его в фильм «Чапаев». Эта роль оказалась самой известной в карьере актера. «Брат Митька помирает, ухи просит», — повторяли за Шкуратом зрители, смотревшие «Чапаева» по десять раз и больше. В 1935 году Степану Иосифовичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
В 1937 году на экраны вышла картина «Запорожец за Дунаем». Это был не просто фильм, а фильм-опера, и Иван Кавалеридзе, снимавший картину, сомневался в том, что Шкурат, никогда не учившийся музыке, справится с задачей. Но природа одарила Степана Иосифовича прекрасным голосом, а владеть им его научили преподаватели в ходе ускоренного курса. В итоге Шкурат блестяще сыграл роль Ивана Карася.
В 82 года Шкурат снялся в фильме «Вий»
Свой образ жизни Степан Иосифович не менял: по-прежнему играл в Роменском театре, вместе с женой Гликерией воспитывал сначала детей, которых у них было 13, а затем и внуков.
В 1950-х на счету Шкурата было немало фильмов, но практически все роли были эпизодическими. Самой заметной оказалась его последняя кинороль: в 1967 году на экраны вышел знаменитый «Вий» режиссеров Константина Ершова и Георгия Кропачева. В фильме, где Леонид Куравлев рисовал «свят круг», а Наталья Варлей летала в гробу, Степан Шкурат сыграл Явтуха. К тому времени актеру было уже 82 года, сказывались болезни. Тем не менее он продолжал выезжать на выступления с местным хором.
В 1971 году Степану Шкурату было присвоено звание Народного артиста Украинской ССР.
Подкосила Степана Иосифовича смерть жены. Он пережил ее всего на полгода. Актер умер в феврале 1973 года в возрасте 87 лет и был похоронен на главной аллее кладбища города Ромны.
Артист ушел, а роли остались. В том числе и та самая, с крылатой фразой на все времена: «Брат Митька помирает, ухи просит».
Источник:
10 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена