Загадка «Ночного дозора»
Изначально картина носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кука и лейтенанта Виллема Рейтенбюрга», спустя некоторое время за картиной закрепилось народное название «Ночной дозор».
Гильдия голландских стрелков, решив украсить стены нового штаба картинами, прославляющими мушкетёров, заказали шесть групповых портретов. Шесть стрелковых рот, шесть групповых портретов. Все картины писали разные художники.
Рота капитана Кука, состоящая из восемнадцати человек, обратилась с заказом к популярному и всеми облюбленному Рембрандту ван Рею. Каждый из стрелков заплатил почти по сто флоринов. Сумма внушительная и, конечно же, заказчики ждали соответственной работы.
Групповой портрет был в моде; компания людей размещалась на переднем плане, все они разодеты в лучшие наряды и блещут тщеславием и важностью. Конечно же, каждый стрелок из роты капитана Кука, заплативший равные суммы, ожидал увидеть себя во всей красе. Но Рембрандт размышлял иначе и сделал все по-своему.
Несмотря на всю патриотичность сюжета и мастерскую работу со светом, заказчики остались не довольными картиной. Вместо статичного парадного портрета, мушкетёры увидели разношерстную толпу людей, выходящих из темной арки. Мало того, что никто не смог узнать себя, так художник еще умудрился добавить на полотно шестнадцать неизвестных человек, которые даже не платили.
Картину все же повесили в здании стрелкового общества, где она провисела до 1750 года. Потом общество распалось и картину перевесили в здание городской ратуши. Полотно оказалось слишком большим для выбранного места, пришлось обрезать его с нескольких сторон.( Сохранилась старая копия, на которой можно увидеть не обрезанную картину). «Ночной дозор» занял на стене не самое завидное место, прямо напротив камина. Долгое время картина покрывалась сажей, копотью и пылью. Со временем она потемнела, собственно, поэтому картину и стали называть «Ночной дозор».
До 1808 картина регулярно меняла свое местоположение, пока не оказалась в государственном музее Амстердама. Во время Второй мировой войны картину хранили в свернутом виде в пещере горы св. Петра.
После войны картину решили отреставрировать и почистить. Убрав вековой слой копоти, обнаружилось, что это вовсе не ночной, а дневной дозор. Вся эта пыль и грязь создавали впечатление полумрака. Кажется, что все действие происходит ночью, но на самом деле дозор выходит из арки, судя по теням, часа в два пополудни.
На долю «Ночного дозора» выпало немало покушений.
В 1911 году неизвестный полоснул пару раз картину сапожным ножом. Спустя шестьдесят с лишним лет произошло второе злоключение. Безработный учитель пришел в музей и несколько раз проткнул полотно ножом. Спустя полгода учитель покончил с собой, а «Ночной дозор» восстанавливали четыре года. Третий инцидент произошёл в 1990 году. Неизвестный облил картину кислотой. Охрана среагировала быстро и успела смыть кислоту, пострадал лишь небольшой слой лака.
На протяжении многих лет искусствоведы ломают головы над главной загадкой картины – кто эта девочка в центре картины?
Предполагается, что золотое платье художник для компенсации яркого наряда лейтенанта. Такой художественный прием сохраняет целостность композиции и более приятен для зрительного восприятия.
Не утихают вопросы и вокруг лица девочки, слишком оно не детское. Исследователи творчества ван Рея здесь находят сходство с лицом жены художника Саскией. В те годы, когда Рембрандт писал «Ночной дозор» Саския была смертельно больна, видимо таким образом художник хотел увековечить свою возлюбленную.
Сама девочка окружена некоторыми символами. На поясе у нее курица и мушкет. Некоторые считают, что девочка продавала провизию мушкетёрам, другие считают ее талисманом стрелков. Но есть и те, кто считает все это некой шуткой, якобы когти птицы и оружие это игра слов.
Птичьи лапы и мушкет на голландском языке созвучны (klouw-коготь, kloven –мушкет), Мушкетеров называли кловенерами (klovenier) и у них была эмблема в виде лапы хищной птицы, но вот только ни как не курицы.
Может этим каламбуром с курицей и мушкетом художник хотел высмеять мушкетеров, которые уже десять лет не воевали, позабыли как маршировать и стрелять, но продолжают выряжаться и любоваться собой.
Вернемся к девочке и ее свечению. Если она находится в центре картины ради банального сохранения композиции и ради золотого сечения, то почему вместо нее Рембрандт не написал стрелка, который заплатил деньги. Здесь явно что-то другое. Может она и есть смысл всей картины, главный персонаж, ради которой ван Рейн нарушил каноны группового портрета, устроил балаган и решился на новаторство. Может быть, девочка ключ к разгадке всей картины? Над этим искусствоведам придется потрудиться, ведь картина оставляет больше вопросов, чем ответов.
Источник:
3 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена