Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?
В 1968 году власти отмечали очередной юбилей одной из самых страшных и неоднозначных органов ЧК — КГБ (в том числе все её промежуточные названия). В период противостояния с Западом тема разведки и разведчиков была самой, что ни на есть благодатной. Поэтому Востокову и Шмелёву пришлось срочно сесть за сценарий, историю о графе Тульеве решили экранизировать на киностудии имени Горького.
За постановку фильма взялся замечательный режиссёр Вениамин Дорман. Долгое время ему не везло. Его первые картины, а начинал он свой творческий путь в качестве режиссёра комедийных фильмов, успеха у зрителей не имели. А критики так вовсе не жаловали. Особенно разметали в пух и прах его последний фильм «Лёгкая жизнь» (1964). Не спасли положение даже кумиры отечественного кино, задействованные в нём: Вера Морецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Юрий Яковлев, Всеволод Сафонов, Надежда Румянцева и другие.
Расстроенный Вениамин Дорман решил комедий больше не снимать, Решение сменить жанр было не просто правильным, а судьбоносным. После тетралогии о Резиденте он снимет ещё немало интереснейших фильмов, которые полюбят зрители: «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Похищение «Савойи» (1979), «Ночное происшествие» (1980), «Талисман» (1987), «Разорванный круг» (1987) и другие. Но это будет потом...
Но вернёмся к резиденту. Вениамин Дорман был впечатлён подлинной историей графа Тульева. Сын белого эмигранта Михаила Тульева был заброшен на историческую родину в качестве резидента под фамилией Зароков. Сотрудники КГБ раскрыли его и перевербовали.
В роли Тульева-Зарокова Вениамин Дорман видел только Георгия Жжёнова, которого открыл для себя в комедии Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).
Страшные моменты пришлось пережить актёру, недавно вышедшему на свободу, когда снимали эпизоды в камере «Матросской тишины». Так удачно начавшаяся карьера Георгия Жжёнова в конце 30-х была сломана одним ложным доносом, после чего он просидел в Сталинских лагерях долгие годы. В конце 1955 года был полностью реабилитирован. Вернулся в Ленинград и служил на сценах ленинградских театров вплоть до переезда в Москву в 1968 году.
Съёмки как раз начались в 1968 году. А вот для молодого артиста Москонцерта и барда Михаила Ножкина шпионский фильм «Ошибка резидента» стал не только удачным дебютом, но и счастливым билетом в большое кино. Обаятельный вор Бекас (который на самом деле был сотрудником КГБ Павлом Синицыным) влюбил в себя всю страну, когда душевно пел под гитару песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...» другого барда, поэта и драматурга Евгения Аграновича.
Тема заключения и побега из лагерей затронута в фильме, когда Бекас напевает блатную песню «По тундре, по железной дороге» (другое название «Поезд «Воркута-Ленинград»). Удивительно, но КГБ и цензура пропустили этот эпизод.
В картину попали песни сочинения самого Михаила Ножкина «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько». После «Ошибки резидента» на Михаила Ножкина буквально обрушится слава. В его кинокарьере будут фильмы «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «У озера» (1969), «Земля, до востребования» (1972), «Надежда» (1973), «Хождение по мукам» (1977), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Вариант «Зомби» (1985), «Одиночное плавание» (1985), сделавшие его настоящим кумиром отечественного кино.
Элеоноре Шашковой повезло дважды. Ей посчастливилось играть преданных жён настоящих разведчиков и настоящих мужчин. В 1973 году она сыграет жену Исаева-Штирлица в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Молодая актриса Вахтанговского театра в кино попала ещё в годы учёбы в Щукинском театральном училище. Но это были небольшие эпизоды. Большой удачей актриса считает своё приглашение Вениамина Дормана в фильм «Ошибка резидента». Но возлюбленную, а потом и жену резидента Зарокова-Тульева она могла и не сыграть. На пробах актриса всё время нервничала, форсировала голос, срываясь на крик, и была настолько взволнована, что пришлось остановить съёмку.
Своим появлением в картине Шашкова обязана Георгию Жжёнову. Тот пригласил актрису в кафе, разговорился, она понравилась ему и между делам он спросил: «Чего ты так орёшь? Разговаривай спокойно, как сейчас со мной».
А потом пригрозил Дорману, собиравшемуся подыскивать замену, что уйдёт из картины, если не будет играть Шашкова. На съёмках актриса запорола не один дубль, когда вместо «Зароков», волновалась и кричала «Жжёнов!» под всеобщий гомерический хохот съёмочной группы.
Впоследствии Элеонора Шашкова сыграла не одну роль в кино, но в памяти зрителей так и осталась женой Штирлица, да Зарокова (для тех, кто помнит и любит фильм «Ошибка резидента»).
Чекисты всегда придирчиво смотрели подобные фильмы, выискивая любую крамолу. Но фильм Дормана «Ошибка резидента» в силовых органах был принят одобрительно, (помогли крепкие связи авторов сценария с разведчиками КГБ). И фильм вышел на экраны. Это же предопределило и съёмки продолжения истории о Резиденте, которое сам Дорман не очень стремился создавать.
Однако и огромный зрительский успех у картины о двойном агенте, действовавшим под оперативным псевдонимом «Надежда», которого успешного раскрыл и перевербовал КГБ, повлиял на дальнейшее развитие шпионских игр с участием Резидента. Картина стала лидером проката 1969 года и собрала в кинотеатрах более 35 миллионов зрителей. Поэтому в разные годы вышли ещё три двухсерийных фильма: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), которые снял тот же режиссёр Вениамин Дорман.
Как это часто случается, повторить успех первого фильма «Ошибка резидента» продолжения не смогли, их зрительский рейтинг поскромнее. Однако вся тетралогия о Резиденте до сих вызывает большой интерес у зрителей старшего поколения.
Интересно, что в фильме «Ошибка резидента» нет закадровой музыки, нет никакой увертюры. А начальные титры идут на фоне шума вокзала, где Бекас «случайно» встречается с резидентом иностранной разведки Тульевым. В последующих продолжениях звучит гениальная музыка Микаэла Таривердиева.
Уже нет СССР, и КГБ. Но суть, ёмко выраженная героем Леонида Броневого шефом иностранной разведки Штаубе в последнем фильме «Конец операции «Резидент», не изменилась: «Системы противоборствуют... Системы!». И может советские шпионские фильмы кажутся немного наивными. Но в них всегда было стремление к правде, к победе над злом, они были интеллектуальными, и всегда оставляли зрителю «информацию к размышлению».
А главное, Михаил Тульев обрёл себя, он вернулся на Родину. И понял, почему его отец так мечтал посидеть у реки с удочкой. И никакие бывшие гестаповцы и полицаи, ни официальные лица разведки, никакие Стивенсоны и Брокманы не сломили и не ожесточили его. Ведь самое главное для человека в любые времена - его родная земля и служение своему Отчеству. А за роль Тульева в фильме «Ошибка резидента» Георгий Жжёнов был удостоен премии КГБ СССР.
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена