Возвращенные погоны
«Погоны были традиционным украшением доблестной русской армии. Мы, законные наследники русской воинской славы, берём из арсенала наших отцов и дедов всё лучшее, что способствовало поднятию воинского духа и укреплению дисциплины. Введение погон ещё раз подтверждает славную преемственность воинских традиций, которая так ценна для армии, любящей своё отечество, дорожащей родной историей. Погоны не только деталь одежды. Это знак воинского достоинства и воинской чести... Надевая погоны – новые знаки различия и воинской чести – мы почувствуем ещё явственнее тот долг, который лежит на армии, защищающей родину от немецко-фашистских банд. Народ даёт армии эти знаки чести, требуя при этом, чтобы честь армии поддерживалась на полях сражений»,
- говорилось в статье, сопровождавшей публикацию Указа и опубликованной в газете «Красная звезда» 7 января 1943 года.
До этого воинские звания в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) различались петличными знаками («кубарями» - квадратиками и прямоугольниками; треугольниками; ромбами) и нарукавными шевронами.
Приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года, подписанным Народным Комиссаром Обороны СССР Иосифом Сталиным, Указ был объявлен в армии.
«Приказываю установить ношение погонов: полевых – военнослужащими в Действующей армии и личным составом частей, подготовляемых для отправки на фронт. Повседневных – военнослужащими остальных частей и учреждений Красной Армии, а также при ношении парадной формы одежды. Всему составу Красной Армии перейти на новые знаки различия – погоны в период с 1 по 15 февраля 1943 года»,
- говорилось в Приказе.
Как свидетельствуют воспоминания современников, личным составом это нововведение было встречено неоднозначно: у него были как сторонники, так и противники.
Так, Георгий Жуков погоны недолюбливал, как и многие другие военачальники, в сознании которых со времени Гражданской войны погоны ассоциировались с белогвардейцами. Простой народ их так и называл – «золотопогонниками». Как известно, погоны в армии и нашивки на флоте были отменены после Октябрьской революции 1917 года в России декретом Совнаркома РСФСР как символ неравенства. Отменены были и воинские звания. Военнослужащие различались лишь по должностям. Однако со временем отношение руководителей Страны Советов к славному прошлому российской армии постепенно стало меняться.
Красноречивым свидетельством этих перемен является фрагмент из воспоминаний начальника Главного управления тыла, генерала армии Андрея Хрулёва:
«Наступил 1943 год. Наша армия успешно громила немцев в междуречье Волги и Дона. У всех было приподнятое настроение. В первых числах января, приехав по текущим делам в Кремль, я снова стал с настойчивостью просить наркома обороны решить вопрос о погонах.
Я попросил разрешения вызвать главного интенданта генерал-полковника П. И. Драчева. Через пятнадцать минут он был в Кремле. Когда он разложил в приёмной все образцы погон, Сталин походил вокруг них, посмотрел и, приказав соединить его с Калининым, попросил его зайти к нему. Минут через десять явился Калинин. Обращаясь к нему, Сталин шутливо сказал:
- Вот, товарищ Хрулёв предлагает нам восстановить старый режим, — и попросил рассмотреть представленные образцы погон и одежды.
Михаил Иванович, не торопясь, внимательно осмотрел все образцы и сказал:
- Видите ли, Иосиф Виссарионович, старый режим помним мы с вами, а молодёжь его не знает и золотые погоны сами по себе ни о чём ей не говорят. Если эта форма, напоминающая нам о старом режиме, нравится молодёжи и может принести пользу в войне с фашистами, я считаю, что её следует принять».
Справка:
6 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии были введены погоны. Приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года Указ был объявлен в армии. В Военно-Морском Флоте погоны ввели приказом Наркомата ВМФ № 51 от 15 февраля 1943 года. 8 февраля 1943 г. погоны были учреждены в народных комиссариатах Внутренних Дел и Госбезопасности. 28 мая 1943 года погоны ввели в Народном комиссариате иностранных дел. 4 сентября 1943 года погоны учредили в Наркомате путей сообщения, а 8 октября 1943 года— в Прокуратуре СССР.
Интересная фотография — солдаты и сержанты, и даже младшие офицеры награждались орденом Боевого Красного Знамени очень редко.
Вероятно, снято в апреле-мае 1943 года. Гимнастерка на бойце с отложным воротником, а на плечах уже погоны (их ввели в марте 1943 года). Орден без колодки, да и вручающий орден командир тоже еще имеет ромбы на воротнике.
Эта фотография сделана для статьи «Герой-зенитчик» во фронтовой газете «Красная Армия»: «Старший сержант А. Королев огнем из своей зенитки в первые дни июльских боев сбил 6 вражеских самолетов. На фото: старший сержант А. Королев и старший лейтенант И. Деваев у сбитого немецкого самолета. Вот всё, что осталось от немца, — сказал старший сержант Королев, вручая командиру батареи Деваеву погон и пилотку немецкого летчика.»
Старший лейтенант Иван Степанович Деваев (1920 г.р.) — командир батареи МЗА 715-го артиллерийского полка ПВО 20-й армии Западного фронта. За бои летом 1943 года награжден в 1945 году, будучи майором, в 25-й зенитно-артиллерийской дивизии РГК 4-го Украинского фронта.
На фото обращает на себя внимание отсутствие погон у офицера.
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена