202 года назад в Москве появился памятник Минину и Пожарскому
Готовились долго, а отлили за 10 минут
Отливка монумента была проведена в Санкт-Петербурге и заняла 10 минут, причем вся композиция была отлита целиком за один раз – впервые в истории России! На изготовление композиции пошло 1 тыс. 100 пудов меди, плавили которую больше 10 часов. 4 марта (20 февраля ст.ст.) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии. Однако этому торжественному событию предшествовала необыкновенно длительная предыстория….
Началось всё с того, что ещё в 1804 году скульптор Иван Мартос по своей инициативе выполнил модель монумента героям 1612 года и представил ее на суд публики, оценившей его работу весьма благосклонно. Сам автор так сформулировал идею своего творения:
«Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского - в знак их единомыслия - и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
Однако в ту пору дело дальше общего одобрения идеи почему-то не пошло. Новый толчок этому проекту был дан в 1808 году, когда в Нижнем Новгороде была проведена подписка на установку памятника народным героям, ведь именно здесь с призыва Кузьмы Минина в 1611 году началось формирование Второго народного ополчения. Тогда же был объявлен конкурс, в котором, несмотря на то, что конкуренцию Мартосу составили многие знаменитые в России скульпторы, победу одержал именно его проект. Но из-за финансовых проблем работа над памятником снова остановилась. А в 1811 году, когда по подписке, организованной нижегородцами, было собрано 15 тыс. рублей, предполагаемым местом для установки памятника по проекту Мартоса оказался уже не Нижний Новгород, а Москва, так как основные события, явившие подвиг Минина и Пожарского, разворачивались именно в Первопрестольной.
В 1812 году работа над памятником Минину и Пожарскому была снова прервана в связи с наполеоновским нашествием и возобновлена уже после окончания войны. В итоге памятник был отлит в мастерской Академии художеств в Петербурге лишь в 1816 году. Доставку в Москву, учитывая размер и вес памятника, решено было осуществлять водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая (2 июня) 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.
Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров было решено применить гранит. Огромные гранитные глыбы, использованные для изготовления пьедестала, тоже были доставлены из Санкт-Петербурга.
«Кочующий» памятник
Изначально памятник народным героям установили в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне – ГУМ), завершив таким образом смысловую композицию. Ведь Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому, рукой указывает на Кремль, где засели иноземные захватчики.
К 1930-м годам ситуация изменилась и монумент стал помехой для демонстраций и парадов боевой техники. В связи с этим появились предложения памятник Минину и Пожарскому снести и переплавить в новый монумент, более соответствующий духу эпохи и коммунистической идеологии. К счастью, эти планы не были осуществлены. Однако оставить памятник в центре Красной площади большевистские власти не могли. Это объяснялось одним немаловажным моментом: памятник приобрел не вполне «удобный» подтекст. В ту пору среди москвичей даже ходила частушка, в «народном духе» воспроизводившая обращение гражданина Минина к князю Пожарскому: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле московском завелась».
Чтобы решить проблему с мешающим памятником, власти решили его «переориентировать». Вот как описывает подготовку этого мероприятия историк Никита Брусиловский в статье «Гражданин и князь»:
«По воспоминаниям Лазаря Кагановича, бывшего в то время первым секретарем МГК ВКП(б), решение о новом месте для памятника Минину и Пожарскому принял лично Сталин. Архитектор Иван Жолтовский рассказывал, что сам Каганович, высказавший предложение избавиться от храма Василия Блаженного, мешающего, по его мнению, демонстрациям трудящихся и проезду военной техники на парадах, был одернут именно Сталиным, приказавшим собор «поставить на место», - разговор происходил у макета Кремля и Красной площади.
Видимо тогда же вождь озаботился и судьбой монумента героям 1612 года. Из протокола Моссовета от 3 августа 1931 года: «слушали об ассигновании средств на перенесение памятника и постановили предоставить в распоряжение коменданта Кремля 30 тыс. рублей из фонда непредвиденных расходов Горисполкома Моссовета». В том же году памятник и «переехал» с середины площади к храму Василия Блаженного, где находится по сей день. Теперь Минин как будто указывает Пожарскому на их прежнее месторасположение.
Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного Кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.
.
Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту Первопрестольной от интервентов.
Источник:
6 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена