Sega и Nintendo: история противостояния гигантов игровой индустрии
Заняв безоговорочно доминирующую позицию в начале войны, Nintendo, подобно Британской империи, захватила большую часть мира, однако к началу 90-х стала уступать набравшему силу Сеговскому Союзу Социалистических Республик. Вспомним, как это было.
Крах первой игровой сверхдержавы
Первой и долгое время единственной сверхдержавой в игровой индустрии была «Атари», выпустившая в 1977 году суперуспешную Atari 2600. Это была первая домашняя игровая система, получившая повсеместное распространение. При этом она выгодно отличалась от всех остальных конкурентов разнообразием и качеством игр. До «Атари» все игровые консоли были вариациями «Понга» и «Галаги», а здесь впервые появились игры по голливудским блокбастерам и родились некоторые франшизы. Например, знаменитая серия Pitfall начинает свою историю именно с Atari 2600, и доживёт франшиза до 5-го поколения консолей — до тех времён, когда сама империя «Атари» будет лежать в руинах.
Падение началось в самом начале 80-х — всему виной замечательные инди-разработчики. Они, как и сегодня, стали клепать дикий трешак — таким образом был спровоцирован кризис индустрии компьютерных игр 1983 года. Доход индустрии снизился с 3,2 миллиарда долларов в 1982 году до жалких 100 миллионов уже к 1985 году. Падение составило 97 % и поставило под вопрос вообще целесообразность существования самой индустрии. Естественно, ни одна консоль 2-го поколения не пережила эти события. Наверное, «Атари» можно сравнить с Древним Римом: это она заложила фундамент и некоторые стандарты индустрии, но после падения империи воцарился хаос. Вскоре многие «региональные державы» кинулись занимать освободившееся место, но успеха добились только две. Они и начали Первую мировую консольную войну.
Nintendo vs Sega
Если продолжать проводить параллели, то Nintendo следует сравнивать с Британской империей, а Sega — с СССР. С середины 80-х и до середины 90-х они делили игровой мир между собой: славные победы сменялись обидными поражениями, и никто не мог добиться полного доминирования. Nintendo изучили историю и сделали выводы. Заключались они в жестком контроле конечного продукта — игры. Для всех разработчиков игр существовал лимит — пять игр в год. Таким образом появился стимул делать действительно качественные игры и зарабатывать качеством, а не количеством. Кроме этого, все разработчики, сотрудничающие с Нинтендской империей, могли выпускать игры только для её консолей. Условия так себе, и это привлекло воинов света и добра из Sega. «За равенство, братство и социальную справедливость!» Поговаривают, что именно под этим лозунгом была создана Sega Master System. Кроме более мягких условий Сеговский Союз Социалистических Республик оказывал поддержку небольшим студиям, да ещё и не признавал буржуазных ценностей вроде возрастного ценза. Сама консоль от Sega была мощнее конкурента, но всё-таки имела значительно меньшую библиотеку игр. В общем, стало очевидно, что вскоре начнётся бой насмерть. Он начался с выходом консолей 4-го поколения. Знаменитая Sega Genesis и Super Nintendo схлестнулись по-взрослому: огнём охватило весь мир, а для конкурентов просто не осталось места.
Ход боевых действий
Рекламы от Sega — это вообще как отдельный вид искусства. Они очень гордились званием «самой быстрой консоли в мире» и всячески это подчёркивали. Объединив название конкурента Nintendo и слова don’t, получили креативное Nintendon’t. Послушай эту задорную песню, слова зацени: «Сега может, а Нинтендо — нет!»
Сеговский Союз решил действовать на опережение, выпустив 16-битную консоль раньше конкурента. Таким образом, значительную часть рынка в Европе и Азии удалось захватить в кратчайшие сроки. Некоторые регионы вроде Бразилии и СНГ почти полностью оказались во власти Sega. Ребята из «Нинтендо» так долго пили чай, что чуть было не превратились в ничто, однако, очухавшись через пару лет, запилили ответ — свою 16-битную приставку. В общем, к 1992 году доминирование Сеговского ССР оформилось как факт, и тут «партийную верхушку» понесло. После исторической победы над «Нинтендо» и захвата бывших колоний у руководства «Сеги» буквально засвистела фляга. У консоли появилось огромное количество хоть и инновационных, но совершенно бесполезных и ужасно дорогих аддонов. Всяческие Sega-CD, SegaX32, портативные консоли, коврики для танцев, не поддерживающиеся ни одной игрой, и много чего ещё. Мало того, что все эти «республики» обходились очень дорого, так они ещё и были плохо совместимы с материнской консолью. В результате Sega стала терять популярность в мире, а золотовалютные резервы стремительно кончались. Увидев сеговское чудо техники в виде СD-привода, «Нинтендо» смекнули, что им тоже необходим подобный аддон. Реваншистские настроения не покидали поверженную империю. Было решено заключить контракт с корпорацией Sony — те должны были создать СD-привод для Нинтендской империи. Однако спустя некоторое время в «Нинтендо» поняли, что «Сега» провалилась со своим приводом и что они, «Нинтендо», могут повторить этот маршрут на дно. Контракт с «Сони» был разорван, и началась разработка консоли нового поколения. Руководство Sony восприняло такое поведение как пощёчину, будучи изначально против входа на рынок игровых консолей — теперь отделу разработки был дан приказ проучить зарвавшуюся «Нинтендо». Никто (в том числе и в самой «Нинтендо») ещё не знал, чем всё это закончится; они не знали, какого монстра, по сути, породили на свет. Время шло, лозунги не менялись. «Каждому по потребности!» — провозгласила «Сега». Вот вам куча аддонов, но если не нравится, то на подходе и супермощная 32-битная Sega Saturn. Нужно ли объяснять, насколько у всех подгорало от такой политики? Sega каждые полтора-два года предлагала игрокам и разработчикам переходить на новую консоль.
Ещё одна шедевральная реклама от Sega. Здесь объясняется, что у «Сатурна» два процессора, а у «Сони» — только один, поэтому она слабее и её следует выкинуть в окно.
Впрочем, решения Нинтендской империи были несильно лучше: они тоже запилили новую консоль, причём 64-битную, на картриджах. Это в 1996-м, когда для всего мира стало очевидно, что будущее за дисками. Например, суперхит Resident Evil 2 был портирован на эту приставку, но из-за ограничений картриджа пришлось сжать разрешение и вырезать всю музыку.
Рождение новой империи
Изначально эта приставка должна была носить имя Nintendo Play Station — разрыв контракта можно сравнить с обретением США независимости от Британской империи. У Sony осталось большое количество разработок и патентов; приплюсуй сюда задетую честь и жгучее желание отомстить, и получишь Sony PlayStation — возможно, величайшую игровую приставку в истории. Выйдя в конце 1995-го, буквально за пару лет новая «сверхдержава» втоптала в грязь всех конкурентов и тех, кто случайно попал под раздачу. Качество игр на «Сони» было несоизмеримо выше того, что предлагали дряхлеющие «империи». Впрочем, «Нинтендо» всё-таки сумели занять собственную нишу и до сих пор клепают «Марио» и «Кирби». Руководство Sega, видя успехи нового игрока на рынке, сняло туфлю и, стуча ею по столу, пообещало показать кузькину мать. Saturn был ликвидирован; вместо него выпустили Dreamcast, и — о чудо! — получилась отличная консоль. Однако империя, истощённая десятилетием войны, надорвалась. Никто не ожидал подобного успеха новой консоли. Её расхватывали как горячие пирожки, и потому запасов не хватало. Нужно было быстро наладить сборку и поставку сотен тысяч экземпляров — и наладили, но партия получилась бракованная. Это стало последней каплей терпения фан-базы. На «Сегу» махнули рукой, в том числе и многие разработчики, например Electronic Arts и Squaresoft. Если интересуешься игровой индустрией, то должен понять масштаб трагедии. Вскоре свет увидит PlayStation 2, после чего Sega откажется от производства собственных приставок и превратится из консольной сверхдержавы в поставщика игр — сырья для других, более успешных конкурентов...
Автор:Михаил Малахов
Источник:
6 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Намного лучше.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Умирает жанр похоже.
Одни Anno остались из нового, остальные старенькие уже
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена