Как продавщица стала миллиардершей на квашенной капусте
В конце августа 2016 года в офисе нижегородского производителя солений «Эхо» раздался телефонный звонок из Австралии. Предприниматель Николай Дышлюк, уехавший из России семь лет назад, искал поставщика натуральной непастеризованной квашеной капусты для австралийских торговых сетей. Запрос в поисковике привел его на сайт «Эха», который в отличие от конкурентов имел англоязычную версию. «Я позвонил в отдел продаж, но сотрудники подумали, что это шутка, что я всерьез готов возить их овощи на другой континент», — улыбается Дышлюк. Через девять месяцев первая партия квашеной капусты из Нижнего Новгорода отправилась в Австралию. Сегодня туда ежемесячно уходит морем по два 40-футовых контейнера — около 26 тонн груза каждый.
Идея создать бизнес по очистке и заготовке овощей пришла соосновательнице «Эха» Галине Сидарок 15 лет назад. Теперь ее компания выпускает под брендом «Белоручка» вакуумированные очищенные овощи, соления и квашения, корейские салаты и продукты для здорового питания и поставляет их в крупные розничные сети по всей России. В 2019 году выручка «Эха», по словам Сидарок, достигла 1,5 млрд рублей.
Продуктовый вакуум
В 2003 году 40-летняя Галина Сидарок, будущая соосновательница и директор «Эха», торговала овощами на нижегородском рынке. Окончив институт по специальности «экономика торговли», она 15 лет проработала в «Ювелирторге» заведующей секцией. «Когда предприятие было передано в частные руки, многие сотрудники разошлись, и я тоже осталась без работы и с тремя детьми. Надо было что-то делать», — вспоминает предпринимательница. В итоге она предложила продавать очищенный лук своему будущему бизнес-партнеру Шавкату Сайфутдинову (юрлицом «Эха» Сайфутдинов владеет на паритетных началах с Людмилой Александровой, дочерью Галины Сидарок. — Forbes Woman). Тот занимался импортом овощей и поставлял их в том числе для палатки Сидарок. Партнеры отправились к производителям замороженных пельменей, чтобы изучить спрос, и удостоверились, что бизнес-идея была рабочей — в пельменных цехах сразу заинтересовались продуктом. «Пока мы мыли и чистили лук для пельменей вместе с нашими детьми, искали пути к развитию бизнеса», — рассказывает Сидарок.
К началу 2005 года выручка предприятия Сидарок и Сайфутдинова составляла 4,5 млн рублей в месяц. В поисках новых клиентов они договорились о встрече с представителями сети супермаркетов Spar в Нижнем Новгороде. Сотрудникам, отвечавшим за работу с поставщиками, предприниматели предложили очищенный лук, но тех интересовал более широкий ассортимент. Они готовы были заключить с Сидарок и Сайфутдиновым эксклюзивный договор, если те смогут поставлять им не только лук, но и другие очищенные овощи в вакууме. «Такого продукта на полках супермаркетов еще не было», — объясняет Сидарок интерес розничной сети.
За разработкой технологии вакуумирования овощей и технической документацией предприниматели отправились в подмосковное Видное — во Всероссийский научно-исследовательский институт технологии консервирования. Производство организовали в Нижнем Новгороде во взятом в аренду помещении площадью 250 кв. м. Наняли технолога, торгового представителя, бригадира и сотрудников цеха — всего 18 человек, закупили оборудование — пять российских машин для очистки овощей с выработкой 50-60 кг в час и итальянские овощерезки. В запуск бизнеса партнеры вложили по 350 000 рублей. На то, чтобы собрать все документы и вывести новый продукт на рынок, ушло полгода, вспоминает Сидарок.
Поставки в сетевые магазины начались с лука, моркови, картофеля и свеклы. На тот момент основатели «Эха» еще сами не до конца понимали, большие ли перспективы у их продукта. Когда «Перекресток» заказал производителям редьку, те недоумевали: «Ну кто будет есть натертую, запаянную в пакет узбекскую редьку?» Но любители редьки среди покупателей сети, входящей в холдинг X5 Retail Group, нашлись — повторный заказ на продукт был в девять раз больше первого. Уже через полгода вакуумированные овощи «Эха» появились в «Ашане», «Метро», «Ленте» и «Окее» во всех регионах присутствия этих ретейлеров. Уговаривать взять товар было не нужно — представители сетей замечали его на прилавках конкурентов и приходили к «Эху» сами, уверяет Сидарок. Выручка производителя достигла 6 млн рублей в месяц.
Осенью 2005-го рынки Нижнего Новгорода закрыли на карантин. «Тогда рынки были единственным местом, где можно купить квашеную капусту, она продавалась на развес — раскладывалась в полиэтиленовые мешочки. Рынки не работают — потребители остаются без солений и квашений», — объясняет Сидарок. Она отправилась в сеть «Перекресток» с новой бизнес-идеей — продавать непастеризованную квашеную капусту, упакованную в небольшие пластиковые ведерки. Ретейлер снова заинтересовался.
В поисках рецептуры Сидарок и Сайфутдинов проехали по деревням Нижегородской и соседних областей. Хозяек с самой вкусной капустой приглашали к себе на производство — за вознаграждение: кому-то платили, кому-то оказывали услугу. «Одной женщине помогли достать редкое лекарство, другой арендовали квартиру для сына-студента — еще и присматривали за ним во время учебы, пока мать далеко», — говорит Сидарок. За то время, пока деревенская хозяйка работала на производстве, команда должна была обучиться ее искусству и адаптировать рецепт к большим объемам.
За несколько лет новинка превратилась во флагманский продукт компании. По данным пресс-службы X5 Retail Group (объединяет сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»), именно квашеная капуста в ассортиментом ряду «Эха» пользуется наибольшей популярностью. Сегодня, по словам Сидарок, на квашения и соления приходится около 60% выручки. Помимо обычной квашеной капусты, выпускаются кимчи, корейская морковь, капуста по-грузински — все на основе традиционных рецептов корейцев и грузин (которые приезжали на производство «Эха», чтобы обучить сотрудников своему ремеслу), а также квашеные томаты, соленая зелень, черемша, чеснок, грибы и имбирь.
По мере расширения ассортимента росла потребность в новых производственных площадях. В марте 2006 года Сидарок и Сайфутдинов решили купить недостроенное здание площадью 17 000 кв. м, отремонтировали его, оборудовали цеха и наняли дополнительный персонал — количество сотрудников выросло с 18 при запуске бизнеса до 400 на сегодняшний день. Объемы выпуска продукции на новом месте тоже стали быстро расти: если в 2005 году они составляли 500-700 кг в день, то сегодня — более 70 т.
Сидарок затрудняется назвать общее количество поставщиков овощей для своего производства. «Только по картофелю у нас их более 100, но все они переменные, — объясняет она. — У каждого фермера бывают неудачные партии, и если что-то не так, то мы его разворачиваем и закупаем у другого. В следующий раз может быть наоборот». География поставок широкая — от Белоруссии до Поволжья, а до введения продовольственных санкций использовали и голландские овощи. Технологам производства «Эха» постоянно приходится подстраиваться под меняющиеся характеристики сортов овощей и других продуктов. «То капуста не сочная, то дрожжи сахар не «едят». Сдаем образцы в лабораторию, чтобы исследователи объяснили, что именно изменилось в составе, а потом меняем требования к поставщикам, корректируем рецептуру», — сетует Сидарок.
Крупнейший конкурент «Эха» — производитель солений и квашений «ФерЭльГам» — самостоятельно выращивает овощи на плантациях в Рязанской области и Дагестане. «На старте работы мы тоже изучали такой вариант, но поняли, что это уже совсем другой бизнес и мы к нему не готовы», — говорит Сидарок.
От идеи поставлять свою продукцию в рестораны владельцы «Эха» тоже отказались, хотя был шанс стать поставщиком McDonald’s. В 2010 году, когда в меню сети еще не было свежих очищенных овощей, Сидарок договорилась о встрече с ее представителями в офисе в центре Москвы. «Я предложила им ввести в меню морковные шарики. Но когда они озвучили объемы, которые мы должны обеспечить, я отказалась. У нас не было таких мощностей», — вспоминает предпринимательница. Вскоре в ресторанах McDonald’s появились похожие овощные снеки — морковные палочки. Представитель сети на момент публикации материала на запрос Forbes не ответил.
Кимчи по-старорусски
В октябре 2019 года на встрече с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что к 2024 году регион удвоит экспорт сельхозпродукции. «Например, нижегородские агропредприятия впервые начали экспортировать русские соленья — квашеную капусту. Наш традиционный деликатес уже оценили в Австралии», — рассказывал глава региона про опыт «Эха».
Оптовые поставки «этнической» продукции из стран Европы и СНГ в Австралию занимают важное место в деятельности компании World Wide Exporters Николая Дышлюка, организовавшего доставку нижегородской капусты в австралийские супермаркеты. «В мире сильный тренд на здоровый образ жизни и здоровое питание в частности. Квашеная капуста относится к группе ферментированных продуктов, о ее полезных свойствах давно известно», — объясняет предприниматель свой интерес к продукции «Эха». Квашеную капусту он ставит в один ряд с корейской кимчи и китайской комбучей.
Когда Дышлюк вышел на собственников «Эха» с предложением наладить поставки за океан, Сидарок отнеслась к его идее с иронией: «Сегодня чего только ни услышишь, но насколько это серьезно? Я сказала: «Ну хотите — приезжайте». А они взяли да приехали». Переговоры, обсуждения образцов продукции и других деталей растянулись на девять месяцев — для импортера были важны цена, качество и упаковка продукта, которая к началу поставок изменилась радикально. «Едва ли, взглянув на банку, вы догадаетесь, что продукт Made in Russia», — улыбается Дышлюк. Этикетки для австралийской версии продукции «Эха» печатаются в Европе, затем отправляются на завод производителя пластиковой тары и впаиваются в банки в процессе отливки.
«Эхо» представило около десяти образцов капусты с разными приправами, ягодами и другими добавками, команда Дышлюка отобрала 3-4 и отправила на дегустацию в Австралию. Но партнеров из австралийской сети Woolworth товар сперва не удовлетворил. «Мы были поражены, насколько сильно отличаются российские предпочтения. Видимо, мой вкус даже после долгих лет жизни в Австралии остается русским», — комментирует Дышлюк.
Рецептура начала дорабатываться, после каждого изменения образцы отправлялись в Австралию курьерской службой, заокеанские коллеги пробовали и снова просили внести изменения: уменьшить количество сахара, соли, чеснока, увеличить количество перца, добавить популярную у австралийцев куркуму — и так до тех пор, пока не получили то, что хотели. Капусту трех видов — острую, с хреном и морковью и куркумой — начали поставлять в самую крупную сеть в Австралии Woolworth более чем с 900 магазинами, а также в 1500 независимых магазинов и кафе. Вскоре удалось наладить поставки и в Новую Зеландию. По словам Сидарок, на экспорт в эти страны приходится 5-6% выпускаемой «Эхом» продукции.
Доставляют капусту морем, весь путь занимает 8-9 недель, еще неделя уходит на отгрузку. Главную трудность для импортера составляет то, что продукт чувствителен к перепадам температуры, поэтому на протяжении пути температурный режим должен строго соблюдаться, объясняет Дышлюк.
В зарубежных супермаркетах квашеная капуста располагается в вегетарианской секции и относится к категории здорового питания. «Раньше австралийцы мало что знали об этом продукте и уж тем более не знали, что ее можно употреблять в качестве закуски к крепким напиткам. Они едят ее как самостоятельное блюдо или добавляют к бургерам», — рассказывает Дышлюк. В том, что ее продукт пользуется спросом на другом континенте, Сидарок не видит ничего удивительного: «Ведь и мы не ограничиваем свой рацион картошкой и морковкой, а едим все, что нам везут: и бананы, и папайю, и авокадо».
Приучить к квашеной капусте «Эхо» надеется и американцев. В марте продукты компании будут представлены на продовольственной ярмарке в США, в планах предпринимателей — до конца 2020 года выйти на американский рынок.
Источник:
14 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Продукцию подобного рода не очень тянет покупать, мало ли чего они туда надобавляли для сохранения свежести, ну нафик.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена