Беременная Долина, поющий оператор и «неудачная» смерть Брежнева: 10 фактов о фильме «Мы из джаза»
Дерзкая даже в своем названии (слово jazz с английского переводится как живость, энергия, пестрота), эта динамичная музыка родом с африканского континента быстро завладела умами советской молодежи.
Не смогли устоять перед ней и герои фильма Карена Шахназарова. Музыкальная комедия «Мы из джаза» вышла на экраны 6 июня 1983 года. В центре сюжета – приключения молодых музыкантов из Одессы, которые решают организовать джаз-бэнд и отправляются покорять Москву. Впереди их, конечно же, ожидают опасности, любовь и долгожданное признание.
Кстати, о признании: именно эта картина прославила Шахназарова (тогда еще начинающего режиссера), в послужном списке которого до этого значились лишь две небольших работы. И, конечно, фильм сыграл значимую роль в карьере таких замечательных артистов, как Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный и Николай Аверюшкин.
«Мы из джаза» – фильм о музыке и людях, для которых она оказалась смыслом жизни. В картине звучат замечательные песни, которые после выхода фильма на экраны стали настоящими хитами, и каждый музыкальный номер – это маленький шедевр. Но, как это всегда бывает, масса интересных деталей и сложностей, с которыми пришлось столкнуться съемочной группе, осталась за кадром. К примеру, вместо исполнителя одной из главных ролей все песни исполнял оператор, а режиссер Карен Шахназаров был вынужден каждый день ездить в роддом, забирая оттуда беременную Ларису Долину, лежавшую на сохранении.
Поющий оператор
Многие актеры в фильме сами озвучивают своих героев, в том числе в музыкальных номерах. Так, в картине можно услышать голоса Игоря Скляра и Ларисы Долиной. Тем временем вместо Елены Цыплаковой в песне «Старый рояль» женскую партию исполняет профессиональная певица из Латвии – Ольга Пирагс. А вот за Александра Панкратова-Черного, исполнившего роль Степана Грушко, в фильме поет оператор картины!
Композитор Анатолий Кролл, написавший музыку к фильму, настаивал на том, чтобы Панкратов-Черный сам пел за своего героя. Но Карен Шахназаров был категорически против: он еще в студенческие годы слышал, как «воет» Панкратов. Однажды вечером после съемок актер, будучи слегка подшофе, взял микрофон и продемонстрировал свои вокальные таланты перед коллегами. «Ну, я же говорил!» – воскликнул Шахназаров, и на этом спор с Кроллом был закончен.
В итоге свой голос герою Панкратова-Черного подарил оператор-постановщик Владимир Швецик. В фильме он исполнил хорошо известные всем песни: «А ну-ка, убери свой чемоданчик» и «Прости-прощай, Одесса-мама».
Интересное положение и тонны грима
Многим в фильме запомнилась яркая роль Ларисы Долиной: она сыграла кубинскую джазовую певицу Клементину Фернандес. Для того чтобы перевоплотиться в темпераментную чернокожую красотку, Долина каждый день проводила по шесть часов в гримерной. На кожу актрисы ежедневно наносили 12 разных оттенков грима, но сама она в итоге осталась недовольна своим макияжем.
«Я говорила Карену, что очень неудачный здесь макияж, – признавалась артистка в интервью, вспоминая сцену прибытия своей героини на вокзал. – Во-первых, цвет не очень хороший, во-вторых, он пятнами. Возможно, я сама себя критикую, потому что всегда это делаю».
Сам Шахназаров впоследствии объяснял такой эффект неудачным освещением. Так или иначе, Долина до сих пор считает эту роль настоящей находкой и говорит, что съемки доставили ей большое удовольствие.
Но сложный грим был не единственной трудностью актрисы на съемочной площадке. Дело в том, что в фильме «Мы из джаза» она снималась, будучи на шестом месяце беременности.
«Мне было очень тяжело играть, потому что я ходила беременной своей дочерью. Меня Карен сам забирал под расписку из роддома на съемки и сам лично привозил», – рассказывала Долина.
Каждый день за ней приезжал специальный мосфильмовский автобус, а в конце съемочного на нем же актрису исправно доставляли обратно в роддом. И без личной подписи главного режиссера будущую мать на съемки не отпускали.
Особенно тяжело Долиной далась сцена со знаменитой проходкой по лестнице. Шахназаров поставил актрисе четкую задачу: не отводить глаз от камеры.
«Все происходило на каблуках, а я тяжелая, шестой месяц. Этот поход для меня длился лет десять просто. Он был таким длинным и сложным – и мы снимали не один дубль. И, к счастью, я сохранила ребенка», – признавалась певица.
19 мая 1983 года у Ларисы Долиной родилась дочь. Девочку назвали Ангелиной.
Неудача Харатьяна и ложь барабанщика
Игорь Скляр идеально вжился в образ молодого энтузиаста Кости Иванова. В этой роли сегодня трудно представить кого-то еще, но изначально главным претендентом на нее был другой известный актер – Дмитрий Харатьян.
«На пробах я был в ударе, работал со всеми душа в душу!» – рассказывал он одному из изданий. Но Харатьяну не повезло: худсовет отклонил его кандидатуру, о чем Дмитрий впоследствии очень жалел.
Своего Костю Шахназаров в итоге нашел в соседнем павильоне: однажды в коридоре он чуть не врезался в Игоря Скляра. У артиста уже был опыт съемок в музыкальных фильмах – Шахназаров хорошо помнил его искрометную игру в картине «Только в мюзик-холле». Режиссер пригласил Скляра на пробы, и вскоре его утвердили.
На роль Степана Грушко пробовались сразу несколько артистов: Николай Еременко и Леонид Ярмольник. Однако Шахназаров решил отдать роль малоизвестному, но подающему большие надежды Александру Панкратову-Черному. Как видно, не прогадал: несмотря на полное отсутствие слуха и голоса, актер мастерски исполнил роль неунывающего джазмена, чей образ запомнился и полюбился зрителям.
Третьего участника джаз-бэнда в фильме сыграл Николай Аверюшкин. Причем сначала актер пробовался на роль руководителя Ассоциации пролетарских музыкантов, но Шахназаров увидел в нем барабанщика Жору. Чтобы получить роль, Аверюшкин пошел на хитрость: он соврал режиссеру, что прекрасно играет на ударных. Конечно, во время съемок его обман моментально вскрылся, но к Аверюшкину приставили настоящего джазового барабанщика, и вскоре он освоил это нелегкое мастерство.
«Первый рыцарь» джаза и другие прототипы
Картина Шахназарова изобилует колоритными персонажами, каждый из которых придает фильму особый шарм. В то время как многие герои – это собирательные образы, отразившие настроения эпохи, у некоторых персонажей есть реальные прототипы. Причем их судьбы не менее захватывающие, чем у героев киноверсии.
Так, образ главного героя, Кости Иванова, списан с советского музыканта, композитора, дирижера Александра Варламова. Это поистине легендарная фигура: Варламов был одним из первых отечественных джазменов, в 40-х поочередно руководил джаз-оркестром МВТУ им. Н. Баумана, Государственным джаз-оркестром СССР, затем возглавил симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства.
В 1943 году Варламов был арестован по навету и приговорен к 8 годам лишения свободы. По слухам, музыкант был репрессирован за то, что записал и выпустил пластинку с фокстротом под названием «Иосиф».
Шахназаров так вспоминал о своей первой встрече с легендарным дирижером:
«Когда мы пришли к Варламову домой, к нам навстречу вышел разбитый, дряхлый старик с трясущимися руками. Мы подумали, зря потревожили старика. Но, сев за рояль, Александр Владимирович преобразился. Пять часов с редким юмором он рассказывал нам потрясающие истории, приключившиеся с российскими джазменами в 20–30-е годы».
В итоге именно воспоминания Варламова, а также знания, которые он почерпнул из общения с другими современниками своей эпохи, создали основу для сценария.
Героиня Ларисы Долиной тоже не была вымышленной. «Прототипом этого персонажа была чернокожая американская певица, которая училась в московской консерватории и пела джаз. Из американской певицы я превратилась в кубинскую. Мою героиню звали Клементина Фернандес», – рассказывает актриса.
В жизни же существовала американка по имени Коретта Альфред. В 1903 году она вместе со своей женской труппой отправилась на гастроли в Россию. Здесь она познакомилась с пианистом Борисом Тицем, у них начался роман и вскоре они поженились. Певица сменила имя на Коретти Арле-Тиц и осталась жить в России: она совершенствовала свое вокальное мастерство, обучаясь у именитых педагогов, выступала с различными джазовыми оркестрами, пела в опере и даже снималась в кино.
Еще один реально существовавший человек – музыкальный теоретик Сергей Адамович Колбасьев. Он был морским офицером, служил на Балтийском и Азовском морях, а еще обожал джаз. Колбасьев коллекционировал пластинки, вел передачи о джазе и был консультантом молодежного джаз-оркестра. Сергей Адамович был владельцем самой крупной по тем временам коллекцией грампластинок – более 200 экземпляров! В его ленинградской квартире любили собираться представители первого поколения советских джазменов – музыкантов, певцов и композиторов. К сожалению, судьба ценителя джаза сложилась трагически: в начале 30-х его дважды арестовывали по подозрению в шпионаже, но оба раза отпускали, а 1937 году арестовали уже по статье «измена Родине». По одним данным, Колбасьев был расстрелян в том же году, но также есть сведения о том, что он погиб в лагерях. Еще один интересный факт: в фильме «Мы из джаза» капитана Колбасьева сыграл не профессиональный актер, а мультипликатор Виталий Бобров
«Брежнев умер, а у вас веселье!»
Так случилось, что сцену прибытия Клементины Фернандес снимали 10 ноября 1982 года. Для страны это была трагическая дата: в этот день скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Один из авторов сценария, Александр Бородянский, так вспоминал те злополучные съемки:
«Естественно, нужна была музыка. Только начали снимать, бежит руководство вокзала: «Да вы с ума посходили! В стране траур. Брежнев умер. А у вас веселье!».
Не зная, что предпринять, Шахназаров позвонил директору «Мосфильма». Тот ответил: «Сделай потише, да снимай!».
Но без проблем все равно не обошлось. Как бы актеры ни старались сделать потише, перед Николаем Аверюшкиным стояла четкая задача: колотить по барабанам, что есть мочи. Внезапно нагрянула комиссия, и один из важных начальников вскричал: «Да как вы смеете!». Николай бросил палочки и был таков, а остальным пришлось выкручиваться: сказали, что это был какой-то хулиган.
Учиться и еще раз учиться
Героям картины приходилось много петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Однако, как уже отмечалось выше, далеко не все обладали музыкальными талантами. Поэтому Шахназаров нанял актерам профессиональных репетиторов.
Игре на ударных Николая Аверюшкина учил опытный джазовый барабанщик, с Панкратовым-Черным занимался гитарист-виртуоз. Игорь Скляр немного обошел своих товарищей: он уже умел играть на фортепиано. Но для картины ему требовался более высокий уровень, поэтому к нему приставили профессора Одесской консерватории.
Сложнее всего пришлось Панкратову-Черного, у которого напрочь отсутствовали музыкальный слух и чувство ритма. В итоге игру на банджо актер только имитировал, а вот бить чечетку действительно научился. Впоследствии этот навык пригодился ему на съемках фильма «Зимний вечер в Гаграх». Вместе с ним учились чечетке Игорь Скляр и Елена Цыплакова. Искусству танцевать степ их обучал известнейший танцор-чечеточник Владимир Кирсанов.
Артисты настолько старались и вжились в своих героев, что в какой-то момент стало непонятно: это актеры, которые играют музыкантов, или наоборот? Саксофонист, роль которого исполнил Петр Щербаков, и вовсе привлек внимание нью-орлеанского джазового музея, который впоследствии купил фильм. Сотрудники музея пытались выяснить, кто этот превосходный музыкант.
Несостоявшийся сиквел
Долгое время в России планировали выпустить продолжение знаменитой картины. Сценарий картины вновь написал Александр Бородянский, Карен Шахназаров выступил в роли продюсера, место режиссера занял Кирилл Папакуль. Главным героем сиквела должен был стать внук Кости Иванова из первого фильма. Согласно сценарию, отец юноши в свое время эмигрировал в США, где женился на американке и завел свой бизнес. Его сын, который вырос за границей, ни не знает ни слова ни по-русски, ни по-украински. Но однажды молодой человек вместе с отцом приезжает на пару дней в Киев погостить у родственников. Там он влюбляется в местный джазовый ансамбль и, к ужасу родителей, которые уже определили будущее своего отпрыска, решает остаться в Киеве и играть джаз.
Фильму был уготован яркий актерский состав: Юрий Стоянов, Ирина Мирошниченко, Александр Пороховщиков, Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный. Однако премьера, которая была назначена на 2010 год, так и не состоялась. К сожалению или к счастью – теперь уже сложно судить.
Золотая коллекция джаза
Музыку к фильму «Мы из джаза» написал известный джазовый музыкант и композитор, руководитель оркестра «Современник» Анатолий Кролл. Интересная деталь: именно в его оркестре начинала свою карьеру певица Лариса Долина.
«Музыканты многие музыкальные фильмы вообще не воспринимали, а здесь они восприняли фильм как свой. Потому что все, что там рассказывается, они пережили в своей личной жизни. Я один из них», – вспоминал Анатолий Кролл после выхода картины.
Помимо композиций, написанных Кроллом, в саундтрек к фильму вошли архивные записи выдающихся джазовых коллективов 1920-х годов. Многие песни, прозвучавшие в картине, стали хитами. За композиции «Старый рояль», «Спасибо, музыка» стоит благодарить композитора Марка Минкова, а за прекрасные стихи – поэта Дмитрия Иванова.
Международный успех
«Мы из джаза» был назван лучшим фильмом 1983 года, картина получила призы и дипломы на международных кинофестивалях в Гренобле, Чикаго, Лондоне и других, а Карену Шахназарову вручили премию Ленинского комсомола. Для молодого режиссёра, снявшего всего второй фильм, это был настоящий триумф!
Фильм «Мы из джаза» вошел в число лидеров советского кинопроката – в премьерный год комедию посмотрело более 17 миллионов человек. Картина имела грандиозный успех не только в СССР – фильм показали в 26 странах!
Творение Шахназарова было отмечено целым рядом призов. В 1984 году картина стала обладателем Специального приза жюри «за талантливое решение молодежной темы средствами музыкальной комедии» IV Фестиваля молодых кинематографистов в Москве и была признана лучшим комедийным фильмом на III Всесоюзной неделе-смотре работ молодых кинематографистов в Кишиневе. Также лента получила множество призов и дипломов на международных кинофестивалях в Гренобле, Лодзи, Лондоне, Чикаго и Белграде. В 1986 году Карен Шахназаров стал лауреатом Премии Ленинского комсомола.
Для начинающего режиссера это был настоящий триумф, ведь до этого на его счету были лишь дипломная короткометражка – экранизация рассказа Василия Шукшина «Шире шаг, маэстро!» – и сатирическая комедия «Добряки» по пьесе Леонида Зорина.
Источник:
5 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена