Репортаж из «Снежинки»: как все устроено в новой колонии для пожизненно заключенных
Среди амурской тайги в Хабаровском крае у поселка Эльбан стоит единственная за Уралом колония для пожизненно заключенных. В некогда перспективном поселке в советские времена проживало около трех тысяч человек, сейчас – втрое меньше. В Эльбане находился завод по производству взрывчатки, но его не стало. И теперь «градообразующим предприятием» стала ИК-6… Тут шутят, что в поселке живут те, кто охраняет и те, кто сидит, те, кто будет охранять и те, кто сядет…
ИК-6 самая молодая из восьми колоний для пожизненно осужденных. И самая удаленная – расстояние от Москвы до Эльбана около 9 тысяч километров. Дорога занимает сутки. Сначала самолет до Хабаровска, потом поезд до Комсомольска-на-Амуре, а затем еще несколько часов на автомобиле.
Удручающие пейзажи полузаброшенного поселка
«Снежинка»
У всех колоний для пожизненно осужденных есть «народное» название: «Полярная сова» в поселке Харп, "Чёрный дельфин" в Соль-Илецке, "Чёрный беркут" в Свердловской области и т.д. Свое неформальное название ИК-6 получила благодаря одному из сотрудников колонии, который на досуге летал на параплане. Он сказал, что с высоты птичьего полета тюрьма похожа на снежинку. Так за ней и закрепилось это название.
Строить «Снежинку» начали в 1992 году по шведскому проекту. Но изначально предполагалось, что здесь будет изолятор временного содержания (ИВС) на 800 персон. Но планы изменились – самую старую российскую колонию «Черный беркут» решили закрыть, и всех сидельцев из нее начали партиями свозить в «Снежинку». Первый этап был 26 сентября 2017 года. В ИК-6 уже успели переехать свыше 100 «пыжей» - так нередко называют пожизненно заключенных.
Условия
Жизнь заключенных проходит по строгому расписанию: в 6 утра подъем, в 10 вечера – отбой. Большую часть времени арестанты проводят в своих камерах, которые рассчитаны на четверых человек, но чаще там живут по двое-трое.
Камера закрывается на решетку и металлическую дверь с несколькими замками – электрическим и обычным засовом. Внутри от пола до потолка идет решетка, перегораживающая доступ к окну. А на самом окне еще две решетки – снаружи и внутри.
По правилам каждому заключенному полагается ящик для личных вещей и ящик для зубной пасты, шампуня и т.д
Также в помещении есть стол с двумя стульями, которые прибиты к полу. На них можно сидеть до отбоя. На кровати же можно только спать – строго с 10 вечера до 6 утра – не разрешается даже сидеть. Поэтому в камерах пока двое сидят, один или двое (в зависимости сколько в камере проживает человек) ходят из угла в угол и читают, допустим, газету или общаются. Через определенное время арестанты меняются местами.
В камере есть радио, которое включается снаружи. В основном арестантам включают российскую попсу. Компьютеры и мобильные, разумеется, запрещены – из электроники только кипятильник и телевизор, который нужно покупать самостоятельно. Поэтому большинство камер «ящиком» не оборудованы.
Единственное место, где можно укрыться от глаз сокамерников и камер наблюдения – туалет, скрытый перегородкой
Режим пожизненного заключения отличается от общего или строгого тем, что все содержащиеся в колонии арестанты не видятся между собой – общение возможно только с сокамерниками. Других контактов у заключенных больше не будет. Разве что с самим собой, когда за конфликт или какой-либо проступок осужденного закроют в ШИЗО.
В «Снежинке» более тысячи видеокамер – они установлены в коридорах, камерах, на улице. Также на каждом этаже есть стеклянные «стаканы» наблюдательных пунктов, из которых сотрудник ФСИН наблюдают за осужденными. Система безопасности колонии похожа на систему, которая работает в крупных столичных аэропортах. На входе в ИК-6 стоят датчики, сканирующие сетчатку глаз. Сотрудники тюрьмы утверждают, что сбежать отсюда невозможно.
Жизнь и быт
Каждый осужденный имеет право на ежедневную прогулку. Обычно это полтора-два часа - зависит от провинностей и условий содержания. В «Снежинке» к заключенным относятся нежнее, чем, скажем, в «Черном дельфине», где арестантов еще несколько лет назад выводили на прогулку в черных мешках на голове и в согнутом состоянии.
Дворик для прогулок, по большому счету, представляет из себя ту же камеру – только вместо потолка зарешеченное небо.
В колонии есть магазин, где за свои деньги можно заказать сладости. Больше никаких развлечений тут нет. Работа в колонии еще не появилась. Хотя нескольким индивидуумам выделили рабочую камеру, где они рисуют иконы и раскрашивают картины. В будущем планируются запустить в «Снежинке» собственное производство – чтобы было чем занять арестантов.
Еду подают арестантам через маленькое окошко в двери. А меню по закону не может повторяться больше трех дней подряд. Журналисты, к примеру, застали такое меню: на завтрак каша с молоком, чай с сахаром и хлеб, на обед – суп с крупой, гороховая каша с мясом, морковный салат, кисель и хлеб, (а про ужин почему-то не рассказали). Всю еду развозят на тележках такие же арестанты, которые работают на кухне.
Через окна камеры невозможно увидеть внешний мир – только угол двора и периметр. Единственная связь с миром – это родственники. Если у осужденного нет нарушений, то он имеет право на два продолжительных свидания в году. То есть заключенный сможет прожить до трех дней, допустим, с женой, в помещении, которое оформлено под двухкомнатную квартиру, где присутствует кухня и спальня.
Также есть специальная комната для краткосрочных свиданий. Которая очень похожа на те, что нам показывают в американских фильмах – два ряда стульев за стеклянной перегородкой и телефоном. Поговорить таким образом с родственниками можно три раза в год максимум по четыре часа. Но родственники едут сюда крайне неохотно – колония находится далеко от всего, и «путешествие» сюда может влететь в копеечку.
Также в колонии есть психологи, которыми осужденные рассказывают о разрыве с близкими. Самыми популярными собеседницами являются женщины из психологической поддержки – они встречаются с осужденными ежедневно по четыре часа.
Для большинства, хотя скорее, для всех, находящихся в колонии - «Снежинка» - это последнее пристанище, здесь они останутся до конца своих дней. И если сравнивать ИК-6 с другими колониями для убийц, маньяков и прочих отморозков, то можно сказать, что они неплохо устроились.
Источник:
169 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Совсем башкой поехала? Может ему ещё б.л.ядей вызвать для отдыха пущего? Да водяры подогнать?
Пулю ему в башку, и в землю, что бы на воздухе не смердел. А лучше петлю на шею. Патроны ещё на такую мразоту тратить.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
.
Так-то ясен пень, там тяжело существовать. Не зарекайся, конечно, есть поговорка, но всё же!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена