10 культовых картин, на которых выросли дети 80-х
Вспоминаем, на каком кино выросли те, кто в 80-е был советским школьником.
«Кинг-Конг» / King Kong (1976)
Массовый советский зритель не видел оригинального «Кинг-Конга» 1933 года и мог бы не увидеть его ремейк, снятый в 1976 году, если бы не слишком удачная картина режиссера Джона Гиллермана с Джеффом Бриджесом и Джессикой Лэнг внезапно не получила продолжение – «Кинг-Конг жив».
Советский прокат закупил сразу обе ленты, и 1988 год стал в наших кинотеатрах Годом Обезьяны – не знакомые с историей Конга и не имеющие представления о Годзилле зрители всех возрастов ломились посмотреть, как огромное животное шагает по улицам мегаполиса, держа в лапе крохотную девушку.
Художественных достоинств у этих картин – кот наплакал, но в зрелищности с ними тогда мало кто мог потягаться, так что билеты в кино расходились со скоростью ветра.
«Козерог-1» / Capricorn One (1977)
Это сегодня невообразимо большое число далеких от космоса обывателей считает, что НАСА в 60-70-х годах фальсифицировало высадку американских астронавтов на Луне, а сорок и тридцать лет назад в подобную конспирологию по обе стороны океана верили считанные единицы.
Это не помешало выйти в свет картине «Козерог-1», в которой правительство США пытается инсценировать полет астронавтов к Марсу, однако заговор оказывается раскрыт. В 80-х, впрочем, зрители в СССР не видели в картине намеков на «Лунную аферу», куда интереснее было смотреть на разворачивающийся вокруг государственной тайны детективный сюжет.
Ну, и кадры с космическими запусками здесь совершенно невероятные.
«Конвой» / Convoy (1978)
Приключенческий боевик режиссера Сэма Пекинпы «Конвой» вышел в США еще в 1978-м, но в СССР его решились показать широкому зрителю только в начале 1980-х, да и то лишь как иллюстрацию борьбы простых работяг-дальнобойщиков с коррумпированной и жестокой капиталистической властью. Справедливости ради, советским мальчишкам социальный подтекст и символы протеста были до лампочки – они бежали в кинотеатры на «Конвой», чтобы на большом экране посмотреть на огромные тягачи (там даже спальное место сзади есть, ого!), впечатляющую колонну фур, сметающую все на своем пути, ну, и на падение грузовика с моста.
Бескомпромиссный водитель по прозвищу Резиновый Утенок стал героем школоты не меньшим, чем Д’Артаньян или рыцарь Айвенго.
«Ангар 18» / Hangar 18 (1980)
Советская фантастика приучила нас к тому, что внеземные цивилизации представляют собой либо равноценные землянам общества строителей коммунизма, либо неразвитые системы, которым требуется рука помощи. Американский взгляд на проблему был совершенно иным, поэтому культ НЛО, частенько возникающий в западной кинофантастике, был нашему зрителю непонятен.
Но интересен, о чем говорит популярность фантастического триллера «Ангар 18», рассказывающего осовремененную версию легенды о Розуэллском инциденте и захвате ВВС США инопланетного корабля.
Для того, чтобы подготовить советского человека к экранной встрече с пришельцами, перед первым показом фильма на ТВ с докладом даже выступил космонавт Алексей Леонов, заверивший, что показанное является выдумкой и никаких зеленых человечков не существует.
«Роман с камнем» / Romancing the Stone (1984)
В 1984 году режиссер Роберт Земекис решил подарить миру (а заодно уколоть своего друга Стивена Спилберга) нового Индиану Джонса, что называется, с изумрудами и Дэнни ДеВито. Приключенческая комедия «Роман с камнем» по сравнению с «В поисках потерянного ковчега» был более «женской», бесшабашной и нацеленной на непрерывный экшн, а не на детективные загадки.
В Штатах из картины, где главные роли исполнили Кэтлин Тернер и Майкл Дуглас, культовой ленты не получилось, а вот советские мальчишки в отсутствии знакомства с доктором Джонсом охотно следили за погонями и стрельбой Джека Колтона, авантюриста и охотника за сокровищами.
«Бесконечная история» / The Neverending Story (1984)
Нужно отдать должное – советское кино для детей всегда было на высоте, а когда зрителю наскучивали ленты Роу и Птушко, на помощь приходили кинематографисты ГДР и Чехословакии со своими постановками сказок о принцессах и колдуньях.
И все же иногда к нам на экраны заглядывали и детские картины с Запада, такие как «Бесконечная история» Вольфганга Петерсона, например. Удивительные приключения мальчика Бастиана и его сказочного друга охотника Атрейю радикально отличались от привычного нам фольклора или экранизированного быта советских школьников, а потому отлично врезались в память.
Так что, если вы не мечтали покататься на Фалькоре, у вас и детства-то не было.
«Секретный эксперимент» / The Philadelphia Experiment (1984)
Ну какой же советский школьник мог спокойно пройти мимо кинотеатральной афиши с названием «Секретный эксперимент»? А если учитывать, что сюжет картины, снятой, кстати, под чутким руководством великого Джона Карпентера, разворачивается вокруг путешествий во времени, то такой фильм никак нельзя было пропускать.
И фантастический триллер стал настоящим хитом, задолго до «Назад в будущее» и тем более «Мстителей: Финал» удивившим прыжками сквозь десятилетия – пусть герои с экрана несли псевдонаучную чушь, им охотно верили, уж больно эффектными были кадры временной воронки.
«Враг мой» / Enemy Mine (1985)
Советские школьники 80-х не знали кто такие Дарт Вейдер и Люк Скайуокер, но у них были свои «Звездные войны», в которых паролем была не фраза «Люк, я твой отец!», а непонятное сочетание звуков: «Драки! Заммис!». Фантастическая драма «Враг мой» сегодня вряд ли может поразить богатством спецэффектов и реалистичностью грима, но для зрителей того времени вряд ли можно было придумать существо более жуткое, чем рептилоиды, ведущие войну с землянами.
Пусть сюжет картины и рассказывают вечную историю объединения врагов перед лицом общей опасности, трудно воспринимать говорящих ящеров друзьями, поэтому мораль картины обычно оставалась где-то на пятом плане, а с интересом воспринимались исключительно открывающая сцена космического боя и последующие попытки героев спастись от метеоритов и хищников. Вот это было круто, а не всякое морализаторство.
«Короткое замыкание» / Short Circuit (1986)
Несмотря на то, что на родине в Америке «Короткое замыкание» служило своеобразным миролюбивым ответом на «Терминатора», советский зритель о жестоких роботах из будущего пока ничего не знал, а потому принимал Джонни-5 с его симпатичными бровями-козырьками без всяких предубеждений и с подлинным детским восторгом.
Неуклюжая железяка выглядела мило, актриса Элли Шиди казалась красоткой с иной планеты, а Стив Гуттенберг еще не приклеился в наших головах к образу сержанта Махоуни из «Полицейской академии» – для детей того времени «Короткое замыкание» было удивительной сказкой, своеобразными «Приключениями Электроника», но с лазерами и пулеметами.
«Данди по прозвищу Крокодил» / Crocodile Dundee (1986)
Экзотический «Данди по прозвищу Крокодил» не только смешил советских мальчишек, но и открывал для них удивительный мир Австралии, о которой большинство знало из скромных статей в учебниках про кенгуру и собак динго. На деле, комедия режиссера Питера Файмана – это довольно стандартная история провинциала в большом городе, который несмотря на отсутствие знаний по правилам этикета или мастерству светских бесед, оказывается человеком куда более достойным называться джентльменом, чем аристократы из высшего общества, но кто из юных зрителей заглядывал так глубоко? Главное, что у Данди всегда с собой был огромный нож, и это, казалось, решало любые проблемы.
Источник:
112 комментариев
5 лет назад
Чё-то какой-то "однобокий" и очень не полный пост.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Вот баянчик в тему
На дворе февраль 2001 года.
Сидим в лесной избушке долгим зимним вечером. Готовим плов и плавно балуемся аперитивом.
Юрка с Серегой присели на одну волну, разговор хоть и прыгает с темы на тему, но доставляет.
- А скажи, Серёга, почему у нас всё не как у людей? Почему весь мир Миллениум праздновал в Новом 2000-м году, а мы в 2001-м.
-Юр, ну с точки зрения математики у нас правильнее. Ведь новый век и тысячелетие начинаются с 2001-го года.
-Да как так-то, двухтысячный год- это же и есть новое тысячелетие?
-Неа, двухтысячный год- это ещё 20-й век, а 2001-й- это уже 21-й век.
Юра морщит череп, выпивает. Вид у него непонимающий. Что-то не срастается.
-Да как так-то?
-Ладно, давай попроще. Вот, допустим, сидим мы с тобой, бухаем. У нас два ящика водки. В ящике же 20 бутылок? Мы пьём 20-ю бутылку, это ещё первый ящик. А второй ящик начинается с 21-ой бутылки.
-Ааааааа, теперь дошло, у меня с математикой всегда не очень было...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена