За что Сталин ценил папу юмориста Задорнова
Жизнь Задорнова - старшего была полна компромиссов и, главное, чему он как писатель научился, это обходить взрывоопасные темы, прячась в дебри истории.
На Николае лежала тень обвиненного во вредительстве и скончавшегося в заключении отца.
Первый раз на серьезные неприятности парень нарвался по чисто бытовой линии, - увел из семьи женщину. Разгневанный муж прислал письмо с угрозами. С этим письмом дама двинула в ЗАГС, предъявив его для развода, как улику. Тем не менее, в провинциальном городишке бывший муженек представлял серьезное препятствие для дальнейшей карьеры и, расписавшись, новоявленная ячейка общества отправилась в Комсомольск-на-Амуре.
Это оказалось судьбой.
В Комсомольске-на-Амуре Задорнов возглавил литературный отдел при местном театре. Был помощником режиссера. Выходил на сцену.
Активно познавал белый свет, очарованный красотой края.
Сам позже признавался:
«Ходил я по тайге пешком, и на лодках, и на катерах, сам по себе и от редакции городской газеты, для которой писал очерки. Научился править парусом в нанайской лодке, ходить на берестяной оморочке. Зимой и летом я бывал в нанайских стойбищах. Видел шаманство»
Как писатель Задорнов представлял собой типичный продукт сталинского времени. Тогда все вдруг начали ваять эпопеи в трех-четырех книгах, бросая их на пол-пути, не в силах закончить. Задорнов же обладал терпением и усидчивостью. Свои повествования он, уважая читателя, доводил до финала.
Еще для литературы того периода характерен уход в историю, попытки найти идентификацию до 1917 года.
Роман в двух книгах Николая Задорнова «Амур-батюшка» рассказывал, как русские переселенцы осваивали Дальний Восток. Готовая рукопись столкнулась с тем, что шла война, и обстоятельное повествование про дела далеких дней без пафоса «Бить врага!» выглядело странно.
Через Фадеева рукопись попала Сталину, который по-имперски «Амуром-батюшкой» восхитился.
«Задорнов показал, что эти земли исконно наши. Что они осваивались трудовым человеком, а не были завоеваны. Молодец! Нам в наших будущих отношениях с Китаем его книги очень пригодятся. Надо издать и отметить!»
Эпопею, начатую «Амуром-батюшкой», Задорнов завершил только при Брежневе, написав книгу «Золотая лихорадка». А в 1946 запустил еще один проект из четырех романов. Сперва появился «Далекий край» (две книги), затем «К океану». Вот за эти романы + «Амур-батюшка» Николай получил в 1952 году Сталинскую премию.
После войны перед Задорновым открылась административная карьера. Его отправили в Ригу руководить русской секцией писательской организации.
Положение в литературной иерархии у Задорнова сложилось странное. Занимая руководящий пост, он умудрился не вступить в партию. Спокойно обрабатывал свою делянку и все.
В 1970-ых сваял третью эпопею, - четыре романа об адмирале Путятине. Потом вышли «Большие плавания» (в трех книгах).
С СЫНОМ
.
Новые веяния Задорнов - старший, в отличие от сына, категорически не принял.
Михаил Задорнов вспоминал, что когда он в 1989 восхищенный вернулся с первых гастролей по США…
«Отец слушал мои восхищения со сдержанной улыбкой, не перебивая, и потом сказал только одну фразу: «Я смотрю, ты так ничего и не понял. Хотя дубленку привез хорошую!».
...Как будто он знал тогда, что через пять лет я кардинально поменяю свое мнение об Америке».
К сожалению, развал страны Николай Задорнов встретил на самом тяжелом участке, в Прибалтике.
Объективно для латышских писателей Задорнов сделал немало. Устраивал переводы на русский язык, ежегодно организовывал экскурсии на Дальний Восток. Защищал от столичной цензуры журнал «Даугава». Едва подули ветры свободы, редакция этого богоспасаемого журнала объявила благодетеля сумасшедшим.
А еще всплыл наследник хозяев дома, где у писателя была квартира. По тогдашним прибалтийским законам следовало освободить помещение. От всех этих событий Задорнов начал сдавать.
Россия, о которой он писал, обрастала землей и пространствами. Россия, которую он видел, стремительно скукоживалась.
В 1992 Задорнов - старший умер.
К чести Михаила он пытался возродить интерес к книгам отца. Задорнова вновь начали издавать.
К 90-летию писателя в Хабаровске, над Амуром-батюшкой, ему установили памятник.
Источник:
5 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Кстати, а почему он не воевал? Ему же 32 года было в 1941 году...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена