Уличный боец Даниэль Мендоза — человек, который придумал современный бокс
Итак, Даниэль Мендоза в 18 веке впервые вышел на уличные бои Лондона. Для того, чтобы со временем превратить их в науку. Это был его способ борьбы за человеческое достоинство, против антисемитизма и насмешек над маленьким ростом.
Его родители относились к среднему классу общества. И хотя семья была большой – 11 детей, – родители дали всем им образование. Позже Мендоза напишет: «Я ходил в раннем возрасте в еврейскую школу, изучал английскую грамматику, письмо, арифметику и все, что входило в образование во всех школах. Меня также обучали еврейскому языку, в котором я, до того как покинул школу, достиг значительного успеха».
В своих мемуарах Мендоза рассказывает, что был послушным сыном, честным и порядочным, но и в немалой мере дерзким и самоуверенным подростком. Больше всего он любил уложить на лопатки каждого, с кем дрался. Не только английские, но и еврейские сверстники Мендозы увлекались популярными в то время кулачными боями…
При относительном материальном благополучии семьи Даниэль старался сам заработать деньги на жизнь. В 13 лет его отдали учиться к стекольщику, но из-за драки с его сыном пришлось оставить место ученика. В чайном магазине ему не раз случалось защищать хозяина от рассерженных покупателей. Однажды в рукопашном бою со старшим и намного более рослым покупателем Мендоза одержал победу. Тогда он и задумался о том, что лучше зарабатывать себе на жизнь искусством кулачного боя, чем растрачивать силы по пустякам.
В то время бокс был одной из популярных азартных игр наряду с петушиными боями. Бои были настолько жестоки, что редко обходилось без серьезных последствий. Мендоза произвел революцию в этом виде спорта, открыл новую эру: ввел правила, благодаря которым начался новый век мегабоев и суперзвезд.
Они стали известны как Правила Лондонского призового кольца. Историк бокса Майлс Темплтон говорит о том, что до этого момента на ринге можно было делать все что угодно, до Мендозы ни один боксер не пропагандировал принципов бокса. Они стали известны как Правила Лондонского призового кольца.
Первый серьезный бой Мендозы состоялся в 1780 году, когда ему было всего 16. За ним в течение нескольких лет последовали еще десятки поединков, и в каждом он побеждал.
После первых боёв на ринге он занялся разработкой сочетания обороны и нападения, заключавшемся в отступлении при угрозе и переходе в ближний бой при малейшей удобной возможности. Чтобы компенсировать недостаток роста, он выработал систему защиты лица и корпуса, используя боковое перемещение, и впервые стал применять удары прямой левой. Для того времени это была революционная тактика, она позволяла Дэну побеждать гораздо более тяжёлых соперников.
В 1792 г. Даниэль Мендоза стал 16-м чемпионом Англии в тяжёлом весе. Он весил всего 64 килограмма, ростом был 166 сантиметров, но это не помешало ему, победив своего учителя Ричарда Хамфриса, стать первым еврейским чемпионом мира по боксу. Это единственный случай за всю историю бокса, когда средневес стал чемпионом мира в тяжёлом весе!
На собственном примере Мендоза доказывал, что главное в боксе — не нанесение мощных ударов, а стратегия. Популярность талантливого боксера росла стремительно – бой 17 апреля 1787 года с Сэмом Мартином по прозвищу «Банный мясник», который продлился 26 минут, принес ему победу и 500 фунтов от Принца Уэльского, ставшего позже королем Георгом III.
Мендоза не был тяжеловесом. При росте 5 футов 7 дюймов и весе 160 фунтов боксер был в более невыгодном положении, чем высокорослые соперники. В отличие от многих бойцов, которые стояли на месте, он постоянно перемещался взад-вперед, прыгал между ударами, уклонялся от них. Для того времени это было настолько необычно, что публика считала Мендозу трусом. Думали, что он просто боится.
Мендоза в свою очередь не только старался избегать ударов, но считал это своим достоинством и превозносил тех, кто умело и ловко работал ногами. Он полагал, что большое значение играет правильная боксерская позиция. Мендоза говорил: «Бокс это искусство. Искусство всегда дает человеку преимущество перед противником, не знающим его. Боец, владеющий искусством бокса, непобедим». Мендоза написал первый учебник бокса.
Евреи Англии настолько радовались, что их парень сбивает с ног здоровяков, что даже прозвали его «Свет Израиля», а он сам очень гордился своим происхождением. Его называли «Тот самый еврей Мендоза», и Даниэль с честью нес это имя.
Непобедимость Мендозы была проверена его бывшим наставником, Ричардом Хамфрисом, известным под кличкой «Джентльмен», в трех боях, состоявшихся между 1788 и 1790 годами. Эти поединки захватили внимание англичан и отодвинули на второй план новости о взятии Бастилии.
После того как Мендоза проиграл свой первый бой, он первым стал использовать газеты, чтобы привлечь к себе внимание и унизить соперника. «Мистер Хамфрис трусливо уклоняется от реванша. Хотя он и моложе, но подло боится проиграть», — писал он. Хамфрис не оставлял нападки без ответа: «Будьте любезны, мистер Мендоза, сообщить это лично мне в лицо».
Большинство боев проходило в пабах или в узких переулках.
Мендоза стал до такой степени популярен в Британии, что о нем гудели все – от жителей бедняцких кварталов до представителей высшего света. Когда во Франции пала Бастилия и об этом написали британские газеты, публика даже не была способна осознать, что случилось – рядом с этой новостью напечатали статью об очередном бое Мендозы, и все внимание было отдано ему, а не началу революции в центре Европы. В честь него сочиняли стихи и песни, его изображали на вазочках и картинках – в общем, почитали как самую большую звезду современности.
Блестящая карьера этого боксера, имевшая поддержку королевского дома и воспетая современными ему художниками и писателями, способствовала повышению статуса евреев в английском обществе. Образ Мендозы вывел в повести «Родни Стоун» (1896) сам король детектива и «отец Шерлока Холмса» сэр Артур Конан-Дойл.
Вплоть до 1795-го он каждый год становился чемпионом Англии в среднем весе, поддерживая свою славу, но любому сиянию однажды приходит конец.
Свой титул Мендоза потерял в поединке с Джимом «Джентльменом» Джексоном, который был на пять лет его моложе, на 10 см выше и на почти 20 кг тяжелее. После этого он еще дважды пытался вернуться на ринг: в возрасте 42 и 56 лет, но обе эти попытки большим успехом не увенчались — после неудачного поединка с Томом Оуэном Мендоза был вынужден окончательно оставить бокс.
Скопить денег за яркую спортивную карьеру Даниэлю не удалось, и поэтому он стал искать себя в разных занятиях. Ездил на Британские острова показывать свое боксерское мастерство, вербовал новобранцев для армии, выступал в театральных представлениях и написал мемуары в надежде на прибыль от продаж, но книгу не публиковали вплоть до 1816 года.
Даниэдь Мендоза скончался 3 сентября 1836 года в долговой тюрьме, куда попал из-за неудачной попытки заняться бизнесом. Его похоронили на еврейском сефардском кладбище Майл-Энда в Восточном Лондоне. В 1970-х годах, в связи с потребностью в расширении территории колледжа Королевы Марии, останки боксера был перезахоронены в общей могиле в Эссексе.
Долгое время Мендоза был почти забыт. По достоинству великого боксера оценят только через века – в 1954 году его имя появится в Международном зале боксерской славы в Нью-Йорке.
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
1. Кроме удара он и раунды придумал? Иные правила? Или некий Куинсберри, не еврей конечно, это ведь многое меняет, не так ли?
2. А чем занимались в Древней Греции, например? Или опять не евреи и не зачёт?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена