Хал-Сафлиени Гипогей – древних храм и его загадки
какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный лабиринт? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может
Хал-Сафлиени был открыт совершенно случайно. В 1902 году в пригороде Паолы велось интенсивное жилищное строительство. Строители, приступив к сооружению очередного дома, пробили в скале колодец, в котором предполагалось установить цистерну для сбора воды. При этом выяснилось, что в толще скалы имеется какая-то полость.
И хотя было ясно, что пещера имеет искусственное происхождение, застройщики, не желая терять прибыль от выгодной концессии, приказали продолжать работы. А в пещеру стали сбрасывать строительный мусор.
Однажды стройку посетил иезуит отец Эммануил. Он сумел осознать значение этой находки и добился у городских властей разрешения начать раскопки. Внутри подземной полости со множеством конусообразных и яйцеобразных помещений иезуит обнаружил человеческие скелеты, из-за чего вначале предположил, что здесь находится кладбище катакомбной церкви первых лет христианства.
Но этому предположению противоречило отсутствие какой-либо христианской символики внутри пещеры. Стены были покрыты геометрическими узорами, в основном в виде спиралей. Кроме человеческих, были найдены останки жертвенных животных, что также опровергало первоначальную гипотезу.
После смерти отца Эммануила в 1907 году раскопки продолжил мальтийский археолог Теми Заммит. Наиболее значительным из его открытий является «Палата оракула» с удивительными акустическими свойствами, о которых речь пойдет ниже. Исходя из этого, Заммит предположил, что в храме в эпоху Античности находился оракул, паломничества к которому совершали жители всех стран Средиземноморья.
Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.
Кроме того, при раскопках была обнаружена небольшая глиняная фигура тучной женщины, лежащей на боку в позе эмбриона (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах Хал-Сафлиени). Эта статуэтка получила название «Спящая праматерь».Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем 34 помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 квадратных метров. Они соединены переходами-туннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться новому человеку.
В 1980 году гипогей включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества.
Палата оракула
Это, пожалуй, самый интересный объект. Он находится на втором уровне гипогея. В этой комнате вровень с лицом человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если что-то в нее сказать низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям. Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.
Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в «Палате оракула» резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности в ирландском Ньюгрейндже.Подобные акустические эффекты оказывают огромное влияние на психику людей. По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.
Это ведет к некоторому изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Это при условии, что Хал-Сафлиени действительно создавался как подземный храм. Но есть и другая гипотеза предназначения «Палаты оракула», о которой будет сказано далее.
Камера, из которой не возвращаются
В 1940 году гипогей посетила известная исследовательница Луиза Джеззап, работавшая в английском посольстве на Мальте. Во время экскурсии ей удалось уговорить гида, чтобы тот позволил ей проникнуть в эту таинственную нишу.
Тот сначала не соглашался, но в конце концов вынужден был отступить под напором эксцентричной иностранки, лишь предупредив, что это очень опасно и он не отвечает за последствия.
Мисс Джеззап взяла свечу и велела своим друзьям взять в руки ее длинный шарф, чтобы страховать женщину. Протиснувшись в отверстие, отважная исследовательница обнаружила, что стоит на небольшом выступе скальной породы на краю узкой, но, вероятно, очень глубокой пропасти, за которой просматривались очертания огромного зала.
На другой стороне пропасти, чуть ниже, был такой же выступ, а сразу за ним начинался туннель, ведший куда-то вглубь скалы. Возле него мисс Джеззап увидела каких-то волосатых существ, которые были похожи на людей. Они запустили в женщину камнем. Перепугавшись не на шутку, мисс Джеззап бросилась назад. Гид совсем не удивился ее испугу. Похоже, он прекрасно знал, что она могла там увидеть.
А через неделю после этого в гипогее пропала группа из 30 школьников вместе со своим учителем. Оказалось, они полезли именно в тот туннель, откуда сбежала мисс Джеззап. Случайно или нет, но в этом проходе сразу же произошел обвал.
Поисковые партии раскопали лаз, но нашли лишь обрывок страховочной веревки, которую тянули за собой экскурсанты от погребальной камеры. Она была перерезана чем-то острым. Никаких следов детей и их наставника найти не удалось.
Потом мальтийцы слышали детский плач и крик, доносившиеся из-под земли в самых разных частях острова. Но точно установить, откуда шли эти звуки, так и не сумели. Поговаривают, что сеть катакомб проходит под всем островом и даже за его пределами, якобы доходя даже до Италии, так что немудрено в этом лабиринте затеряться навеки. А начало свое он берет именно в гипогее.
Защитное убежище
На втором уровне — двухметровый колодец, в котором вроде как разводили змей или типа того… На третьем уровне можно наблюдать грунтовые воды, некоторые его помещения, как предполагают, использовались как склады. Интересна и самая нижняя комната, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Она находится на глубине 10.6 метров. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных. Предполагают, что в Гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитатели Мальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. На стенах были обнаружены геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях.
Гипогей Хал Сафлиени служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери. Мария Гимбутас связала Хал Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе. В качестве подтверждения того, что в Хал Сафлиени процветал культ женского плодородия, она указывает на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена неолитическая статуэтка спящей тучной женщины, продолжающая традицию палеолитических венер. Это сооружение вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Cооружение датируется 3600 годом до нашей эры (называются и другие даты между 4500 и 5000 годами до нашей эры). Точнее так — верхний «этаж» (3600-3300 до н.э.), средний (3300-3000 до н.э) и нижний (3150 — 2500 до н.э).
Источник:
4 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена