Чудеса дрессировки или крипота: как постили котиков в доинстаграмную эпоху
Автором этой серии фотоснимков, притягательность которых до сих пор удивляет зрителей, был талантливый американец Гарри Уиттиер Фрис. Кстати, стал он фотографом умилительных зверюшек совершенно случайно.
Когда Гарри был еще подростком, вся семья собралась на празднование дня рождения. Кто-то принес с собой бумажную шляпу, и все сидящие за столом передавали ее из рук в руки, примеряя по очереди.
И тут один из домочадцев решил надеть шляпку на кота. Тот на удивление терпеливо вынес такую примерку, и Гарри Фрису удалось сфотографировать его в таком виде.
Снимок оказался на редкость удачным. Тогда Гарри его обработал и сделал несколько подобных кадров. А затем попытался предложить эти фотографии компании, выпускающей открытки. На рубеже веков художественные открытки только вошли в моду, и издатели приветствовали любые творческие идеи. Снимки купили - и Фрис стал фотографировать животных.
Гарри Фрис родился в местечке Рединг, в американском штате Пенсильвания, весной 1879 года. Большую часть своей жизни он провел в родном штате. Его увлечение фотографией принесло ему известность и деньги.
Котик Рэгс, который жил в семье Гарри, стал его лучшей моделью. У хвостатого оказалось поистине ангельское терпение. Он мог фотографироваться и в одиночку, и в компании с другими животными, к примеру, утятами...
"Нянечка", 1914
Когда Фрис только начинал продавать свои работы "открыточникам", сюжеты его фотографий были довольно просты. Например, три котенка, сидящих в ряд, или щенок в маленьком гамаке... Позднее сценарии снимков стали более сложными и сюжетными.
Фрис придумывал для своих хвостатых моделей самые разные сцены: от работы на кухне до щенячьей пожарной команды. Он сам создавал миниатюрный реквизит и предметы мебели.
Казалось, его фантазии нет предела: фотограф создает декорации с кинокамерой, миниатюрными кроватками, здесь и умывальник, гладильная доска, лестница, старомодный микрофон, велосипеды и санки - это только часть предметов, которые он создавал своими руками.
Зная, что люди не могут не поддаться обаянию маленьких зверей, Фрис начал подбирать для своих снимков всё более и более юных "моделей". Он убедился, что щенки и котята наиболее фотогеничны в возрасте от шести до десяти недель. Поэтому фотографу постоянно требовались новенькие животные...
Фрис начал одалживать мелких животных у соседей. А затем - и брать их в аренду в местном зоомагазине. Порой он фотографировал птенцов, кроликов и даже поросенка (по словам Фриса, это было самое трудное).
Еще одна поломка экипажа без лошадей.
Но настоящими любимцами Гарри Фриса были котята. Кстати, костюмы для них делались особо жесткими, чтобы успеть заснять животных в нужной позе. С шитьем ему помогала экономка, миссис Энни Эдельман.
"Создатели вреда", 1915
Вскоре фотоснимки Гарри Фриса стали очень популярными, их расхватывали не только для печати открыток, но и для книг, календарей и журналов.
Но вот жизнь самого фотографа, оказывается, была не такой уж забавной. Работа с животными была довольно нервным занятием, и постепенно стала вызывать у Фриса такое сильное беспокойство, что принял решение тратить на фотосъемки только три месяца в году.
Оставшиееся недели и месяцы он посвящал обдумыванию идей и подготовке реквизита для съемок. А также писал небольшие рассказы к ним.
Начиная с 1915 года, известные издательства начали выпускать книги с рассказами и фотографиями Фриса. Первой из них стала книгой были Little Folks of Animal Land 1915 года, а самой успешной - Animal Mother Goose с фотоиллюстрациями (1921 год).
Неудивительно, что фотограф сделал немало наблюдений из области зоопсихологии. Так, он писал, что кроликов легче всего фотографировать в костюмах, но они не смотрятся достаточно очеловеченными. Внимание котенка легче всего удерживать, воздействуя на его зрение.
А вот щенки настолько радуются, что человек им уделяет внимание, что их сначала нужно успокоить, а затем использовать звуки, чтобы привлечь их внимание к объективу.
Порой фотографии животных, сделанные Фрисом, использовались в рекламе, например, молочной продукции. А коненок по имени Сноуи стал героем целой серии рекламных иллюстраций: по сюжету, он покупает простыни, стирает их, гладит и, наконец, заправляет постель. Фотографии стали настолько популярными, что в 1940-х годах одна из компаний по производству хлопка сделала котенка своим талисманом.
Гарри Фрис был фотографом-пионером в то время, когда практически не было спецэффектов. И тем более никакого Фотошопа.
Озадаченные репортеры то и дело задавали ему вопрос: как он добивается такого послушания от животных? Эти кадры каким-либо образом сфальсифицированы или он чем-то одурманивает своих моделей?
Сам Фрис неизменно уверял журналистов и почтеннейшую публику, что не использовал в своей работе с животными никаких необычных или бесчеловечных средств. А главной составляющей для получения отменного результата называл терпение.
Фотограф называл свои методы исключительно гуманными и подчеркивал, что часами работает с молодняком, который арендовал в зоомагазинах. Однако до сих пор в это верят далеко не все...
Некоторые современные наблюдатели напоминают о традициях посмертных снимков, распространенных как в викторианскую эпоху, так и в начале двадцатого столетия. Тогда не видели ничего ужасного ни в таксидермии, ни в снимках с чучелами животных.
Возможно, не все из этих очаровательных зверюшек на снимках живы уже в тот момент, когда позируют перед камерой.
Хотя Фрис стал известным и довольно успешным фотографом, на протяжении всей своей жизни он не мог похвастать особой финансовой стабильностью...
Он никогда не был женат, посвятив свою жизнь фотографии и заботе о родителях. После их смерти в 1940-х годах Фрис переехал во Флориду, где жил в уединении. В какой-то момент ему был поставлен диагноз - рак...
Гарри Уиттиер Фрис умер в марте 1953 года. Из некролога в "Санкт-Петербург Таймс":
"Удрученный неизлечимой болезнью, Гарри Уиттиер Фриес, 74 лет, ...однажды воскресным утром покончил с собой, включив газовую плиту. на кухне".
Так каково же место Гарри Уиттиера Фриса в истории американской фотографии?
"Рискну сказать, что он даже не числится в числе мастеров объектива, которым уделяют внимание историки или критики", - говорит Уильям Б. Беккер, создатель онлайн-музея американской фотографии...
Источник:
7 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена