Эпидемия страха или страх эпидемии?
Ну вот того же SARS. И Женька в деталях, брызгая слюной, заливает, в каких случаях закроют аэродромы, в каких точно разбомбят мирное население, а в каких только маски выдадут… Эх, Женя, если бы всё было так просто.
История карантина - вещь сама в себе. Нельзя так просто взять и запереть пациента или первого, кто на него будет похож. И уж тем более каким-то образом без серьезной нужды ограничивать гражданские права и свободы, и, не дай-то Европейский суд по правам человека, насильственно применять лечение или спасать идиота без санкции правительства.
От поминок до наших дней.
Одно из самых ранних упоминаний об изоляции можно найти в книге Левит, где ещё в 7-ом веке до нашей эры описывали, как на недельку запирать больных проказой. Само слово «карантин» происходит от итальянской фразы на венецианском диалекте quaranta giorni, что означает «сорок дней». И это не православные поминки. И вообще это никак не связано с религией. Это срок 40-дневной изоляции кораблей перед въездом в город-государство Рагуза (современный Дубровник, Хорватия). Мероприятие практиковалось в качестве меры профилактики самой старушки Черной Смерти. Этот срок ничем не обусловлен, и, более того, постоянно менялся. В оригинальном документе 1377 года, который хранится в архиве Дубровника, говорится, что перед въездом в город новоприбывшим пришлось бы потратить 30 дней в изолированном месте - первоначально на острове в городской бухте. В 1448 году венецианский сенат продлил период ожидания до 40 дней, породив собственно сам термин - карантин.
К слову, Черная Смерть это три формы одной болезни. Бубонная чума имеет инкубационный период в среднем 5 дней, а максимум 12, легочная чума - максимум 4 дня, септическая - 24 часа и меньше. При этом, скорость распространения, отсутствие лекарств и невероятная смертность - залог вечного успеха yersenia pestis. Так что, если капитан и мог запереться в каюте от крыс, блох и кашля боцмана, то за 40 дней, даже если сидеть внутри бочки с ромом, эта хрень гарантированно до вас доберется вторым, третьим или любым другим кругом заражения.
40-дневный карантин оказался эффективной формулой для борьбы ещё и потому, что бубонная чума имеет в среднем 37-дневный период от заражения до смерти. Следовательно, за 40 дней, скорее всего, не останется живых или тех, к кому хоть кто-либо решится подойти ближе, чем на 100 метров. Ох уж эти непривлекательные бубоны.
Другие болезни также внесли свою лепту в историю карантинов. Больные проказой исторически были изолированы от общества, так же как и больные сифилисом во времена его бешенной популярности в Северной Европе после 1492 года. А потом была и желтая лихорадка в Испании в начале 19-го века и азиатская холера в 1831 году. Мы постоянно пытались дистанцироваться от больных, если не знали, чем это лечить. Лучше подождать пока они сами определятся, кто из них больной, кто здоровый, а кто живой, чем рисковать целым континентом.
Сегодня во многом понять, как работает современная система сдерживания глобальных эпидемий, можно покопавшись среди документов Всемирной Организации Здоровья. ВОЗ то бишь. Наша светоч и надежда на спасение. Состоят в ней страны добровольно. Она ни к чему особенному, кроме обмена информацией, не обязывает и санкций к государству применить не может в случае чего. Нет у них ни ядерного оружия, ни голубых касок с красным плюсиком на лбу. У них есть информация, ученые лбы и немного денег. Так что, в случае чего, они могут выдать бахилы и респираторы, и позвонить нужным людям, чтобы те сделали что-то нужное. ВОЗ изначально создана, чтобы договариваться в масштабах планеты и легализовывать тем самым разные действия вроде закрытия границ и карантина. Если вот вы, например, просто так закроете границу между США и Мексикой, то это нарушение прав и свобод, а вы тиран с дебильной белобрысой челкой. А если это сделано по совету ВОЗ, в которой и те и другие состоят, то претензий нет. С помощью ВОЗ мы как бы должны вместе работать над вакцинами и бороться с непоборимым. В том числе для этого они выпускают самые разные советы, методички и пособия. Государства-члены на уровне местных систем здравоохранения, как правило, им тут же следуют и на их основе выпускают местные ведомственные инструкции. Ну в общем-то так и живем: кашляем во все стороны, но без зомбей и эболы.
Вернемся ко дню “Жо”. Вот, например, временные протоколы сдерживания пандемического гриппа и гриппоподобных эпидемий от 2007 года. Почему именно грипп? Ну, он пока был самым массовым в новую эру и самым успешным против нас.
Круги на карте.
Для того, чтобы вообще начать очковать и запускать операцию глобального сдерживания, необходимо наличие ряда условий или наступления нескольких совокупных факторов. Вирусологический: лабораторные анализы нового вируса будут иметь решающее значение. Аспекты опасности и потенциала распространения, включая такие характеристики, как имеет ли патоген происхождение от птиц, других животных, адаптирован ли он к человеку, есть ли риск будущей адаптации и потенциальных мутаций. Ведь, если мы для вируса новое поле деятельности, а он уже делов наделал, то с ростом числа больных есть шанс, что он придумает что-то новое и нас ждет что-то страшное.
Эпидемиологический: свидетельства эффективной и устойчивой передачи между людьми (например, кластеризация 5 или более случаев, тесно связанных во времени или пространстве, наличие нескольких поколений передачи). Одно дело, если вирус не передается от человека к человеку вообще, а попадает только, например, от кур. Другое - если он передается, но не приживается, и в сообществах, не контактирующих с коварными курями, вообще не распространяется. Короче, вариантов много. И все надо изучать прежде, чем рвать волосы и перья на головах.
К этим факторам также относят географические характеристики района, такие как доступность и естественные границы, наличие в стране базовой инфраструктуры и возможности государства обеспечить выполнение основных потребностей населения, таких как питание, водоснабжение и санитария, готовность национальных властей
принять решение о запуске, проведении и управлении операцией по локализации. Ну посудите сами, одно дело - изолировать Воркуту от мира (закрыть 1 аэропорт и 1 ж/д вокзал зимой) и совсем другое - Гонконг с 7 млн., или Токио с 13 млн., или Шанхай с 26 млн. жителей и десятком транспортных артерий. Уровень средств для таких операций сильно разный и последствия их провала тоже.
К примеру, очень показателен был опыт Эболы. В городских центрах Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне находились зоны, временно закрытые на карантин. Каждая из них - это прорва потребления услуг и товаров, социальной напряженности и проблем. В какой-то момент в одном Фритауне почти в 900 тыс. человек было до 50% населения на карантине, и речь идет не про грипп, а про геморрагическую лихорадку с одним из самых высоких индексов смертности. Опыт Фритауна показал, например, что массовый карантин городов приводит к массовому засиранию. Если людям нельзя выходить из района, то все говно, производимое в этой местности, также рискует оставаться там же. И речь не только про пластиковый мусор. Так, например, придумали Pee-poo-bag - “мешок-насри-нассы”. Смысл затеи простой: сделал дело в пакет и завязал. Через месяц аммиак и разложение убьет всё опасное, через два - пакет можно закопать, и он постепенно разложится в почве, и на его месте вырастет морковка, которую продадут белым на мировых рынках. Круговорот изобретений, так сказать.
Если задница-таки появилась на горизонте и она не над пакетиком, а, в целом, метафорически нависает над нами, то начинают с базовой стратегии сдерживания. В её основе - идентификация всех случаев заражения на ранней стадии. Определяют географическую зону, в которой произошли основные случаи заболевания, и начинают применять в ней противовирусные нефармацевтические меры. Так сегодня завуалированно называют те самые 40 дней на то, чтобы помереть, не причинив вреда жителям Рагузы. Помимо зоны заражения, вокруг нее определяют буферную зону - это не полоса выжженной земли, как мог бы подумать наш гипотетический Женёк, а зона особого досмотра и наблюдения.
Рисуются они не квадратами по карте на глаз, а исходя из возможных больных и мест, куда они могут направиться. Места, где они живут/находятся - зона заражения, ближайшие места куда они могут сбежать - буферная зона. Поиск и преследование таких граждан, попавших в буферную зону - одна из важнейших задач по соблюдению карантина. Даже в 2007 году ВОЗ отмечала, что это необходимо делать, используя все доступные возможности, включая медиа сообщения, ваши посты, тэги, фото и геолокацию, сами устройства и GPS статистику, все ваши аккаунты и вообще всё, что региональные власти в силах придумать: от трекинга температуры тела через фитнес браслет до смс-ки “мама у меня температура, я в самолёте”. Таких найденцев возвращают, а при наличии симптомов помещают под более пристальное наблюдение. Если случаев заболеваний вне зоны сдерживания становится слишком много, поднимается вопрос об актуальности размеров зоны карантина и в целом её эффективности и необходимости её существования в текущей ситуации. Проще говоря, нет смысла пытаться держать взаперти мегаполис, если эпидемия уже повсюду за его пределами. Не хочу быть банальным, но я тоже кино люблю, и, например, Война миров Z практически начинается с фразы “План сдерживания провален” - под это сообщение по радио Брэд Секси Пит покидает город. А в какой-нибудь “Обитель Милла Йовович” к удержанию карантина в городе привлекают военных. На этом, правда, любое сходство с реальностью в таких фильмах заканчивается.
Помимо изоляции и первичных мер сдерживания, нужно наладить эффективные коммуникации. Нужно предоставить самую точную информацию о том, чем болеют вокруг, как заболевают, как этого избежать, как лечить, как предотвращать. Обеспечить связь между медиками и властями на местах, и со специалистами - это вам и микробиологи, и генная инженерия. Доставить образцы, понять, кто перед нами, изучить, как вырастить и как убить. Вторым пунктом идет информационная война со слухами и дезинформацией. Запустили вот в разгар эпидемии рекламу гомеопатии - штраф, или говорите алкоголь помогает - штраф, удалить. ВОЗ отдельно пишет о необходимости предотвратить стигматизацию затронутых групп по национальности или стране происхождения, поддержать доверие общественности к национальной и международной системе общественного здравоохранения, выразить реалистичные ожидания относительно ее способности остановить первоначальное появление пандемического вируса, подготовиться к возможной пандемии, на случай если сдерживание не удастся. Проще говоря, любая война, даже с вирусом, это война информационная.
Сколько нам здесь сидеть?
Во-первых, зона сдерживания/карантина не для больных. Больные уже все в инфекционных боксах, а вот те, кто ходил с ними в один магазин/школу/офис сидят на карантине, потому что могли заболеть, а заболели или нет - всех не проверишь. Для пандемического гриппа период карантина и противовирусной профилактики составлял 20 дней. При этом на самом деле хватило бы и 10, но ВОЗ специально попросила давать всем 20, на случай если осельтамавир привезут с опозданием или инкубационный период окажется чуть длинней, чем у сезонного гриппа. В Либерии при подозрении на эболу задерживали на 21 день, для бешенства в США карантин 10 дней, для свинки у всех по-разному, обычно от 5 до 9, на коронавирус - для тех, кто летел одним самолетом с больными в Штатах недавно 14 дней выписали. И при этом надо объяснять карантинным двуногим “зачем, куда, почему, как долго”, а ещё надо кормить и поить 100 человек с подозрением на Эболу. Это вам не только 300 литров питьевой воды в сутки, но и столько же литров для утилизации.
Отдельно упоминается необходимость ясно и точно обозначать зоны, ставить знаки, оповещать население об ограничениях, помогать им едой и водой, говорить, где эта еда и вода раздается. Если разместить больных на карантин и не накормить, они разбегутся быстрее здоровых. Если государство решает оставить точки выхода/входа в них, нужно размещать кордоны для поиска и фильтрации больных. С современными инфекциями это, как правило, термокамеры или вообще спец сотрудники с бесконтактными термометрами, которые могут и за лимфоузел схватить, если надо, и внешне оценить вашу синеву/болезность.
К основным нефармацевтическим мерам относят, прежде всего, изоляцию подтвержденно больных, добровольное ограничение контактов и меры социального дистанцирования, такие как закрытие школ, отмена массовых мероприятий, закрытие мест и учреждений массового посещения, от рынков и фестивалей до метро и автобусов. В самой зоне устанавливается наблюдение за состоянием больных, за перемещениями здоровых. Как отличить одних от других, а других от третьих? Анализы берутся при возможности у всех, но если какого-то экспресс теста нет, а больных, например, десятки тысяч, то их делают для установления выборки. К примеру, у каждого Нн-го из поступивших из этого региона или каждый нн-ый из тех, кто старше 60 лет. Когда счет идет на тысячи, уже физически никто не узнает, вы попали в изолятор потому что кашляли из-за гриппа/ОРВИ, или у вас всё-таки MERS. Попытки расследовать близкие контакты, историю ваших отношений, целовали ли свою тёщу и нужно ли ей провериться - к моменту объявления карантина в зоне уже не проводят. Всем на вашу тёщу уже насрать.
Что делать, когда всё-таки мир начинает кончаться?
Слово “Пандемия” обозначает глобальную эпидемию - глобальную для региона, страны или планеты. Разница между пандемией и вымиранием только в том, насколько патоген смертелен. Любая пандемия это, прежде всего, катастрофа, экономическая и социальная. Она создает разрыв между потреблением и поставками, бороться с которым предстоит каждому государству, каждому штату или региону по отдельности. Именно поэтому очень сложно найти прямые описания или прямой порядок действий, какой-либо протокол на этот случай. Придется просто лопатить почти все из них, изданные для каждого ведомства, большинство из которых изъяты из публичного доступа. Те же, что есть, описывают общие популинистические теории и принципы, первым из которых, чтоб вы понимали, обычно стоит - опережение угрозы. Типа “наша служба должна быть готова к апокалипсису до того, как апокалипсис узнает о том, что он будет”. Но они всё-таки есть. Российские нам обсуждать нельзя.
Но вот, например, в Великобритании есть почти все протоколы на случай ЧС и они в общественном доступе - есть там и инструкции для королевской службы коронеров. В них прописано, куда девать тела, как их утилизировать, что делать если они заразны. Есть понятная инфографика, что делать с телами, в каком порядке разувать, фотографировать, проводить опознание и паковать в места временного хранения. Есть регламенты тренировок. Такие же писульки выпущены не только для полиции или армии - все, кто может понадобиться, могут быть задействованы. Есть, например, отдельный регламент для мусорных служб, указан фонд, где брать бабки, на которые заказывать еду. Ну да, Великобритания страна первого мира скажете вы, там неинтересно.
Возьмем для самых любопытных филиал ВОЗ - ПАХО, или межамериканскую организацию здоровья. Всё-таки Южная Америка это сплошь страны третьего мира, и все они на протоколы ВОЗ равняются. Так вот, там есть перечень инструментов/протоколов для ответа на угрозы пандемии. Протокол 15 - катастрофа. Собственно да, протокол “Всё просрали”. Пункт первый - создать штаб. Пункт второй - определить нужды. Пункт третий - найти ресурсы. Пункт четвертый - приступить к восстановлению цивилизации. И так как это ВОЗ, то на региональных уровнях в самых разных государствах примерно одно и то же.
А вы что думали? Сбивать самолеты с больными? Вводить танки? Бомбить города? Конечно штаб на самом деле это Экстренный оперативный центр, вроде тех, что создают при любых глобальных катастрофах, землетрясениях или наводнениях, а инструкции очень подробно описывают средства защиты, назначение руководителей (и заместителей на случай если те заболеют), методы орг. работы, усилия на поиск вакцины, сплочение нации, важность обмена информацией и т.д. и т.п. Но, в целом, всё звучит банально: план А - спасти мир, план Б - спасти себя, а затем восстановить мир. И смысл у этих протоколов один и тот же: глобальная пандемия со смертностью в 30% как у MERS (ближневосточный респираторный синдром коронавируса) - это катастрофа национального, государственного, мирового характера. Как повезет. Она сопоставима по потерям СССР во Второй Мировой войне. И есть ли у пострадавших моральные, нравственные и духовные силы для дисциплинированного восстановления государства и построения нового мира, установить невозможно. А таких планов, которые бы включали какие-то экстренные неправовые и античеловеческие меры против своего населения, нет ни у одной страны в мире. Каждый должен и будет принимать все меры для того, чтобы помочь людям, в меру своей паники, коррумпированности и самосознательности.
Зы.сы. если хотите узнать больше или самостоятельно ответить на вопрос “Что будет, если пандемия?», можете побегать по источникам:
https://www.who.int/influenza/resources/documents/RapidContProtOct15.pdf
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/252815/9789241511384-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/43541/9241547073_eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y
https://www.cdc.gov/quarantine/index.html
https://www.cdc.gov/flu/pandemic-resources/pdf/pandemic-influenza-strategy-2005.pdf
https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/61191/fatalities.pdf
https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/alnap-urban-2017-ebola-quarantine.pdf
https://www.paho.org/disasters/index.php?option=com_docman&view=download&category_slug=tools&alias=542-pandinflu-leadershipduring-tool-15&Itemid=1179&lang=en
https://www.paho.org/disasters/index.php?option=com_docman&view=download&category_slug=tools&alias=545-pandinflu-leadershipduring-tool-18&Itemid=1179&lang=en
Источник:
4 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Странно все это. Зато вон про китайцев уже только ленивый не высказался.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Кстати кроме китайцев никто и не болеет.
Какие в 10-ки раз больше смертей? От чего? От гриппа УЖЕ умерло в сотни раз больше человек. Но грипа ты не боишься, ты "и сам болел", ога.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена