Отец Алисы (и даже не одной!)
Кир (Кирилл) Булычёв, в миру: Игорь Всеволодович Можейко — советский и российский писатель-фантаст, прозаик, драматург, сценарист и литературовед, историк и востоковед, фалерист — родился в Москве 18 октября 1934 года.
Его отец — Всеволод Николаевич — выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко (Możejko) герба Трубы (Trąby, Тромбы — шляхетский герб Речи Посполитой, включающий 186 родов), в 15 лет ушёл из дома, скрыл своё дворянское происхождение и устроился учеником на завод. В 1922 году, в 17 лет, прибыл в Петроград, где работал слесарем, а по окончании рабфака поступил на юрфак Ленинградского государственного университета (ЛГУ), параллельно работая в профсоюзе. При инспектировании Карандашной фабрики Хаммера, познакомился с работницей Марией Михайловной Булычёвой, на которой в 1925 году женился. Позже стал профессором, а в 1966 году — доктором юридических наук.
Мать — Мария Михайловна Булычёва — дочь полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования I-го Кадетского корпуса, обучалась в Смольном институте благородных девиц. После революции освоила рабочую специальность и окончила автодорожный институт. В 1930-е гг. служила комендантом Шлиссельбургской крепости, а во время Великой Отечественной войны работала начальником авиадесантной школы в Чистополе.
В 1939 году отец будущего писателя оставил семью, и мать повторно вышла замуж за крупного учёного в области фотографической технологии Якова Исааковича Бокиника — химика, доктора химических наук, уроженца Одессы, научного сотрудника лаборатории А.И. Рабиновича при Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ), где занимался разработкой адсорбционной теории фотографического проявления (погиб в Курляндии 7 мая 1945 г.).
М.М.Булычёва
После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза («ИнЯз», ныне – Московский Государственный Лингвистический Университет/МГЛУ), который окончил в 1957 году с дипломом востоковеда. После чего 2 года работал в Мьянме (до 1948 г. – Бирма) переводчиком на строительстве и корреспондентом Агентства Политических Новостей (АПН).
В 1959 году, по возвращению из Мьянмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения (ИВ АН — научно-исследовательский институт Академии Наук в области комплексного изучения Азии и Северной Африки). Тогда же начал писать историко-географические очерки для журналов «Вокруг Света» и «Азия и Африка сегодня», в связи с чем, много ездил по стране. С середины 1960-х гг. — научный сотрудник ИВ АН СССР.
В 1965 году Можейко защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)» и стал работать в институте востоковедом по специальности «История Бирмы». В научном мире был широко известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.
В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».
Первый художественный рассказ, о советском специалисте Владимире, приехавшем в Бирму для того, чтобы научить местных жителей (Аунга Тина и Маунга Джо) работать на современной технике — «Маунг Джо будет жить», был опубликован им в «Московском комсомольце» 19 марта 1961 года (№56). Фантастику же Игорь начал писать в 1965 году, и издавался исключительно под псевдонимами.
Первые НФ-публикации начинающего писателя — рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» (первоначально опубликован как «сокращенный перевод» в журнале «Азия и Африка сегодня» №7 за 1965 г., автором которого указан «бирманский прозаик») и подборка рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» («Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные её отцом». Первое произведение из серии про Алису Селезневу, совмещающее в той или иной мере, большинство произведений цикла, 1965).
Именем Маун Сейн Джи писатель пользовался ещё несколько раз, но большинство его НФ-произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках стали писать сокращённо — «Кир.», а потом «сократили» и точку — получился всем известный «Кир Булычёв» (встречалось даже сочетание «Кирилл Всеволодович Булычёв»). Хотя, как говорил сам Игорь Всеволодович, псевдоним он «скомпоновал» из имени жены Киры (Кира Алексеевна Сошинская (род. 22 июля 1933 г.) — так же писатель-фантаст, художник, (иллюстрировала книги мужа, серию «Зарубежная Фантастика» изд. «Мир» и сборник рассказов Л. Толстого), переводчик, архитектор по образованию) и девичьей фамилии матери, т.е. – «Кир» и задумывалось изначально. Писал также под псевдонимами Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Лев Христофорович Минц. Ю. Лесорубник, Юрий Митин, Свен Томас Пуркинэ, Б. Тишинский, С. Фан.
Известен писатель был произведениями и других жанров: автор многих монографий, научно-популярных и научно-художественных книг, приключенческой, биографической литературы.
«Двойная жизнь» писателя раскрылась в 1982 году, когда Булычёву вручили Государственную премию СССР за сценарии к х/ф «Через тернии — к звёздам» и м/ф «Тайна третьей планеты». Если в опубликованных книгах и титрах фильмов ещё можно было «спрятаться» за псевдонимом, тут уж писателю пришлось раскрыть своё настоящее имя. Кир полагал, что руководство Института не посчитает фантастику серьёзным занятием, и после раскрытия псевдонима его уволят. Вопреки опасениям, его основной профессии это никак не повредило. Кстати, сам автор свой псевдоним всегда писал как «БулычЕв», и никогда через «Ё».
Кадр из х/ф «Через тернии — к звёздам»
Рассказы о земных и космических приключениях девочки XXI века Алисы Селезнёвой, с которыми дебютировал в НФ уже «Булычёв», положили начало большой серии детской НФ, принёсшей автору успех и популярность среди читателей-подростков. Повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях, составили сборник — «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990). Главная героиня цикла — школьница (поначалу — ещё дошкольница) конца XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы (Алиса Игоревна Лютомская (Можейко, род. 17 ноября 1960 г.) — архитектор, предприниматель, президент ООО архитектурно-проектного бюро «Элис»).
Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени, а также в Легендарной эпохе — пространственно-временном участке Вселенной, где существуют сказочные персонажи, волшебство и т. п. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл — «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлом.
В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа и происходят всяческие чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.
Ряд произведений цикла был экранизирован (чаще всего — по сценарию самого Булычёва) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов.
Начатая свежо и талантливо — Булычёв умело заполнил пустовавшую нишу остросюжетной, интеллигентной и нравственно-«педагогической» НФ для детей и подростков — серия с течением времени выдохлась, продолжая лишь изредка пополняться новыми повестями по инерции, а изменения в общественной жизни страны в 1980-90-х гг., вообще превратили образ «пионерки» коммунистического будущего в анахронизм.
Тем не менее, успешная издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутьё Булычёва, ближе всех в советской НФ (исключая лишь — но по несколько другим причинам — А. и Б. Стругацких) подошедшего к статусу автора-«бестселлериста». Сам же Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался «сильнее» автора: Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан-Дойля, и писатель периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.
Дар юмориста писатель продемонстрировал в ранних рассказах об обитателях провинциального города Великий Гусляр, частично объединённых в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972).
Цикл о вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил В. Устюг Вологодской обл.). Описанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном для наблюдения столкновений советского быта 1960-80-х гг. с невероятными фантастическими событиями, часто поданными, как пародия на штампы НФ-литературы, — от «рутинных» высадок инопланетян, до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания («Поступили в продажу золотые рыбки», 1972), обнаруженного в окрестностях Гусляра эликсира бессмертия («Марсианское зелье», 1971) и т.п.
Там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут «нормальные» люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться людьми. Произведения цикла написаны легко и с юмором, их приятно и не утомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы.
Гуслярский цикл содержит около 70 произведений, в нём 7 повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было 3 ноги. Рассказ, как писали критики, был, якобы, написан специально для болгарского журнала и позже переведён на русский. На самом деле, имевшийся в виду рассказ «Неоспоримое доказательство» просто был написан на тот же сюжет, и никакого Гусляра в нём нет. Произведения цикла создавались в течение почти 35 лет, начиная с 1967 года.
Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте города постепенно появлялись новые объекты, и в декабрьском номере за 1987 год журнала «Уральский Следопыт» даже появилась карта города Великий Гусляр. Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы делят на 8 частей: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000», «Господа-гуслярцы», «Гусляр навеки», «Письма Ложкина» и «Рассказы из архива Кира Булычёва». Некоторые рассказы в изданные сборники «Гуслярских хроник» не входят. В 1984 году на киностудии «Мосфильм» по повести «Марсианское зелье» был снят х/ф «Шанс».
Кир Булычёв в х/ф «Шанс».
Однако, как и в случае с серией об Алисе, более поздние рассказы и объёмные повести о жителях Гусляра не принесли нового качества, в них была утеряна пародийная лёгкость, а на фоне политического «застоя» 1970-80-х гг., мягкий и вполне «безопасный» юмор Булычёва начинал раздражать своей благостностью.
«Осмелел» писатель только в конце 1980-х гг., выдав повесть «Перпендикулярный мир» (1989) и другие «постперестроечные гуслярские» истории. Поздние произведения цикла составили сборники — «Великий Гусляр» (1987), «Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе» (1989), «Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра» (1990).
Но творчество Булычёва никоим образом не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий — от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник «Люди как люди» (1975), определивший «экологическую нишу» Булычёва в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров, юмор и ёмкий лаконичный язык интеллигентной «городской прозы».
Другие произведения короткой формы составили сборники: «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983, по мотивам позднее был создан полнометражный м/ф), «Похищение чародея» (1989, также экранизирован), «Коралловый замок» (1990).
В ряде рассказов жизнь людей кардинально меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в «Короне профессора Козарина» (1973), искусственного зрения — в рассказе «Глаз» (1978) и повести «Умение кидать мяч» (1973) – абсолютно не дружащий со спортом герой, неожиданно обретший способность с невероятной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом. В рассказе «Можно попросить Нину?» (1973) наш современник может говорить по телефону с абонентом из осаждённого Ленинграда 1941 года. В повести «Половина жизни» (1974) агрессивные инопланетяне похищают простую русскую женщину, которая, однако, не упала духом в полной изоляции от себе подобных и «нашла себя», став героиней на далёкой планете. Повесть «Журавль в руках» (1976) описывает жизнь параллельного мира, где идёт затяжная феодальная война, в которую вмешиваются люди, живущие в нашем мире. «Город наверху» (1986), роман, посвящённый приключениям группы археологов на мёртвой планете, на которой, оказывается, после разрушительной войны остатки населения продолжают жить в огромном подземном городе. В романе описана трагедия жителей подземного мира, которым правит военно-промышленная олигархия. Сюжет подземных путешествий неоднократно использовался Булычёвым в таких произведениях как «Нужна свободная планета», «Подземная лодка», «Убежище» и «Любимец». Роман «Тайна Урулгана» (1991), написанный в стиле «ретро», посвящён удивительным и страшным событиям, начавшимся с того, что одна молодая англичанка приезжает в дореволюционную Сибирь для поисков отца — исследователя Арктики, пропавшего без вести. Путешественники, продвигаясь по Лене, прибывают на место падения Урулганского метеорита, оказавшегося инопланетным кораблём с замороженным пришельцем внутри. Роман «Любимец» (1993), действие в котором происходит через 100 лет после завоевания Земли пришельцами-негуманоидами (огромными рептилиями), посвящён сложным и неоднозначным отношениям, сложившимся у остатков землян с захватчиками: люди становятся домашними любимцами (яркая аналогия на отношения человека и собаки), их выгуливают на поводке, спаривают для получения потомства и даже устраивают настоящие бои. Но всё ещё есть сопротивление, намеревающееся скинуть инопланетный гнёт. Роман «Убежище» – первый роман намечавшегося цикла, этакий ответ Гарри Поттеру, однако смерть писателя оставила сериал незаконченным, а сам роман «Убежище» вышел в 2004 году, когда Булычёва уже не было в живых. В нём мальчику Севе предстоит спасти волшебный народ, состоящий из персонажей сказок. Им нет места в нашем мире, они намерены построить убежище под землёй и Севе предстоит разведать место под будущее поселение.
Интересна и детально проработанная остросюжетная повесть «Похищение чародея» (1979) – группа пришельцев из будущего, пытаются осуществить «прогрессорскую» деятельность в прошлом, проникшая в наше время, как на «промежуточную станцию» на спирали времени, пытается спасти и вывезти к себе, в будущее, выдающегося учёного, жившего за 700 лет до нашего времени, который неминуемо погибнет в далёком Средневековье. Свидетелем и участником их работы становится случайно оказавшаяся в центре событий наша современница – девушка Анна. В повести вопрос о «гении и злодействе» встаёт в самой острой форме. Она характерна ещё одной особенностью: в ней впервые опубликован текст, вышедший позже отдельно под названием «Поминальник XX века». В нём перечислены вымышленные автором гении, с раннего детства проявившие выдающиеся способности к искусству, наукам, в том числе самостоятельно повторявшие, часто в совершенно неподходящем окружении, величайшие научные теории, но не ставшие известными по причине гибели, как правило, насильственной, в детском или юношеском возрасте. «Поминальник XX века» — символ хрупкости таланта и гениальности. Повесть экранизировалась в виде одноимённых телеспектакля (1981) и фильма (1989).
Кадр из х/ф «Похищение чародея»
Среди рассказов выделяются 2 остроумных примера «вывертов» эволюции: «Когда вымерли динозавры?», (журнала «Искатель» №2 за 1967 г.) и «Мутант» (1977). Некоторые из рассказов изначально были опубликованы в разного рода научно-популярных журналах, таких как «Химия и жизнь» или «Знание — сила».
Ряд традиционных для советской НФ «космических» повестей и рассказов Булычёва объединён ещё одним героем — космическим доктором Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа», на котором писатель путешествовал в 1967 году по Северному Ледовитому океану в качестве корреспондента журнала «Вокруг Света» — Слава Павлыш (название судна Булычёв дал и одному из космических кораблей, на которых летал доктор Павлыш).
Цикл включает один из лучших ранних рассказов — «Снегурочка» (1973), и повести — «Великий Дух и беглецы» (1972) и «Закон для дракона» (1975). К циклу так же примыкает редкий для творчества Булычёва роман «Последняя война» (1970) — одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны (правда, на другой планете, куда, для возрождения жизни, прибыла земная экспедиция). Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы «космических» произведениях встречается один и тот же человек, причём в одних произведениях он выступает как главный герой, в других — как рассказчик, в третьих — просто как один из многих персонажей. Опубликовано 9 произведений (в том числе и знаменитый роман «Посёлок»), некоторые из которых выходили частями и под разными названиями.
Андрей Брюс, агент Космофлота, является персонажем 2 произведений — «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства он сталкивается с необходимостью проявить настоящее мужество и решимость. В первом романе Брюс сталкивается с заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнаётся знакомая автору Мьянма. 2-ой роман — «Подземелье ведьм» (экранизирован в 1989 году, в гл.роли С. Жигунов), посвящён последствиям эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, проведённого на далёкой планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвящённые Брюсу, написаны в жёсткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и социальным вопросам.
Кадр из х/ф «Подземелье ведьм»
Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции (ИнтерГпол) Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезнёву. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей («Жук в муравейнике» А. и Б. Стругацких?), затем была привлечена к работе в ИнтерГполе его начальником, комиссаром Милодаром. Книги серии — фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам писателя, Кора Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой». Вместе с тем Кора заметно отличается от Алисы характером. А в поздних произведениях цикла Кора и Алиса даже иногда пересекаются, из-за чего возникает непроизвольная отсылка к Фенимору Куперу — в романе «Последний из могикан» героинь-сестёр также зовут Кора и Алиса. Цикл пересекается также и с циклом о Великом Гусляре, а в повести «Зеркало зла» героиня посещает и Лигон конца XVIII века.
Небольшая серия рассказов миницикла «Институт экспертизы», о некоей научной лаборатории, занимающейся исследованием необычайных явлений и делающих фантастические открытия. Герои из «Института» также встречаются в серии из 3 книг «Театр теней»: «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“», в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» или «нижнем» мире, существующем бок о бок с нашим. Этот мир похож на наш, но практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди «от нас» могут попадать туда и там жить. Кто-то просто живёт, а кто-то находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы», пытаются исследовать этот мир. Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин — археолог, по происхождению — инопланетянин-подкидыш, найденный 12 апреля в лесу.
Изначальная серия из 4-х романов «Река Хронос»: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда», «Покушение», была добавлена романами «Заповедник для академиков», «Младенец Фрей» и несколькими детективными романами и повестями, написанными отдельно. Цикл в жанре альтернативной истории рассматривает возможные сценарии развития истории России. Герои — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам, и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в 1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце 1990-х гг. («Младенец Фрей»). К циклу примыкают несколько детективных, нефантастических романов: «Усни, красавица», «Таких не убивают», «Дом в Лондоне».
События произведений цикла «Верёвкин» происходят в одноимённом городе, который, в отличие от Гусляра, вовсе даже и не весёлый. В цикл входят: «Котёл» (1992), «Лишний близнец» (1997), «Будущее начинается сегодня» (1998), «В когтях страсти» (1998), «Золушка на рынке» (1999), «Чума на ваше поле» (1999), «Гений и злодейство» (2000).
Действие романов дилогии «Лигон»: «На днях землетрясение в Лигоне» и «Голые люди» происходит в вымышленной стране в юго-восточной Азии, прототипом которой послужила Бирма. А название Лигон носит столица одного из государств планеты Муна в повести «Последняя война».
В середине 1980-х гг. за Булычёвым закрепилась репутация мастера коммерческих НФ-сериалов (Алиса, Великий Гусляр), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к «политике», но и не снижающего наработанного литературного уровня.
В 1990-е гг. писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произведений, и эти попытки представляются заслуживающими внимания читателей и критиков. В повести «Смерть этажом ниже» (1989) рассказывается о катастрофе секретного химического завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв. Сборник «Апология» (1990) включает различные по уровню и тематике рассказы, например, «Встреча под Ровно» (1990) — история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причём оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими «воспитателями» земной цивилизации.
Из произведений, связанных с освоением космоса, выделяются: психологическая новелла «О некрасивом в биоформе» (1974), герой которой претерпевает биологическую трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете, рассказы «Мир странный, но добрый» («Так начинаются наводнения») (1967) и «Хоккей Толи Гусева» (1972), в которых действие разворачивается на планетах с необычными физическими, климатическими и экологическими явлениями. Повести «Перевал» (1980), ставшая частью романа «Посёлок» — «робинзонада» потомков космонавтов, потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать подобие земной цивилизации, и «Подземелье ведьм» (1987), соединяющая элементы «космической оперы» и «героической фэнтези», рассказывающая о приключениях агента Земли на «неблагополучной» планете (сюжетно с нею связан роман «Агент КФ» (1984, 1986).
Фантастические элементы содержатся также в ранней историко-приключенческой повести «Меч генерала Бандулы» (1968).
Перу Булычева принадлежат также ряд сценариев НФ-фильмов и фильмов в жанре «современной сказки»: «Через тернии — к звёздам» (в соавторстве с Р. Викторовым) опубликован в 2-х частях: «Дочь космоса» (1980) и «Ангелы космоса» (1981), «Комета» (в соавторстве с Р. Викторовым), «Слезы капали» (в соавторстве с А. Володиным и Г. Данелия, поставлен в 1982), «Поляна сказок» (поставлен в 1988) и др.
Начиная с 1989 года талант писателя раскрывается в полной мере, он пишет детективы (цикл «Лидия Берестова»), стихи, пьесы, разноплановые повести и рассказы.
Булычёвым были написаны также несколько пьес, некоторые из которых, по просьбе режиссёра Андрея Россинского — для постановки в театре «Лаборатория»: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноимённой пьесы императрицы Екатерины Великой.
Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем — несколько сотен. Большей частью – это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан-Дойл и Джек-потрошитель», «1185 год»), востоковедению («Аун Сан»), и литературоведению («Падчерица эпохи» — о фантастике 1920-30-х гг.), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах.
«7 и 37 чудес» ("7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая") (1980): «Древние знали 7 чудес света. О них писал ещё Геродот, чей мир ограничивался только землями, известными древним грекам. С тех пор, как на Ближнем Востоке, так и за его пределами – в странах Азии и Африки, было создано немало необычных памятников архитектуры и искусства». В книге сделана попытка рассказать как о чудесах Геродота, так и о некоторых из памятников, о которых он не знал.
Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более 600 стихотворений и несколько десятков рассказов-миниатюр. В книге «Западный ветер — ясная погода» популярно описываются события II мировой войны в Юго-Восточной Азии.
Помимо создания собственных произведений писатель (под псевдонимами Ю. Михайловский, Александр Ге) переводил на русский для издательств и журналов книги иностранных авторов (преимущественно фантастические): А. Азимова, Б. Бовы, Хорхе Л. Борхеса, Э. Бучера, Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Г. Грина, Спрэга де Кампа, Х. Кепке, А. Кларка, С. Корнблата, У. Ле Гуин, Мья Сейн, У. Пауэрса, По Хла, Ф. Пола, Пэрл Аун, М. Рейнолдса, К. Саймака, М. Сент-Клэр, Ж. Сименона, Т. Старджона, Т. Томас, Дж. Уайта, Д. Уондри, Р. Хайнлайна, Л. Хьюза, Д. Шмица, П. Энтони.
Также, ещё в студенчестве, вместе с однокурсником, Булычёв, желая подзаработать, перевёл сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (так как посчитали, что сказка, до 1960-х гг. не популяризовывавшаяся в СССР, ранее на русский не переводилась, однако в издательстве сказали, что книга давно и неоднократно переведена, и перевод не вышел).
Булычёв был членом творческих советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасён писателем в середине 1990-х гг., когда оказался под угрозой финансового краха.
Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет, в Москве, в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, после тяжёлого и продолжительного онкологического заболевания. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.
Издательство «Эксмо» выпустило практически полное собрание сочинений Булычёва в 18 тт. (2005-07) в серии «Отцы-основатели: Русское пространство».
Некоторые произведения были впервые опубликованы уже посмертно. Несколько рассказов были обнаружены в архивах писателя и изданы в 2008-12 гг.: «Орёл», «Петух кричит с опозданием», «Гибель поэта», «Выстрел Купидона» в книге «Глубокоуважаемый микроб» (2008) – в серии «Лучшие книги за XX век» издательства «Текст», «Пленники долга» из цикла о докторе Павлыше – в журнале «Если» (№5, 2009), «Шестьдесят лет спустя» – в «Новой Газете» (№106 от 24.09.2010), и «Жёлтое привидение» – в последнем (3-м) томе сборника «Великий Гусляр» (2012) издательства «Время». Эти и другие малоизвестные произведения, не вошедшие в 18-томник издательства «Эксмо», будут затем изданы ограниченным тиражом в 2-томнике из серии «Для узкого круга» (2015-16).
Дочь писателя – Алиса – рассказывала об отце: «Он – типичный в классическом понимании мужчина-писатель, который мог, скажем, бульон сварить и сходить в магазин. Но в хозяйстве был человеком не самым полезным. Мной занимался мало. Мне было 3-4 года, когда он начал создавать истории про Алису Селезнёву. Подразумевалось: мол, я с дочерью общаюсь мало, но вот она прочитает мои книжки… Я не была смыслом папиной жизни. Он был занятой и увлеченный человек. Есть сумасшедшие папочки, а он являл собой нормального папочку… Алиса – это придуманный образ, который ко мне не имеет отношения, кроме имени. То есть, это скорее мечта отца о такой боевой девочке, ведь собственная дочка была довольно тихая».
Библиография Кира Булычёва:
Романы: «На днях землетрясение в Лигоне» (1980), «Тайна Урулгана» (1991), «Любимец» (1993), «В когтях страсти» (1998), «Убежище» (2004);
Циклы:
«Доктор Павлыш»: «Последняя война» (1970), «Великий дух и беглецы» (1972), «Половина жизни» (1973), «Закон для дракона» (1975), «Белое платье Золушки» (1980), «Тринадцать лет пути» (1983), «Посёлок» (1988), «Пленники долга» (1989), «Садовник в ссылке» (1990);
«Река Хронос»: Фантастические романы: «Наследник» (1992), «Штурм Дюльбера» (1992), «Возвращение из Трапезунда» (1992), «Покушение» (1992), «Заповедник для академиков» (1992), «Младенец Фрей» (1993). Детективные повести: «Купидон» (1994), «Усни, красавица» (1994), «Таких не убивают» (1998), «Дом в Лондоне» (2003);
«Алиса Селезнёва»: «Девочка, с которой ничего не случится» (1965), «Ржавый фельдмаршал» (1968), «День рождения Алисы» (1974), «Путешествие Алисы» (1974), «Сто лет тому вперед» («Гостья из будущего», «Алиса в прошлом») (1978), «Лиловый шар» (1982), «Миллион приключений» (1982), «Пленники астероида» (1983), «Заповедник сказок» (1985), «Конец Атлантиды» (1986), «Гай-до» (1986), «Город без памяти» (1986), «Узники «Ямагири-мару» (1987), «Подземная лодка» (1989), «Война с лилипутами» (1992), «Тайна третьей планеты» (1997), «Алиса и крестоносцы» (1993), «Золотой медвежонок» (1993), «Излучатель доброты» (1994), «Сыщик Алиса» (1996), «Алиса и дракон» (1998), «Пашка-троглодит» (1998), «Древние тайны» (1999), «Чулан Синей Бороды» (1999), «Драконозавр» (2001), «Принцы в башне» (2002), «Алиса и Алисия» (2003);
«Великий Гусляр»: Часть первая: «Чудеса в Гусляре» (1972-89), часть вторая: «Пришельцы в Гусляре» (1970-90), часть третья: «Возвращение в Гусляр» (1976-95), часть четвертая: «Гусляр-2000» (1995-2000), часть пятая: «Господа гуслярцы» (1987-2002), часть шестая: «Гусляр навеки» (1974-2003), часть седьмая: «Письма в редакцию» (1970-92);
«Алиса в Гусляре»: «Алиса в стране фантазий» (2000), «Алиса в Гусляре» (2000), «Орёл» (2008), «Жёлтое привидение» (2012);
«Андрей Брюс»: «Агент КФ (Агент Космофлота)» (1984), «Подземелье ведьм» (1987);
«ИнтерГпол (Интергалактическая полиция)»: «Покушение на Тесея» (1993), «Предсказатель прошлого» (1993), «Последние драконы» (1993), «В куриной шкуре» (1993), «Детский остров» (1994), «На полпути с обрыва» (1994), «Исчезновение профессора Лу Фу» (1994), «Зеркало зла» (1995);
«Театр теней»: «Старый год» (1998), «Вид на битву с высоты» (1998), «Операция «Гадюка»» (2000);
«Ким Петров»: «Протест» (1975), «Один мальчик наступил на рамокали» (1982), «Хочешь улететь со мной?» (1987);
«Институт экспертизы»: «Письма разных лет» (1978), «...Хоть потоп» (1980), «Кому это нужно?» (1980), «Обозримое будущее» (1984), «Детективная история» (1985), «Покушение на рассвете» (2000);
Кроме того, Кир Булычёв является автором более 150 рассказов и микрорассказов.
А так же:
Сценарии: к фильмам: «Через тернии — к звездам» (1980), «Гостья из будущего» (1984), «Лиловый шар» (1987); к сказкам: «Гуси-лебеди» (1967), «Принцесса на горошине» (1967), «Репка» (1967), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (1967), «Синяя борода» (1967), «Теремок» (1967), «Детки в клетке» (1994), «Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки» (1994);
Пьесы: «Осечка-67» (1995), «Возвышение Удалова» (1996), «Ночь в награду» (1999), «Товарищ «Д»» (1999), «Крокодил на дворе» (2002), «Именины госпожи Ворчалкиной» (2003);
Публицистика: «Падчерица эпохи» (сборник о фантастике и фантастах: «Записки семидесятника», «Розовые лапки грядущего», «Ощущение фантастики») (2004), «Как стать фантастом» (автобиографический).
Кир Булычёв — самый востребованный кинематографистами фантаст. По его произведениям и сценариям снято более 20 фильмов, а также телесериалы и эпизоды телеальманаха «Этот фантастический мир». К бОльшей части экранизаций сценарии писал он сам. Первой в 1976 году был фильм «Бросок, или Всё началось в субботу». Далее, в 1979 году сняли короткий метр «Что-то с телефоном» («Можно попросить Нину?»), в 1983 году — «Золотые рыбки» (первый из историй о Гусляре), в 1986 году — «Родимое пятно» (комедийный короткий метр по рассказу из сборника «Пришельцы в Гусляре»). По повести «Сто лет тому вперёд» в 1984 году — 5 с. т/ф «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х гг. В 1980 году вышел первый полный метр — знаменитый «Через тернии — к звёздам». В 1984 году — полнометражный фильм «Шанс» по повести «Марсианское зелье» (финалы повести и фильма различаются, но после текст был переписан ближе к экранизации). Фильм «Комета» снят по сценарию Булычёва, но в нём можно предположить продолжение «Через тернии…». Друг за другом — в 1987 и 1988 гг., на волне успеха «Гостьи…», выходят ещё 2 детских фильма — «Лиловый шар» и «Остров ржавого генерала», не имевших, практически, никакого успеха. И следом, в 1988 году — т/ф «Поляна сказок» по рассказу «Недостойный богатырь» (автор переписал сценарий, оставив от начального текста лишь одну деталь). 1989 год — х/ф «Похищение чародея» (фильм получился лучше, чем телеспектакль с таким же названием в 1981 году в постановке Г. Селянина). Последний игровой фильм — «Осечка» по повести «Осечка-67» был выпущен в 1993 году.
Мультфильмы: Самым первым — в 1981 году — вышел «Тайна третьей планеты», принятый на «ура!». В 1985 году — «Два билета в Индию». 1988 год — «Узники «Ямагири-Мару» (кукольный м/ф успеха не имел, считается самой неудачной экранизацией Алисы). В 1989 году — серия кукольных м/ф: «Кладезь мудрости», «Копилка», «Спутник икры», «Свободный тиран», «Яблоня» и «Чудеса в Гусляре» (так же не снискавшие большого успеха у зрителя). Последний — мультсериал «Алиса знает, что делать!» вышел в 2012 г. (из Булычёва взяты только персонажи, остальное разрабатывается сценаристами).
Титулы, награды и премии писателя:
Государственная премия СССР (1982);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 декабря 1994 г.) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами;
Благодарность Президента РФ (20 мая 2002 г.) — за активное участие в работе Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ.
1984 — Премия «ЕвроКон»/EuroCon (присуждается международной организацией профессиональных фантастов и поклонников НФ - ESFS (European Science Fiction Society/Европейское Общество Научной Фантастики) наиболее отличившимся авторам за популяризацию фантастической литературы, искусства и фэндома в Европейских странах и по всему миру). Категория: «Лучший автор рассказа».
1988 — Премия «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев») — премия, учреждённая в 1970 г. редакцией «ЛГ». Ежегодно присуждается за лучшие сатирические и юмористические произведения, а также рисунки и карикатуры, размещённые в рубрике «Клуб 12 стульев». Лауреатам выдаётся диплом, некоторое время премия включала также и денежную сумму.
Премия «Бронзовая улитка» – присуждалась по итогам года: за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), а также за лучшее критико-публицистическое произведение, посвященное проблемам фантастики. Председателем и единственным членом жюри являлся Борис Натанович Стругацкий:
1992 — Категория: «Малая форма» — «Любимец»;
2004 — Публицистика (посмертно).
Премия «Странник» (премия в области фантастики, вручается на Конгрессе фантастов России, присуждается на основании тайного голосования жюри известных писателей (что отличает её от другой престижной премии «Интерпресскон», где голосовать может каждый аккредитованный участник):
1994 — Категория: «Крупная форма» — Цикл «Река Хронос»: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда» (сборник);
1995 — Категория: «Крупная форма» — «Заповедник для академиков»;
1998 — Категория: «Средняя форма» — «Мир без времени»;
1999 — Категория: «Критика и публицистика» — «Ощущение фантастики»;
2000 — Категория: «Критика и публицистика» — «Как стать фантастом»;
2003 — Специальная премия «Паладин Фантастики»;
2004 — Категория: «Критика и публицистика» — «Падчерица эпохи» (Сборник избранных произведений о фантастике и фантастах) (посмертно).
«Беляевская премия» («Литературная премия им. А. Беляева» — ежегодная премия, присуждается за научно-художественные и научно-популярные произведения, состоит из нагрудной медали и диплома, вручаемых от имени Оргкомитета премии, Совета по фантастической, приключенческой и научно-художественной литературе и СП Санкт-Петербурга. На соискание может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в РФ или за её пределами, если оно написано и издано на русском):
1994 — Категория: «Научно-художественная книга»;
2008 — «Специальная премия Жюри» (посмертно).
Премия «Мечи» («Меч в зеркале») — жанровые премии «Странника», вручаются раз в 2 года на фестивале «Странник», имеют в названии слово «меч» и выполнены в виде парадных мечей. Премия "Меч в зеркале" — за лучшее произведение в жанре альтернативно-исторической фантастики или фантастики о параллельных мирах:
1995 — «Заповедник для академиков»;
1997 — «Осечка-67».
1997 — Премия «Аэлита» (учреждена в 1981 г. журналом «УС» совместно с Советом по приключенческой и НФ-литературе СП РСФСР, вручается ежегодно на фестивале «Аэлита» за лучшее произведение отечественной фантастики предшествующих 2 лет. Премию можно получить 1 раз в жизни); 2002 — 1-й кавалер Ордена фестиваля «Аэлита» «Рыцарь фантастики» им. И. Халымбаджи.
«Сигма-Ф» («Сумма фантастики») — приз читательских симпатий журнала «Если», вручается по результатам голосования читателей:
2000 — Диплом «Если»: Категория: «Критика»;
2001 — Диплом «Если»: Категория: «Малая форма, рассказы и циклы рассказов»;
2004 — Диплом «Если»: Категория: «Публицистика» (посмертно);
2005 — Диплом «Если»: Категория: «Крупная форма» (посмертно).
«АБС-премия» — международной премии в области фантастической литературы им. А. и Б. Стругацких — учреждена в целях стимулирования творческой и издательской активности в сфере серьезной фантастики, продолжающей лучшие традиции «золотой поры НФ». Учреждена Б.Н. Стругацким при содействии литературной общественности города. Вручается ежегодно 21 июня — в день, равно отстоящий от дат рождения каждого из братьев. По формулировке Б. Н. Стругацкого: «Премия присуждается за лучшее фантастическое произведение года, причем под фантастическим понимается любое произведение, в котором автор в качестве художественного сюжетообразующего приема использует элементы невероятного, невозможного, небывалого»:
2000 — Категория: «Критика и публицистика» — «Как стать фантастом», «Записки семидесятника»;
2004 — Категория: «Критика и публицистика» — «Падчерица эпохи» (посмертно).
Премия «Мраморный фавн» — неофициальная премия, присуждаемая литературоведом и критиком Михаилом Назаренко с 1999 г. за лучшие фантастические произведения прошлого календарного года, опубликованные на русском языке, в номинациях «Роман», «Повесть», «Рассказ», «Эссе», «Критика, литературоведение», «Переводная книга»:
2000 — Категория: «Эссе» — «Как стать фантастом», «Записки семидесятника»;
2004 — Категория: «Критика, литературоведение» — «Падчерица эпохи» (посмертно).
Премия «РосКон» (премия издателей, писателей, журналистов, литагентов, критиков, переводчиков, художников, работающих в жанре фантастики РФ и зарубежных стран):
2001 — Категория: «Фантастиковедение» — «Розовые лапки грядущего»;
2004 — Категория: «Фантастиковедение», 2 место («Серебряный РосКон») — «Падчерица эпохи» и Приз «Алиса» — «Убежище» (посмертно).
2004 — Премия им. А. Грина (литературная премия, учреждённая в 2000 г. к 120-летию со дня рождения Александра Грина СП России и администрациями гг. Кирова и Слободского, присуждается «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды» (может быть присуждена как за отдельные произведения, так и за творчество в целом). Лауреату вручается знак с изображением А. С. Грина и диплом. В 2017 г. «Российская литературная премия им. Александра Грина» была переведена в статус областной и стала называться Литературная премия Губернатора Кировской обл. в номинации «Премия имени Александра Степановича Грина») — за серию повестей об Алисе Селезнёвой (посмертно).
2004 — Премия ассамблеи «Портал» (Международная ассамблея фантастики «Портал» проходит ежегодно в Киеве мастер-классы, встречи с писателями и издателями, семинары, дискуссии, развлекательные мероприятия, а также вручение ежегодных наград ассамблеи «Портал». Почётные президенты ассамблеи — Марина и Сергей Дяченко. Номинируются произведения, опубликованные в течение предыдущего календарного года, а также критические тексты, посвящённые фантастике). Категория: «Критика, литературоведение, эссе» — «Падчерица эпохи» (посмертно).
2004 — Литературная премия им. И.А. Ефремова (вручается в Екатеринбурге на Всероссийском фестивале писателей и любителей фантастики «Аэлита»). Категория: «За литературоведческие и критические работы» — «Падчерица эпохи» (посмертно).
2004 — Премия «Интерпресскон» (присуждается всеобщим голосованием участников конференции «Интерпресскон» по номинационным спискам по итогам года за лучшую фантастическую публикацию, дебютную книгу, критико-публицистическое произведение, посвящённое проблемам фантастики, лучшему художнику-иллюстратору и художнику-оформителю, лучшему издательству). Категория: «Критика/публицистика» (посмертно).
2011 — Премия "Сталкер"/Stalker – эстонская национальная литературная премия в области фантастики, вручается на ежегодном конвенте Estcon. Категория: «Большая или малая повесть зарубежного автора (СССР)» — «Подземелье ведьм» (1987) (посмертно).
2018 — «Книга года по версии Фантлаба»/FantLab's book of the year award — приз читательских симпатий сайта «Лаборатория фантастики». Присуждается с 2007 г. по результатам голосования лаборантов сайта. Ни комиссии, ни списков. Наиболее полно отражает мнение «профессиональных» читателей, чтобы проголосовать — достаточно отправить сообщение организаторам. Категория: «Лучшая литературная критика: книги» — «Падчерица эпохи» (посмертно).
После смерти писателя журналом «Если», членом Творческого Совета которого он долгие годы являлся, учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычёва. Вручается с 2004 года «за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении». Представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку — символ труда писателя. В жюри входят 2 сотрудника «Если», все члены ТС и 4 жанровых критика. В разные годы лауреатами Премии становились: Марина и Сергей Дяченко, Евгений Лукин, Олег Дивов, Михаил Успенский, Святослав Логинов, Александр Бачило и Игорь Ткаченко, Дмитрий Колодан.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/050919/44069/
https://kulturologia.ru/blogs/050919/44069/
https://fantlab.ru/autor15
https://www.livelib.ru/author/232227-kir-bulychjov
https://zen.yandex.ru/media/kreekate/fantasticheskii-mir-kira-bulycheva-5d71492598fe7900adeba2bc
26 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена