«Почетные белогвардейцы» Советского Союза
Трагический исход... но ведь кое-кто и вернулся. Иные же вовсе никуда не уплывали.
Это привело к массовой эмиграции. Один только барон П. Н. Врангель ухитрился вывезти из Крыма в ноябре 1920 года порядка 150 тысяч человек, в массе своей — солдат и офицеров антибольшевистской Русской армии.
Русская же эмиграция за границей насчитывала, по некоторым данным, несколько миллионов человек. Правда, многие в итоге вернулись на родину. Способствовала этому амнистия рядовых участников белого (и не только) движений, которую большевики огласили в 1921 году.
Некоторые белые офицеры и казаки оказались в Красной армии еще в период Гражданской войны. Молодая советская власть остро нуждалась в военных специалистах, потому порой пленных «беляков» ставили в строй и использовали, например, в войне с поляками.
Несомненно, многие бывшие белые, махновцы, петлюровцы, эсеры и так далее пострадали от сталинских репрессий, так как являлись в глазах руководства СССР потенциально ненадежными элементами.
Яков Александрович Слащев-Крымский, наверное самый известный белый офицер на службе в Красной армии, полковник Генштаба старой армии и генерал-лейтенант в Русской армии генерала Врангеля, один из лучших полководцев Гражданской войны, все свои таланты проявивший на белой стороне.
Тем не менее, многие офицеры и рядовые участники белого движения умудрились уцелеть, а судьба их завершилась в итоге более-менее благополучно.
Притом далеко не все такие «белогвардейцы» нашли себе применение в военной сфере. Некоторые бывшие борцы с большевизмом неплохо устроились и на «гражданке» будучи, например, деятелями культуры.
Сегодня рассказ об удивительных судьбах нескольких таких людей.
Леонид Сергеевич Карум, кадровый офицер царской армии и командир Рабоче-Крестьянской Красной армии, между двумя этими фотографиями его жизнь претерпела серьезные изменения: он успел послужить в армии гетмана Скоропадского, русской армии ген. Врангеля, и будучи родственником известного писателя М.Булгакова, оказался запечатлен и в литературе, став прототипом Тальберга в романе «Белая гвардия».
М.И.Василенко, капитан старой армии, окончил ускоренный курс Николаевской Академии Генерального штаба, в РККА комкор. В 1918 году служил в армии Комуча, в Красную армию попал в 1919 году и к концу Гражданской войны уже командовал рядом армий.
Не очень известный факт — из десяти командующих фронтами на заключительном этапе войны (см. фото) двое военачальников имели в своем личном деле отметки о службе в белых и национальных армиях. Это маршал Говоров (во втором ряду в центре) и генерал армии, впоследствии также маршал, Баграмян (во втором ряду крайний справа).
1. Леонид Александрович Говоров.
В свое время белогвардейским офицером был... целый советский маршал, Леонид Александрович Говоров!
Родился будущий военачальник в крестьянской семье. В 1916 году Говорова мобилизовали в Русскую императорскую армию, в которой он дослужился до прапорщика.
В 1918 году поддержал, вместе с братом, Народную армию Комуча, став там артиллеристом-офицером.
За белых Леонид Александрович провоевал больше года, с сентября 1918 по декабрь 1919 года! Принимал участие в многочисленных боях, застал Весеннее наступление Колчака, сражался на реке Тобол, дослужился до подпоручика.
В советское время говорили о насильственной мобилизации Говорова, но по современным данным, он пошел воевать добровольцем.
Однако в декабре 1919 года Говоров дезертировал из отступающей армии Колчака, притом вместе с частью подчиненных. Успел поднять антибелое восстание в Томске. Потом сражался с белогвардейцами барона Врангеля на Перекопе.
Л. А. Говоров в 1923 году.
В межвоенное время закончил ряд курсов для командного состава, затем занимался преподавательской деятельностью, писал военные труды.
Л. А. Говоров — один из «архитекторов» прорыва линии Маннергейма. За успехи в Советско-финской войне Говорова сделали комдивом и наградили орденом Красной звезды.
В период Великой Отечественной войны Л. А. Говоров стал маршалом Советского Союза. В самом деле, его роль на Ленинградском фронте была крайне велика: войска Говорова снимали блокаду с Ленинграда.
Умер Л. А. Говоров в 1955 году. Современники отзывались о нем как о хладнокровном, организованном военачальнике.
2. Тимофей Тимофеевич Шапкин
Кто стал кадровой основой для антибольшевистских формирований? Обычно сразу вспоминают казаков и офицеров. Действительно, донские, кубанские, уральские и иные казаки сумели потрепать большевикам нервы в годы Гражданской войны.
Некоторые казаки потом воевали на стороне Третьего Рейха. Среди этих личностей нашлось немало полководцев времен Гражданской и Первой мировой войн. Например, бывший атаман Донской армии П. Н. Краснов и кубанский генерал-лейтенант А. Г. Шкуро.
Но далеко не все казаки ушли в эмиграцию и стали потом сторонниками Германии.
Тимофей Шапкин был потомственным донским казаком, много лет служил в Русской императорской армии, стал в 1916 году подхорунжим. Награжден в годы Первой мировой войны аж тремя Георгиевскими крестами.
В Добровольческой армии белых — с января 1918 года. За белых воевал больше двух лет, дослужился в итоге до подъесаула. Дрался под Царицыном и на Кубани, под Новороссийском и на Дону.
Но в марте 1920 года перешел на сторону Красной армии, причем, как и Л. А. Говоров, вместе с подчиненными.
Геройски проявил себя в боях с поляками и врангелевцами, в январе 1921 года стал командиром кавалерийской дивизии.
В двадцатые годы жизнь Т. Т. Шапкина была насыщенной: он дрался с басмачами, воевал с повстанческими формированиями, учился на военно-академических курсах, инспектировал кавалерию.
Был награжден тремя орденами Красного знамени.
В 1938 году Т. Т. Шапкин стал коммунистом.
Апогеем его жизни стала Великая Отечественная война. Тимофей Тимофеевич руководил кавалерийским корпусом и сыграл важную роль в Сталинградской битве.
Именно упорное сопротивление кавалеристов Шапкина помешало наступлению танкистов Эриха фон Манштейна. В итоге, немцы так и не смогли деблокировать окруженную под Сталинградом Шестую армию вермахта под командованием Паулюса.
Т. Т. Шапкин еще успел принять участие в Ростовской наступательной операции. Но увы, войну не пережил. Скончался от естественных причин в марте 1943 года.
Да, как мы видим, судьба играет с людьми как хочет. Сегодня ты белоказак — завтра советский генерал-лейтенант. Несмотря на все трудности, часть бывших белых сумела различными путями «интегрироваться» в советское общество.
Но уж совсем удивительным кажется случай одного из белых генералов, который не просто не был репрессирован большевиками, но сумел стать... генералом и в Красной армии!
Одно дело быть просто «поручиком Голицыным» или мобилизованным крестьянином-сибиряком, а потом уже пойти к красным. Другое — быть белогвардейским генералом, попасть в плен к большевикам и... стать военачальником у них.
3. Аполлон Яковлевич Крузе.
Дворянского происхождения. «Старый» кадровый офицер, закончивший Владимирское военное училище. Геройский проявил себя на фронтах Первой мировой войны, несколько раз ранен.
В Красную армию попал по мобилизации еще весной 1918 года. Но уже летом 1918 года выступил против большевиков. Аполлон Яковлевич руководил белогвардейскими штабами различных формирований полтора года, на сторону красных обратно переходить не стремился.
Дворянского происхождения. «Старый» кадровый офицер, закончивший Владимирское военное училище. Геройский проявил себя на фронтах Первой мировой войны, несколько раз ранен.
В Красную армию попал по мобилизации еще весной 1918 года. Но уже летом 1918 года выступил против большевиков. Аполлон Яковлевич руководил белогвардейскими штабами различных формирований полтора года, на сторону красных обратно переходить не стремился.
Но в 1920 году, во время разгрома армий Колчака, попал в плен к большевикам. Стал в итоге прославленным преподавателем тактики. Принимал участие в работе военной кафедры коммунистического университета в Ленниграде.
Потом преподавал тактику в военной академии РККА имени Фрунзе.
Во время Великой Отечественной войны занимал ряд важных должностей, 24 гвардейский корпус под командованием А. Я. Крузе освобождал столицу нынешней Словакии, Братиславу.
В послевоенное время также занимал разные важные должности, например, был с 1950 по 1954 годы заместителем начальника Военной академии связи имени С. М. Будённого.
В Русской императорской армии А. Я. Крузе дослужился до подполковника. В армии Колчака он стал генерал-майором. У большевиков дослужился до генерал-лейтенанта.
Репрессиям не подвергался, умер в 1958 году.
Такую благополучную судьбу можно объяснить исключительными военно-стратегическими талантами А. Я. Крузе. Кстати говоря, незадолго до начала Великой Отечественной войны войны А. Я. Крузе стал коммунистом.
4. Борис Аполлинариевич Герасимов.
Конечно, многие бывшие белогвардейцы вовсе не стремились идти на военную службу в РККА. Напротив, подыскивали себе в большей степени «мирные» профессии. Особенно это касалось молодых вояк, чью жизнь в немалой степени поломали войны и революционные события. Один из таких бывших белогвардейских офицеров стал в СССР... оперным певцом.
Происходил он из многодетной семьи служилых дворян. Был настоящим патриотом: с началом Первой мировой войны пошел добровольцем в армию, хотя Б. А. Герасимову еще не было восемнадцати лет.
Сражался храбро, был ранен, дослужился при царе до поручика. Во время Февральской революции солдаты избрали Герасимова председателем полкового комитета. В это непростое время Борис Аполлинариевич стал капитаном.
Октябрьскую революцию не принял, отбыл в Екатеринбург. Вскоре город заняли белогвардейцы на пару с Чехословацким корпусом. Герасимов считал большевиков архитекторами позорного Брестского мира, а также диктаторской силой.
Б. А. Герасимов пошел добровольцем в Народную армию Комуча, став там подполковником. В белых войсках служили многие друзья Бориса Аполлинариевича.
В 1919 году, в разгар наиболее ожесточенных боев, стал полковником. По свидетельствам современников, отличался редкой храбростью, был ранен.
Летом 1919 года Б. А. Герасимов, будучи больным тифом, попал в плен к красным, но выжил. Видимо, помогло тяжелое состояние — сначала тиф, потом припадки эпилепсии. К тому же, Герасимова нашла жена, Инна Архипова.
А после окончания войны Борис Аполлинариевич смог, наконец, заняться любимым делом. Он стал знаменитым оперным певцом.
Кстати, Борис Аполлинариевич был родным братом советского режиссера, Сергея Герасимова.
Баритон Герасимов гастролировал по многим городам СССР, включая Москву, Пятигорск, Ташкент, Сталинград.
Работал в Музыкальном театре Немировича-Данченко, в Студии имени Станиславского.
Умер Борис Аполлинариевич в 1970 году. Можно сказать, что его судьба сложилась счастливо: остался на родной земле, преследованию со стороны новой власти не привлекался, хотя и был активным ее противником в годы Гражданской.
Получается, что некоторые бывшие ярые враги большевиков сумели устроиться не только в армии, но и в мирных сферах деятельности. Поражает количество бывших белых (как среди эмигрантов, так и среди тех, кто вернулся/остался на родине), которые имели какие-либо творческие способности.
Возможно, некоторые будут удивлены интересной вехой в биографии достаточно знаменитого советского писателя.
5. Евгений Львович Шварц.
Заслуженный советский писатель, поэт и сценарист, Е. Л. Шварц, несомненно, внес огромный вклад в развитие отечественной культуры.
По замечательным сценариям Шварца были созданы такие именитые советские развлекательные фильмы, как «Каин XVIII», «Снежная королева», «Золушка». Евгений Львович писал пьесы, принимал участие в создании театральных постановок.
Работал в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
Но мало кто знал, что Е. Л. Шварц успел повоевать в Добровольческой армии белых. Притом он был «первопоходником» — присоединился к силам генерала Корнилова еще в самом начале Гражданской войны.
Шварц был призван в армию в 1917 году, был по сути еще совсем молодым человеком, юнкером. Возможно, юношеский идеализм заставил Евгения Львовича присоединиться к белым?
Как бы то ни было, Шварц принимал участие в боях за Екатеринодар. Это сражение было крайне тяжелым, закончилось гибелью многих солдат и офицеров белых, включая самого генерала Корнилова.
Прапорщик Шварц же получил контузию и тремор рук до конца жизни. Но после выписки из госпиталя в белые войска не вернулся, предпочел учебу. Есть мнение, что сам Шварц придумал себе «алиби», по которому он в 1918 году якобы находился в «красном» продотряде.
Кроме того, последствия контузии делали его негодным для дальнейшей строевой службы, потому Шварц остался штатским человеком, в дальнейших событиях Гражданской войны участия не принимал.
В итоге занялся любимым делом, а о тех страшных событиях 1917—1918 гг. старался не вспоминать...
Некоторые бывшие белые, не афишируя свое «антисоветское» прошлое, двинулись после окончания Гражданской войны еще и в науку. Один такой специалист оказался, в конечном счете, крайне полезным для советской власти.
Е. И. Шварц (в центре) с родителями и братом.
6. Анатолий Петрович Александров.
А. П. Александров был одним из титанов советской ядерной энергетики. Его роль на этом поприще трудно переоценить.
Анатолий Петрович был заместителем самого И. В. Курчатова, внес огромный вклад в создание атомного оружия. Кроме того, при Александров был инициатором создания энергетических установок для «гордости СССР» — атомных ледоколов.
При участии Анатолия Петровича была построена первая атомная подводная лодка. Много лет А. П. Александров был президентом Академии наук СССР и директором института Атомной энергии.
Что и говорить, человечище. Один из архитекторов советского ядерного щита, умнейший исследователь и преподаватель. Но... А. П. Александров в свое время служил в Русской армии барона Врангеля!
Попал он в ряды белогвардейцев будучи шестнадцатилетним юнкером, в феврале 1919 года. Вместе с товарищем встретил знакомого офицера, который и завербовал их в белую гвардию.
Молодой А. П. Александров служил у белых пулеметчиком, воевал геройски, имел боевые награды.
Но в 1920 году отказался от эвакуации, оставшись в Крыму. Есть мнение, что выжить будущему физику-ядерщику помогла сочувствующая «комиссарша».
Бывало, что А. П. Александров в кругу семьи вспоминал об ужасах Гражданской войны. О том, как «подпускал поближе» кавалерийскую лаву, как у него на руках умер товарищ, как он пустил поезд под откос...
Но судьба уберегла Анатолия Петровича, который в итоге предпочел науку военному искусству. И не прогадал...
Анатолия Петрович прожил долгую и плодотворную жизнь. Умер в 1994 году, в возрасте 91 года.
Вот такие интересные судьбы необычных людей XX века, которые служили в белых войсках. Но в итоге сумели принести пользу и победителям Гражданской войны. Кто-то в качестве военного деятеля, остальные же — в «мирных» областях.
Источник:
3 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена