Бесконечное число прекрасных форм
- Это точно не должно быть хеви-металл.
(Холопайнен).
Туомас Лаури Йоханнес Холопайнен родился 25 декабря 1976 года, и родился «в рубашке» - точнее, в части «рубашки», представляющей собой остатки плодной оболочки на голове. Возможно, поэтому Туомас научился читать в возрасте двух лет (!), а в 7 уже сносно наяривал на пианино. А еще через какое-то время основал группу Nightwish и стал одним из самых известных рок-музыкантов в мире. Вот так, а вы говорите – приметы. Также, по свидетельствам очевидцев, пожелавших остаться неизвестными, во время родов Туомаса за окном выли волки, и с тех пор они продолжают выть где-то на подкорке композитора, периодически переходя в песни.
Подростком Туомас съездил по программе обмена учениками в Америку, где посетил концерт Metallica и Guns’N’Roses, а после этого буквально заболел металлом. По возвращении он сдал свое пианино на дрова и сел за синтезатор Korg-M-I, который приволок домой из школы (с разрешения учителя, все по-честному). Уже с 17 лет молодой музыкант стал выступать на сцене; его первая группа, к которой он присоединился, называлась Dismal Silence. Впрочем, бурная фантазия Туомаса никогда не умещалась в рамках одного музыкального коллектива - ни тогда, на заре творчества, ни позже, во времена Nightwish. Именно тогда, в начальный период, Туомас познакомился с Сами Вянскя – будущим басистом Nightwish, которого позже сам Туомас и слил. Надо признать, за дело.
Туомас служил в армейке. Тоже все по-честному, хотя поначалу и подумывал сфилонить, но переубедили. Несмотря на то, что ему там относительно повезло – угодил в музыкальную часть, где ему вручили кларнет и сказали «жги!»,- он вспоминает армию с содроганием. Пацифист. А еще патологически «творческая личность», не способная впихнуть себя в какие-либо рамки. Благодаря этой своей неуемной энергии Туомас уже в 20 лет понял, что ему необходим собственный музыкальный коллектив.
История же Nightwish вся целиком мутная, как двухсотлетняя линза, и разукрашена бесконечными домыслами, слухами и подозрениями. Идея собственного коллектива пришла к Холопайнену ночью у костра, когда он отдыхал с приятелями на острове, принадлежащем его семье. Рядом сидел Эмппу Вуоринен, друг Туомаса, а позже – гитарист Nightwish. Последний же забросил удочку Тарье Турунен. Все трое были знакомцами и учились у Пламена Димова – музыканта, учителя музыки и продюсера, который приложил руку к раскрутке Nightwish, а может, и целых две руки.
Изначально Туомас хотел играть только акустическую музыку: всякие там флейты, фортепьяно, струнные, акустическая гитара (кларнет опять же, да), плюс женский вокал. «Это точно не должно быть хеви-металл»,- сказал Туомас Эмппу той памятной ночью у костра и вручил будущему партнеру акустику. Однако прослушав, что получилось, Туомас решил, что негоже гонять вола и бегать от судьбы: они будут играть металл.
В плане успеха вновь созданная группа особо не парилась: успех пришел достаточно быстро. Уже после дебютного альбома «Angels Fall First» группе предложили контракт, позже альбом вышел за пределы Финляндии. Успех двух последующих альбомов «Oceanborn» и «Wishmaster» поразил как критиков, так и самих членов Nightwish. Почти все песни (музыка и тексты) были написаны Туомасом. Многие почитатели группы считают именно первые три альбома настоящим Nightwish, но на самом деле наслаждаться можно каждым их альбомом, а тот факт, что с течением времени характер исполнения и песен менялся, выглядит вполне закономерно и нормально. Одним словом, группа Nightwish даже в свои самые плохие дни не ведала, что такое проблемы с успехом и с восприятием слушателями.
Чего не скажешь о внутриколлективных отношениях: они с самого начала были весьма далекими от хороших, и так продолжалось на протяжении всей истории Nightwish. Туомас и Эммпу царапались по поводу распределения гонораров, Тарья царапалась со всеми, потому как изначально к ней предъявляли завышенные требования, Туомас царапался со всеми, за каждым разом, надо – не надо, отстаивая свое лидерство; Сами Вянскя ни с кем не царапался, а просто периодически забивал на репетиции болт. За что и был выгнан из коллектива и заменен на Марко Хиеталу. Марко оказался не просто новым членом группы. В какой-то степени Марко - и есть группа, и без него сегодняшний Nightwish просто немыслим.
После этого наступила эра сказочных дней. Четвертый альбом группы «Century Child» побил все ранние достижения: с самого выхода сингла Ever Dream он очень долго не покидал вершины чарта, а сам альбом получил статус золотого спустя два часа после старта продаж. Логично, что через некоторое время альбом стал платиновым.
Следующий альбом «Once», вышедший в 2004-м г., стал на тот момент самым дорогим альбомом за всю историю финской тяжелой музыки. И новый рекорд: статус платинового – всего за шесть часов после выхода. Для записи альбома привлекался Лондонский симфонический оркестр под руководством Пипа Уильямса, ранее известного по совместному творчеству со Status Quo и Uriah Heep.
Именно на тот период, на пик популярности Nightwish, приходятся слова Тарьи: «Запомни, Туомас, я - Багиня! Захочу, завтра же всех вас – в топку, Nightwish – в топку, и заживу одна, богато и счастливо». Тарья ляпнула и забыла. А Туомас послушал и не забыл. Раздор случился, как всегда, на почве секса и «бабла» (при ближайшем рассмотрении, вся т.н. «сложность» внутри группы базируется исключительно на этих двух составляющих – прим. Л.Р.). По утверждению самих членов группы (читай – Туомаса), Тарья начала всех доставать своей короной, наплевательством, а также мутными делами со стороны ее будущего мужа, Марсело Кабули, который одновременно являлся продюсером Nightwish. Марсело кричал, что Туомас подбивал к Тарье клинья, а та не дала, отсюда весь сыр-бор. Впоследствии появилась еще одна правдоподобная версия, что Тарья с мужем тибрили из «общака». Наверное, было всего помаленьку. Как бы то ни было, в 2005 году, в тур-автобусе по дороге из Бельгии в Германию, вопрос с Тарьей был поднят на всеобщее обсуждение. В отсутствие самой Тарьи. И Марсело. Итог: Тарью выкинули на мороз, причем не лично, а через газету. Видимо, там все было совсем плохо.
После этого Туомас ушел с головой в депрессию, стал чаще слышать в голове волчьи голоса, которые дружным воем склоняли печального гения к суициду. Гений, впрочем, не поддался: оклемавшись, он продолжил писать песни, а чуть позже, на смену Тарьи, в группе появилась Анетт Ользон, которую фанаты Nightwish окрестили «О, нет, Ользон!». С той поры поклонники группы разделились на два лагеря – почитатели Тарьи и Анетт, а все творчество группы разбилось на «до» и «после». Несмотря на явные заслуги Ользон, невозможно не признать, что Тарья обладала уникальным стилем, который невозможно повторить, и некоторые вещи Анетт просто не вытягивала, а еще у последней наблюдалась какая-то беда со вкусом – как в одежде, так и в поведении. Тем не менее, последующий альбом «Imaginaerum», записанный с Ользон, разительно отличается от раннего Nightwish, и Анетт в него гармонично вписывается.
А потом Анетт забеременела – разок, другой,- и Холопайнен ее выпилил вслед за Тарьей, после чего получил в среде поклонников кличку «Прохлопайнен» - ну как так, не справиться с двумя бабами друг за другом?! А также снискал почет и уважение всех феминисток мира, - шутка сказать, уволил одну вокалистку перед свадьбой, вторую перед родами. Впрочем, талантливый человек – талантлив во всем. Последующие гневные высказывания Анетт в сторону Nightwish свидетельствовали о том, что, помимо репертуара, Ользон переняла от Тарьи еще и корону. Точку во всей этой многомудрой истории поставило появление в группе Флор Янсен – и это поистине лучшее, что могло случиться с Nightwish после всего произошедшего. Два противоборствующих лагеря фанатов сошлись в едином порыве, посчитав, что Флор сумела объединить в себе все плюсы предыдущих вокалисток, а также привнесла свой собственный стиль. Валькирия, что тут еще добавить.
Туомас Холопайнен никогда не мог полностью уместиться в Nightwish, работая параллельно с целой кучей других музыкантов. Позже этому примеру последовали другие члены группы, участвуя в музыкальных проектах на стороне, выпуская «сольники» итд. Все это воспринималось само собой разумеющимся. Также Туомас писал саундтреки к фильмам, а с 2007 года взялся за продюсирование, в первую очередь – группы Indica. И надо же такому случиться, вокальные партии в группе тоже исполнялись женским голосом. Но это, конечно же, только совпадение, поскольку в составе группы – все женщины.
Вообще, очень долго вокруг Туомаса муссировались слухи о его, скажем так, неопределенной ориентации. И чего-то он не женат, хотя, с другой стороны, подбивал клинья к Тарье и к Анетт (по утверждению завистников, не иначе). 2013-й год расставил все по местам - как в Nightwish, так и в личной жизни. Во-первых, в этом году Флор Янсен официально стала участником (и спасением) группы – ранее она выступала в качестве экстренной замены Анетт Ользон, хотя уже тогда среди фанатов зрело убеждение, что Флор – на испытательном сроке. Стоит также отметить, что у Флор были всего сутки, чтобы ознакомиться с репертуаром группы перед живым концертом, и она справилось. И, во-вторых, в этом же 2013-м году Туомас Холопайнен обручился с некоей Йоханной Куркелой. Тоже, в общем-то, певицей.
Далее, согласно логике, должен был последовать совместный музыкальный проект двух влюбленных; и он последовал! Группа назвалась Auri, состоит из трех человек: Йоханны, Туомаса и британского композитора Донокли, играющего на волынке. Первый же альбом группы взлетел на вершины финских хит-парадов. Хотя музыка там, скажем так, несколько другая, нежели в Nightwish.
Примечательно, что когда Пламена Димова спросили в одном из интервью про Туомаса и про то, каким тот был в молодые годы, Димов ответил, что – да, дескать он всегда приглядывался к Холопайнену. Туомас выделялся из толпы, проявлял стремление глубже познать музыку, отличался лидерскими качествами, был, несомненно, талантлив. Однако представить тогда, во время учебы, что Туомас станет одним из лучших музыкантов в мировой рок-музыке, не мог, конечно же, никто.
Поздравим юбиляра.
P.S. Туомас Холопайнен и Эса Холопайнен (гитарист другой, тоже весьма годной, финской группы Amorphis) – не родственники, а всего лишь однофамильцы.
24 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена