Царский павильон на Ходынке
Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней, почти в первоначальном виде.
Для сравнения - дореволюционная фотография. Видно, что некоторые росписи утрачены.
Сначала выставку планировали провести в 1881 году, но из-за убийства императора Александра II отложили на год. Открытие выставки в 1882 году оказалось приуроченным к торжествам коронации императора Александра III.
Выставка отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. Она вполне могла бы посоперничать с нынешней ВДНХ. На отведенной под выставку территории возник живописный городок, в создании которого принимали участие крупнейшие петербургские и московские зодчие (окончательный проект был выработан московскими архитекторами Александром Степановичем Каминским и Августом Вебером). В бесчисленных павильонах экспонировались важнейшие достижения тех лет, выставка охватывала различные области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, здравоохранения, военного и морского дела, а также кустарных промыслов. В отдельных частных павильонах представляли свою продукцию ведущие предприятия России. Впервые на выставке был устроен художественный отдел - в специальном павильоне экспонировались более 900 работ известных русских художников и скульпторов, среди которых Василий Верещагин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов и другие. Но остался от всей этой красоты только один маленький павильон, и тот чудом.
Центром выставки был, созданный по проекту Каминского и Вебера, колоссальный Главный павильон, построенный из металла и стекла – расположенный у главного входа, он открывал выставку и служил ее своеобразной визитной карточкой. Он состоял из восьми трёхнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, и в плане был похож на колесо со спицами. Справа и слева к нему примыкали длинные павильоны, где размещались машинный, художественный и учебный отделы. Большинство павильонов выставки представляли собой временные сборно-разборные сооружения. Когда готовились торжества по случаю восшествия на трон Николая I, потребовалось освободить территорию на Ходынском поле. Павильоны разобрали и перевезли в новые места - Центральный павильон, например, был использован для следующей Всероссийской выставки, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей, был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский.
Здание павильона отличает сложная объемно-пространственная композиция (что было характерно для древнерусского гражданского строительства), оно как будто составлено из нескольких самостоятельных объемов, каждое из которых имеет оригинальное завершение. Вход в здание выполнен в виде стилизованного крыльца с высокой шатровой кровлей. Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приемов древнерусской архитектуры (оконные наличники, полуколонки, ниши-ширинки) и богато декорированы полихромными изразцами, выполненными по оригинальным авторским рисункам, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид.
Оформление интерьеров павильона также отличалось богатством и изяществом. Все помещения – покои императора и императрицы, кабинет, столовая, гостиная – украшены изысканной лепниной и резьбой по дереву с использованием декоративных элементов восточной, европейской и древнерусской архитектуры.
Говорят, что сохранилось и богатое убранство внутренних помещений.
В 1911-м году павильон был передан клубу лыжников при условии, что там будут проводиться бесплатные занятия с детьми.
По Ходынскому полю была проложена лыжня. Впоследствии на этом месте возник стадион Юных пионеров. Но юные пионеры выросли, повзрослели, разбогатели и вместо стадиона построили себе скромные хижины, назвав их именами российских императоров.
Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан, чтобы бывшим юным пионерам было где подкрепиться.
Но и от стадиона осталась память - два мозаичных панно.
В сообщении использованы материалы статьи Марии Подъяпольской с сайта "Узнай Москву".
Автор DMITRY_SASIN
5 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Часы (механизм) в советское время были переданы на часовую башню Моссельпрома в Калашном переулке.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена