Волшебница Земноморья
Писатель и литературный критик, автор романов, стихов и детских книг, публицист Урсула Крёбер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в Беркли (Калифорния, США). Дочь известного американского антрополога Алфреда Луиса Крёбера и писателя-антрополога Теодоры Кракау.
Отец, выходец из семьи немецких эмигрантов, изучал быт индейцев, пребывая в должности профессора антропологии и директора музея той же направленности в Калифорнийском университете Беркли/The University of California, Berkeley. Альфред Луис был широко признанным учёным и участвовал в археологических раскопках, которые повлияли на историю, а его статьи и философские мысли имели исключительный успех. Дошло до того, что современники Альфреда, подражая ему, начали отращивать бороду и усы, а при жизни он обзавелся прозвищем «Декан американских антропологов».
Мать была писателем, известным в узких кругах, автором биографии Иши – индейца, который считается последним известным представителем племени яхи (южной ветви народности яна) и одновременно последним носителем южного диалекта языка яна.
Будущая фантаст росла в интеллигентной обстановке: Теодора и Альфред обсуждали за завтраком литературу, науку, искусство и новости, происходящие в мире.
Потери от Великой депрессии, начавшейся в 1929 году, не отразились на жителях местечка из-за его высоко развитой образовательной структуры. Также под влиянием университета в городе быстро появлялись и современные технологии.
Урсула и 3 её старших брата: Клифтон, Теодор (от предыдущего брака матери) и Карл (от предыдущего брака отца) много читали, на них оказал большое влияние круг друзей их родителей, среди которых были и представители коренных народов США (с которыми работали родители), и «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер, который вдохновил её на образ главного героя книги «Обделённые»/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia (1974), одного из лучших романов 1970-х гг., и едва ли не лучший образец социально-философской фантастики (писателю удалось совместить яркий и серьёзный сюжет с глубоким анализом моделей общественного устройства: 2 мира, 2 планеты — и извечный конфликт индивидуализма и коллективизма, коммунизма и демократии, власти и личности. Поиск среднего пути труден, почти невозможен. А между тем оба изображённых мира содержат целый ряд правильных идей, отсутствующих у оппонентов).
Урсула заявляла, что благодарна семье и их окружению за лёгкость и счастье её воспитания. Окружение способствовало и её интересу к литературе – читать (во-многом, благодаря братьям) она начала уже в 5 лет, первый фэнтези-рассказ написала в 9, а первый НФ-рассказ – в 11 лет. Его девочка отправила на публикацию в журнал Astounding Science Fiction, однако журнал вернул его, отказавшись печатать (чему, кстати, впоследствии Урсула была только рада).
Семья Крёберов во время академического года проживала в Беркли, а на летнее каникулы уезжала в своё поместье «Кишамиш» в долину Напа (Калифорния) – главный винодельческий регион в США (в настоящее время в округе Napa Valley). Урсула рассказывала про поместье, что это «старое, полуразрушенное ранчо … [и] место сбора для учёных, писателей, студентов и индейцев Калифорнии. … там я слышала много интересных, взрослых разговоров».
Урсула посещала среднюю школу Беркли. «Публичная библиотека Беркли стала моим пристанищем, половину жизни я проживала в книгах. В определённом смысле, я в гораздо большей степени чувствовала себя как дома в Париже 1640 года, или в Москве 1812-го, чем в Кембридже, штат Массачусетс в 1948 году» – вспоминала она.
Интересовалась девочка поэзией и биологией, а вот математика давалась ей с трудом. Лет в 13-14 она начала зачитываться Толстым, Достоевским, Тургеневым, Чеховым.
«…они сразу же превратились в обожаемых мной мастеров. Позже я открыла для себя Булгакова и Замятина, а также «Обломова», затем объявился «Доктор Живаго». Повзрослев, я перестала получать удовольствие от Достоевского, но все остальные продолжали идти по жизни со мной – Толстой как вершина художественной литературы, Тургенев в качестве близкого друга» (из интервью У.К. Ле Гуин корреспонденту газеты «Взгляд» М. Меклиной, 16 апреля 2007 г.).
Урсула получила степень бакалавра искусств общества Phi Beta Kappa (аббревиатура с греческого Φιλοσοφία Βίου Κυϐερνήτης: «Любовь к мудрости — руководство жизни») — старейшего почётного студенческого общества (изначально — братства) США, общественной организации студентов высших учебных заведений, в женском колледже Радклифф/Radcliffe College (часть Гарвардского университета/Harvard University) в 1951 году. Занималась французской и итальянской литературой эпохи Возрождения, а в следующем году защитила магистерскую диссертацию по специализации «средневековая романская литература», в Колумбийском университете/Columbia University по теме: «Смерть в произведениях французского поэта Пьера де Ронсара».
После этого начала работу над диссертацией и получила грант по программе Фулбрайт (программа образовательных грантов, основанная в 1946 г. бывшим сенатором от штата Арканзас Джеймсом У. Фулбрайтом и финансируемая госдепом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран) на обучение во Франции. В 1953 году отправилась в всегда манивший её Париж, чтобы написать там диссертацию о творчестве французского поэта и прозаика Жана Лемера де Бельжа.
Во время поездки во Францию, на корабле «Куин Мэри»/HMS Queen Mary, Урсула Крёбер познакомилась с аспирантом-историком Чарльзом Ле Гуином из штата Джорджия, американцем французского происхождения, так же получившем грант, и так же направлявшимся во Францию, за которого в 1953 году в Париже вышла замуж. После этого Урсула решила не продолжать свою докторскую работу.
Пара вернулась в Штаты, чтобы Чарльз занялся диссертацией на степень доктора философии в частном исследовательском университете Эмори/Emory University (Атланта, штат Джорджия). В это время Урсула работала секретаршей и преподавала в том же университете французский.
В 1958 году Ле Гуины переехали в Портленд (штат Орегон), где у них родились дочери Элизабет (1959) и Каролина (1964). Чарльз стал профессором истории в крупнейшем Университете штата Орегон/Oregon State University (OSU, Корваллис, Орегон). В это время Урсула занималась писательством и домашними делами. В 1964 году у них родился сын Теодор.
Урсула писала: «Художник может уходить в мир, который он сам создаёт, и с трудом находить дорогу обратно. Поэтому, я всегда была благодарна за то, что у меня есть семья и работа по дому и глупые повседневные вещи, которые должны быть сделаны, и которые нельзя бросить».
Она продолжила писать, но не пыталась публиковаться ещё в течение 10 лет, поскольку, по её словам, училась писать так, как ей самой хотелось, а не так, как её учили.
С 1951 по 1961 гг. Ле Гуин написала 5 повестей, которые были отклонены издателями, потому что они казались недоступными для широкого понимания. В то же время она писала стихи, в том числе «Дикие Ангелы», которые были изданы только в 1975 году.
Хотя Урсула и написала множество детских рассказов, поэтических сборников и критических эссе, наибольшую известность получила, как автор романов и повестей в жанрах НФ и фэнтези. Однако сама себя она называла романисткой. Её книги отличаются от произведений Дж. Р.Р. Толкиена, Р. Брэдбери или Дж. Р.Р. Мартина тем, что нещадно приправляла свои работы антропологией и социальными проблемами. Её книги отмечены интересом к межкультурному взаимодействию и конфликтам, даосизму, анархизму и коммунизму, феминизму, психологическим темам.
Американский писатель-публицист Вольфганг Биттнер писал о ней: «Ле Гуин глубоко убеждена в мистической, внутренней силе определенных слов».
На что Урсула ответила: «Слова – это моя среда обитания, как краски или музыкальные звуки – среда обитания художника и композитора. Любые слова, если их использовать правильно, обладают загадочной силой. Правильное использование слов – это тайна, искусство рассказчика и поэта».
Перед тем, как обратиться к фантастике, Ле Гуин писала стихи (никогда не публиковавшиеся) и исторические, подобные притчам, рассказы о Орсинии — последние она переработала в середине 1970 гг. в сборник «Рассказы об Орсинии»/Orsinian Tales (1976) — цикл произведений, действие которых происходит в вымышленной центрально-европейской стране. Писатель многое позаимствовала из облика Польши середины 1970 гг., но всё же её Орсиния — место выдуманное, и там вершатся небывалые события и люди решают вечные вопросы.
Сборник дополнила «Малафрена»/Malafrena (1979) — рассказ о королевстве, созданном фантазией писателя, мир которого невероятно реален: мужчины с горячими сердцами и открытыми душами, сражающиеся за свободу, женщины, умеющие любить и помнящие о своем долге, вечные горы и манящие в неизвестность дороги — все это Малафрена, место, откуда уходят, чтобы найти себя, но куда всегда возвращаются.
Рассказ «Отворяя воздух», так же дополняющий цикл, был опубликован в одноимённом сборнике рассказов (1996).
Ища способ выразить свои интересы, автор вернулась к своему раннему интересу, к научной фантастике, в начале 1960 гг. её работы начали регулярно публиковать. Прозаическим дебютом Ле Гуин стал один из орсинийских рассказов — рассказ об искусстве, о творческой личности, об отношениях материального и идеального — «An die Musik» (первая публикация: журнал Western Humanities Rewiev, №3 1961), годом позже в журнале Fantastic Stories of Imagination, редактурой которого занималась Целе Голдсмит (редактор «Удивительных историй»/Amazing Stories), вышел первый фантастический рассказ — «Апрель в Париже»/April in Paris — милый и добрый рассказ о том, как людей из разных социальных слоев и разного времени объединяет одиночество (впервые на русском: «Наука и жизнь», №9 1979). А в 1964 году уже Amazing Stories опубликовал ещё 2 её рассказа.
БОльшую славу писателю принесли произведения из «Хайнского» цикла (Хайн — гипотетическая сверхцивилизация, «прародительница» разумной жизни в Галактике), образуя органическую и богатую оригинальными деталями и находками историю будущего.
Дебютный роман — «Планета Роканнона»/Rocannon’s World был опубликован в 1966 году. Прологом к нему стал ранний рассказ «Ожерелье Семли» (1964) — история вполне самостоятельная, но в ней оказалось зерно будущего романа. «Семли Златоволосая была из рода первых королей ангья. Но род её обеднел. И в приданое мужу, Дурхалу из Халлана, она не смогла принести иного золота, кроме золота своих волос. И потому решила добыть древнюю драгоценность — Глаз моря, украденную некогда у её предков…» Там был один второстепенный персонаж — сторонний наблюдатель, который не пожелал «вернуться в небытие», поэтому, автору и «пришлось» продолжить.
Эта книга, повествующая о вселенной технологического Хайна, знакомит с удивительными людьми и экстраординарными вещами — любитель фантастики узнаёт о релятивистском эффекте, а также отправляется в путешествие вместе с главным героем Роканноном по бескрайнему пространству космоса. «Почему целый мир назван именем человека, который был в нём чужим, пришельцем? Потому, что планета обязана ему жизнью. Её обитатели не знали о грозящей им опасности, и не смогли бы победить галактических преступников, захотевших устроить здесь базу. Не смогли бы, если бы им не помог этнолог Роканнон, а в его лице — Лига Всех Миров, посланником которого он был».
В отличие от П. Андерсона, Л. Нивена, Р. Хайнлайна и других представителей технократического крыла американской НФ, Ле Гуин строит свою Галактическую федерацию — Лигу Миров (или Эйкумену) — на принципах гуманизма (что облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и на особой, тщательно разработанной этике контакта, исключающей насильственное вмешательство (Лига не правит, а только координирует развитие всех цивилизаций, представляя собой своеобразную «галактическую школу») и серьезно ограничивающей «прогрессорскую» деятельность, сводя её первоначально к индивидуальному контакту личностей, психологий, философий культур.
Наиболее показателен в этом отношении роман «Обделённые»/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia, снабжённый подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме. «Шевек, гениальный физик с Анарреса (прообразом которого считают Р. Оппенгеймера) и его друг Бедап создают Синдикат Инициативных Людей, позволяющий опубликовать научные работы, наладить радиосвязь с Уррасом – планетой, откуда на Анаррес «переселили» после восстания инакомыслящих – и возродить культурный обмен. Но в обществе Анарреса это вызывает негативную реакцию. Анаррести привыкли ненавидеть уррасти, членов Синдиката называют предателями. Шевек, его родные и члены Синдиката сталкиваются с ненавистью окружающих».
Эйкумена — чья история, описанная в 6 романах и около 20 повестей и рассказов, простирается на несколько тысяч лет, с XXIII по XXIV вв. — является беспрецедентной в американской НФ попыткой построить будущий «вселенский порядок» на принципах скорее гуманитарных, нежели торговых, технологических или политических.
Произведения Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и этнографов), а также беспрецедентна в подобной литературе психологической глубиной характеров — землян и инопланетян.
В 1968 году Урсула начинает работу над циклом «Земноморье», в который входят 6 книг: «Волшебник Земноморья»/A Wizard of Earthsea (1968), «Гробницы Атуана»/Tombs of Atuan (1971), «На последнем берегу»/The Farthest Shore (1972), «Техану»/Tehanu: The Last Book of Earthsea (1990), «На иных ветрах»/The Other Wind (2001) и сборник рассказов «Сказания Земноморья»/ Tales from Earthsea (2001).
Выдуманный мир представляет собой архипелаг, делящийся на небольшие островки, населённые людьми, сказочными существами, драконами, каргами, мореплавателями, чародеями, белыми варварами, молящихся различным богам. В этой вселенной магия — не сверхъестественное явление, а обыденная часть жизни её обитателей. Здесь действует магия настоящих имён — слов истинного языка, на котором разговаривают драконы. Здесь чародеи острова Рок хранят и приумножают знания и красоту своего мира. Романы цикла рассказывают о жизненном пути Геда — величайшего из Верховных Магов. Чтобы исправить ошибки, совершённые в юности, он должен принять на себя неподъёмную ношу миродержца.
Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин — всегда о человеке. Романы того же Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур. Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор приглашает задуматься о собственных мировоззрениях. Как пример можно привести глубокое исследование влияния пола на личность, жизнь и восприятие человека.
Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.
Так, например, ставшие классикой фэнтези повести о Земноморье могут интерпретироваться как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой. По мотивам книги цикла «На последнем берегу» Горо Миядзаки в 2006 году на студии «Гибли»/Studio Ghibli снял анимационный фильм «Сказания Земноморья».
В 1969 году Ле Гуин радует поклонников романом «Левая рука тьмы»/The Left Hand of Darkness, герой которой — человек на планете Гетен, которую пришельцы из Эйкумены назвали Зимой, не балующей своих обитателей ни приятным климатом, ни разнообразием жизненных форм. Во многих отношениях гетенцы не имеют аналогий в других мирах. Например, они в основном бесполы и периодически приходят в состояние, позволяющее им размножаться. Это состояние — дихогамия — придуманное Ле Гуин, позволяет жителям планеты менять пол, так что одно и то же существо в течение жизни может быть и матерью, и отцом. Автор повествует о сексуальной активности гетенианцев и воспитании детей. Так же они представления не имеют, что такое «полёт», так как на Гетене нет ни одного летающего существа. Поэтому осмыслить появление чужака, прилетевшего из другого мира, для них особенно трудно. Но они владеют даром предсказания, который мог бы обогатить Эйкумену. Но это не просто рассказ о вымышленном племени, а страшная сказка с непредсказуемой развязкой.
Стоит отметить, что писательский стиль Урсулы строг и понятен. Она не перегружает произведения излишними метафорами или претенциозными предложениями и не повествует об избитой теме борьбы добра и зла. Но зато на страницах её книг прослеживаются глубокие мысли, за которые Ле Гуин по праву снискала свои лавры.
Ле Гуин любила скрупулезно описывать даже мельчайшие детали произведения, например, она придумала ансибл – устройство, гарантирующее мгновенную связь между объектами, находящимися на астрономических расстояниях друг от друга. Также этот чудо-аппарат используется в повести «Слово для леса и мира одно»/The Word for World is Forest (1972).
В 1973 году Ле Гуин дарит почитателям психомиф-притчу под названием «Уходящие из Омеласа» («Те, кто уходит из Омеласа», «Те, кто покидает Омелас»)/The Ones Who Walk Away from Omelas. Рассказ поднимает важные философские проблемы: например, способны ли люди, выброшенные на обочину жизни, существовать в едином обществе со счастливыми гражданами, которые сердобольно наблюдают за судьбой «козлов отпущения».
В 2004 году режиссёр Роберт Либерман снял фильм по мотивам цикла «Волшебник Земноморья». Но не все поклонники творчества Ле Гуин оценили эту его работу: по их мнению, уместить 6 книг Урсулы в 170-минутный хронометраж картины практически невозможно.
А в 2009 году Урсула сделала официальное заявление о своем выходе из Гильдии авторов США/Writers Guild of America, в составе которой находятся все американские писатели. Такое решение Ле Гуин приняла потому, что Гильдия заключила с компанией Google соглашение о сотрудничестве, которое она назвала «сделкой с дьяволом».
Писатель является лауреатом множества жанровых и общелитературных премий, одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области НФ и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локус»), одна из самых ярких и самобытных на небосклоне американской «мягкой» (гуманитарной) НФ.
Урсула не любила раскрывать подробности личной жизни. Журналистам известно только то, что её существование было спокойно и однообразно. Писатель признавалась, что, достигнув пожилого возраста, они с мужем больше не путешествуют, а живут последние десятилетия в Портленде умиротворённо, читают перед обедом вслух художественную литературу — от Толстого, Чехова и Тургенева до Райнера Рильке и Джейн Остин.
Последнее произведение — повесть «Лавиния»/Lavinia — было написано Ле Гуин в 2008 году. Сюжет был заимствован у римского поэта Вергилия в эпической поэме «Энеида». Это история итальянской девушки, на которой женится Эней. Всем известна королева Дидона, а о молодой Лавинии в поэме сказано мало – всего лишь несколько слов. Урсуле стало интересно, каково было знать этой девушке, что ей суждено встретить великого героя и выйти за него замуж. Зная латынь не так хорошо (на самом деле, она изучала её в процессе чтения Вергилия), писатель и не могла мечтать о том, чтобы перевести его, ведь «его стихи так похожи на музыку», поэтому, сделала нечто своё.
Урсула Крёбер Ле Гуин умерла 22 января 2018 года на 89-м году жизни, в своём доме в Портленде (Орегон). По словам сына Теодора, последние несколько месяцев здоровье матери было неважным.
The New York Times в некрологе назвал Урсулу «чрезвычайно популярным автором, который привнёс литературную глубину и реалистичную феминистическую чувствительность в научную фантастику и фэнтези такими книгами, как „Левая рука Тьмы“ и циклом „Земноморье“».
Творчеству Ле Гуин посвящено множество монографий и коллективных сборников, а в 2010 году к её 80-летию вышла книга эссе, статей, рассказов и стихов «80! Memories & Reflections on Ursula K. Le Guin».
Библиография У.К. Ле Гуин:
Циклы:
«Земноморье»:
«Освобождающее заклятье» («Слово Освобождения», «Слово освобождения», «Магическое слово»)/The Word of Unbinding (1964),
«Правило имён» («Похититель сокровищ», «Укравший имя»)/The Rule of Names (1964), «Волшебник Земноморья» («Маг Земноморья», «Колдун архипелага»)/A Wizard of Earthsea (1968), «Гробницы Атуана» («Могилы Атуана»)/Tombs of Atuan (1971),
«На последнем берегу» («Дальний берег», «К дальнему брегу», «Самый дальний берег»)/The Farthest Shore (1972),
«Dreams Must Explain Themselves» (1973),
«Техану: последняя книга о Земноморье»/Tehanu: The Last Book of Earthsea (1990),
Сборник «Земноморские рассказы» («Сказания Земноморья»)/Tales from Earthsea (2001),
«На иных ветрах»/The Other Wind (2001).
«Хайнский цикл»:
«Планета Роканнона» («Мир Роканнона»)/Rocannon’s World (1966),
«Планета изгнания»/Planet of Exile (1966),
«Город иллюзий»/City of Illusions (1967),
«Левая рука тьмы»/The Left Hand of Darkness (1969),
«Обделённые» («Обездоленные»)/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia (1974),
«Обширней и медленней империй»/Vaster Than Empires and More Slow (1971),
«История Шобиков»/The Shobies story (1971),
«Слово для «леса» и «мира» одно…»/The Word for World is Forest (1972),
«Уходящие из Омеласа»/The ones who walk away from Omelas (1973),
«За день до революции»/The day before the Revolution (1974),
«Проблемы внутренней связи»/Intracom (1974),
«Танцуя Ганам»/Dancing to Ganam (1993),
«Рыбак из Внутриморья»/A Fisherman of the Inland Sea (1994),
«Четыре пути к прощению»/Four Ways to Forgiveness (роман-сборник, 1995),
«Толкователи»/The Telling (2000).
Прочие:
«Резец небесный»/The Lathe of Heaven (1971), «Двенадцать румбов ветра»/The Wind’s Twelve Quarters (1975), «Рассказы об Орсинии»/Orsinian Tales (1976), «Крылатые кошки»/Catwings (1988), «Крылатые кошки возвращаются»/Catwings Return (1989), «Уходящие из Омеласа»/The ones who walk away from Omelas (1973), «Удивительный Александр и крылатые кошки»/Wonderful Alexander and the Catwings (1994), «Джейн сама по себе»/Jane on Her Own (1999).
Экранизации:
«Резец Небесный» — т/ф (США, 1980. Сама Ле Гуин участвовала в массовках),
«Резец Небесный» — т/ф (США, 2002),
«Волшебник Земноморья» — мини-сериал (США, 2004),
«Сказания Земноморья» — аниме (Япония, 2006).
Награды и премии У. К. Ле Гуин:
«Небьюла»/Nebula Award – ежегодная премия Американской ассоциацией писателей-фантастов (Science Fiction and Fantasy Writers of America/SFFWA):
1970 — Категория: «Роман» — «Левая рука тьмы»/The Left Hand of Darkness (1969),
1975 — Категория: «Роман» — «Обделённые»/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia (1974); Категория: «Рассказ» — «За день до революции»/The day before the Revolution (1974),
1991 — Категория: «Роман» — «Техану: Последняя книга Земноморья»/Tehanu: The Last Book of Earthsea (1990),
1996 — Категория: «Короткая повесть» — «Одиночество»,
2003 — Категория: «Грандмастер»,
2009 — Категория: «Роман» — «Прозрение».
«Хьюго»/Hugo Award (американская «Премия за достижения в области НФ»/The Science Fiction Achievement Award, учреждена в 1953 г. и названа в честь Х. Гернсбека, которого в 1960 г. назвали «отцом журнальной НФ», присуждается ежегодно за лучшие произведения в жанре фантастики «Всемирным обществом научной фантастики»/World Science Fiction Society — WSFS, считается «читательской»):
1970 — Категория: «Роман» — «Левая рука тьмы»/The Left Hand of Darkness (1969),
1973 — Категория: «Повесть» — «Слово для "леса" и "мира" одно»/The Word for World is Forest (1972),
1974 — Категория: «Рассказ» — «Те, кто покидают Омелас»/The ones who walk away from Omelas (1973),
1975 — Категория: «Роман» — «Обделённые»/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia (1974),
1988 — Категория: «Короткая повесть» — «Бизоны-малышки, идите гулять...».
1973 — Национальная книжная премия — самая престижная награда в США. Основана издателями в 1950 г., а сейчас премией управляет Национальная книжная ассоциация/National Book Award for Fiction, её может получить только произведение американского автора, изданное в США, включает 4 номинации: - художественная проза - поэзия - детская литература - документальная литература (вопреки названию). Категория: «Литература для детей и юношества/National Book Award for Young People's Literature — «Волшебник Земноморья. На самом дальнем берегу»/A Wizard of Earthsea. The Farthest Shore (1972),
Премия «Юпитер»/Jupiter Award (американская литературная премия в области НФ, нерегулярно вручалась в период 1974-78 гг., присуждалась объединением «Преподавателей НФ в высших учебных заведениях»/Instructors of Science Fiction in Higher Education при университете штата Мэн, созданному по инициативе Маршалла Б. Тимна и просуществовавшая до 1979 г. Жюри премии оценивало литературное качество текстов и не ориентировалось на популярность. Награда вручалась в тех же номинациях, что и премия «Небьюла»)
1975 — Категория: «Роман» — «Обделённые»/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia (1974); Категория: «Рассказ» — «За день до революции»/The day before the Revolution (1974),
1977 — Категория: «Короткая повесть» — «Дневник Розы».
1979 — «Полка Льюиса Кэрролла» — американская литературная премия, вручалась ежегодно Университетом Висконсин-Мэдисон с 1958 по 1979 г., удостоенные награды книги признаны «лежащими на той же полке», что и «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла, т.е. их качество сопоставимо с его работами — «Волшебник Земноморья»/A Wizard of Earthsea
1988 — Премия «Форри»/Forry Award — вручается Лос-Анджелесским обществом НФ (старейший клуб любителей фантастики)/Los Angeles Science Fantasy Society (LASFS) — за прижизненные достижения в области НФ.
1993 — Премия «Прометей»/Prometheus Award — ежегодная премия, вручаемая Либертарианским Футуристическим Обществом/Libertarian Futurist Society за свободомыслящую (либертарианскую) фантастику, произведениям, где присутствует «исследование возможностей свободного будущего, борьба за права человека (включая личную и экономическую свободу): «Зал славы»/Hall of Fame — «Обделённые»/The Dispossessed: An Ambiguous Utopia (1974)
Премия Джеймса Типтри-мл./James Tiptree Jr. Award — ежегодная литературная премия, вручаемая за произведения жанров НФ и фэнтези, которые расширяют и исследуют роли женщины для мужчины и мужчины для женщины (гендер). Учреждена в 1991 г. писательницами Пат Мёрфи и Карен Д. Фаулер после обсуждения на Висконсинском конвенте в области НФ/Wisconsin Science Fiction Convention:
1995 — «Дело о Сеггри»,
1996 — «Ретроспектива» — «Левая рука тьмы»/The Left Hand of Darkness (1969),
1997 — «Законы гор».
1995 — Мемориальная премия Теодора Старджона/Theodore Sturgeon Memorial Award — организована Дж. Ганном, Директором Центра Исследования Научной фантастики/Center for the Study of Science Fiction (учебное заведение, связанное с университетом Канзаса в Лоуренсе) и наследниками Т. Старджона, включая его вдову Джейн Старджон и детей. С 2004 г., аналогично Мемориальной премии Дж. Кэмпбелла, всем финалистам начали вручать персональные призы, разработанные Кидж Джонсон. Категория: «Лучшее произведение малой формы»/Best Short Fiction — «День прощения».
1999 — Премия «Мраморный фавн» — неофициальная премия, присуждается литературоведом и критиком Михаилом Назаренко с 1999 г. за лучшие фантастические произведения прошлого календарного года, опубликованные на русском языке, в номинациях «Роман», «Повесть», «Рассказ», «Эссе», «Критика, литературоведение», «Переводная книга». Категория: «Переводная книга» — «Двенадцать румбов ветра»/The Wind’s Twelve Quarters (1975) (сборник).
Премия «Индевор» — награда, вручаемая за лучшую книгу в жанрах фантастики и фэнтези, написанную автором, проживающим на так называемом «тихоокеанском побережье», символизирует собой сотрудничество писателей и фэнов с целью развития фантастической литературы и определения лучших в своей области. (Название получила в честь барка «Индевор», корабля знаменитого исследователя Дж. Кука).
2001 — «Толкователи»/The Telling (2000),
2002 — «Сказания Земноморья»/Tales from Earthsea (2001).
2001 — Зал славы научной фантастики и фэнтези/Science Fiction and Fantasy Hall of Fame — Категория: «Творцы» (выбор жюри).
2014 — Национальная книжная премия (Медаль за выдающийся вклад в американскую литературу).
2018 — Премия «Локус»/Locus Award (Присуждается с 1971 г. журналом «Локус» — одним из самых солидных периодических изданий, посвящённых фантастике. Награждение проводится в рамках различных конвентов, таких как Westercon, Dragon*Con и Worldcon, церемония проходит в Музее НФ и фэнтези в Сиэтле (шт. Вашингтон). Принять участие в опросе могут все желающие, поэтому лауреатов «Локуса» определяет бОльшее число людей, чем лауреатов «Хьюго» и «Небьюлы» вместе взятых). Категория: «Авторский сборник» — «Хайнский цикл»/The Hainish Novels and Stories.
Источники:
https://www.livelib.ru/author/5430-ursula-le-guin
https://kiozk.ru/article/mir-fantastiki/a-govoru-istoriami
https://vz.ru/culture/2007/4/16/77721.html
https://fantlab.ru/autor11
https://librebook.me/list/person/ursula_kroeber_le_guin
https://24smi.org/celebrity/4577-ursula-le-guin.html
6 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена