20 лет PlayStation 2: История абсолютного чемпиона
Визионер
Выпускник университета электроники Кен Кутараги устроился на работу в Sony еще в 1970-х. Коллеги считали многие идеи инженера странными, а его самого — эксцентричным. Но это не помешало Кену внести немалый вклад в развитие первых цифровых камер и LCD-дисплеев. Продвигая свои идеи, будущий отец PlayStation часто спорил с руководством и не вылетел с работы только благодаря покровительству Норио Ога — президента и ведущего исполнительного директора Sony. Тот поддержал его проекты, связанные с видеоиграми.
Сначала это был звуковой чип для Super Nintendo, а следом — проект консоли, способной запускать игры SNES как с картриджей, так и с дисков. Когда прототип уже собирались представить общественности, руководство Nintendo сочло контракт невыгодным и расторгло соглашение.
На этом история бы и закончилась, но Кутараги убедил Sony самостоятельно разработать полноценную игровую платформу. Ту самую, благодаря которой в индустрии успешно закрепились 3D-графика, компакт-диски и управление при помощи аналоговых стиков. Успех PlayStation резко изменил отношение к Кутараги внутри фирмы. Он возглавил Sony Computer Entertainment — новое игровое подразделение — и приступил к созданию следующей консоли.
Нужно больше инноваций
PlayStation 2 анонсировали в 1999 году. Бюджет проекта — 2.5 миллиарда долларов. Тогда это была астрономическая для игровой индустрии сумма, но Кутараги не желал экономить на технологиях и производительности.
Sony и ее партнер Toshiba заявили, что процессор Emotion Engine будет вдвое быстрее актуального на тот момент Pentium III 733. Видеочип Graphics Synthesizer выдавал разрешение 720х576i. Несколько игр, в числе которых — Valkyrie Profile 2 (популярная японская RPG), даже поддерживали HD-режим, но только в NTSC-регионе.
Отличное железо — и всего за $299. Кто-то запустил в СМИ утку, будто войска Саддама Хусейна собирают из PS2 кластерные суперкомпьютеры для управления ракетами. Подобный кластер, но уже на базе PS4, годы спустя появился в фильме «Робот по имени Чаппи» Нила Бломкампа. В модных сегодня терафлопсах мощность PS2 — 0.0062. У PS4 Pro — 4.2 TFLOPS. Это в 677 раз больше, но ракетами она управлять не может.
Дизайн PS2 не был изобретен самой Sony — компания использовала чертежи, купленные у обанкротившейся Atari (патент Sony с указанием Atari в примечаниях). Поэтому консоль напоминает мини-компьютер Microbox — прототип на базе Falcon 030, так и не запущенный в серию.
Перспективный носитель DVD позволял записывать больше информации — лучше графика, лучше звук. Благодаря возможности читать обычные CD и единой процессорной архитектуре между новой и старой консолью, удалось реализовать полную обратную совместимость, не полагаясь на программную эмуляцию. Игры PS1 запускались на PS2 быстрее и отличались лучшим сглаживанием текстур. Разумеется, их не требовалось покупать по второму разу с новым ценником, как это принято на современных консолях, — достаточно было просто вставить диск в привод.
Еще один бонус, связанный с наличием DVD-привода — возможность воспроизводить фильмы в набирающем обороты формате. В эпоху, когда Smart TV не существовало, а специальные проигрыватели стоили дорого, полноценный комбайн из игровой приставки и медиаплеера выглядел очень заманчиво и необычно.
Еще необычнее смотрелся PSX — полноценный видеорекордер на базе консоли. Он воспроизводил и записывал видео, шел в комплекте со стандартным пультом дистанционного управления, выглядел монструозно, но мог запускать игры PS2.
Год первый
На старте конкурировать с PlayStation 2 было особо некому. До выхода первой Xbox и Nintendo GameCube оставалось больше полутора лет. Dreamcast, вышедшую еще в 1998-м, к этому времени уже практически списали со счетов: ее продажам так сильно повредили стратегические просчеты создателей и конкуренция со все еще популярными Saturn и PS, что в марте 2001-го SEGA свернула поддержку консоли.
В воскресенье, 4 марта 2000 года, японцы в буквальном смысле смели с прилавков новую приставку Sony. В первые сутки было продано 980 тысяч экземпляров. Почти половина — через сайт производителя. Компания оказалась не готова к такому спросу.
После громкого старта продаж, подогретого нетривиальной рекламой, у Sony начались проблемы с поставками. Сказалась нехватка производственных мощностей, продажи все-таки просели.
Профильные СМИ сомневались, что разработчики быстро освоят новый процессор и обеспечат PlayStation 2 достаточным количеством качественных игр. Но уже на E3 2000 Konami показала Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и убедила всех, что новому железу стоит дать шанс.
Настоящих суперхитов в первый год так и не вышло. Среди игр 2000-го можно отметить харкорный симулятор боевого робота Armored Core 2 от From Software, файтинг Tekken Tag Tournament, ролевой экшен Dark Cloud от Level-5 и TimeSplitters — один из первых шутеров, действительно грамотно адаптированных под консоли и конкретно — под управление с помощью DualShock 2. Этих игр, а также анонсов и демонстраций хватило для стимуляции спроса. Студии трудились над блокбастерами именно для приставки Sony.
Перед встречей с конкурентами
Июль 2001-го подарил миру Final Fantasy X, один из самых известных и любимых фанатами выпусков культового японского RPG-сериала. В том же месяце появилась Gran Turismo 3, новая часть технологичного автосимулятора, до сих пор задающего тон в жанре.
Медитативное приключение Ico, дебютный проект студии Team Ico, вышло в сентябре. Философская притча геймдизайнера Фумито Уэды стала одной из визитных карточек PlayStation — независимо от поколения. Приквел Ico — Shadow of the Colossus — вышел на PS2 в 2005-м, имел еще больший успех и даже удостоился полноценного ремейка на PS4.
В 2001 году в состав Sony в качестве внутренней студии вошла Naughty Dog, ранее разработавшая для PS1 платформер Crash Bandicoot. В декабре она выпустила Jak and Daxter: The Precursors Legacy, положившую начало новому циклу приключенческих игр для PlayStation 2.
Месяцем ранее вышли сразу два суперхита. Первый — уже упомянутый тактический шпионский боевик MGS2 Хидео Кодзимы. Второй — Grand Theft Auto 3. Игра, сделавшая Rockstar флагманами всей игровой индустрии, появилась на ПК лишь спустя полгода, а до Xbox и вовсе добралась в 2003-м.
Уже к Рождеству 2001 года количество хитов обеспечило PS2 серьезный отрыв от конкурентов — Microsoft и Nintendo, — которые к тому времени только начали продавать свои новые приставки.
Головокружительная карьера
PlayStation 2 провела на конвейере 13 лет. Производство завершилось только в 2013 году. Сервисные центры свернули поддержку осенью 2018-го. Долголетием воспользовалась EA и выпустила FIFA 14 сразу в трех версиях — для PS2, PS3 и PS4.
В мире было продано более 155 миллионов PlayStation 2. Это лучший результат в истории видеоигр, но официальные цифры отражают продажи на момент остановки заводов. Магазины продолжали распродавать запасы, так что реальная цифра может превышать 160 миллионов.
Чтобы удовлетворить спрос, Sony якобы пришлось сотрудничать с РКД — Конголезским объединением за демократию, которое контролировало добычу колтана в Конго. С ростом производства росли и цены на этот материал, необходимый в электролитических конденсаторах, а повстанцы продавали руду за копейки. Компания подобные связи отрицает.
Было выпущено 18 ревизий консоли. Так как чаще всего изменения были внутренними, обычно различают только оригинальную версию — «fat» — и уменьшенную — PS2 Slim, вышедшую в 2004 году. В том же году стала доступна GTA: San Andreas — еще один суперхит от Rockstar, пользующийся популярностью и сегодня.
В 2005 году, на пике популярности PS2, была создана Sony Interactive Entertainment Worldwide Studios (SIE WWS), объединившая внутренние студии по всему миру. Инициативу возглавил Фил Харрисон, в 2008-м покинувший компанию и позднее неоднократно заявлявший о смерти одиночных игр под натиском сетевых. Но именно благодаря WWS в эпоху PS3 расцвели фирменные эксклюзивы Sony — один из главных аргументов в межплатформенных спорах.
После успеха PlayStation 2 Кен Кутараги продолжил вкладывать огромные средства в разработку железа и нестандартных технологий. Это привело к проблемам при проектировании следующей консоли, увеличило ее стоимость, усложнило разработку игр и в итоге стоило отцу PlayStation должности. Он покинул пост вскоре после запуска PlayStation 3, и в PS4, созданной под руководством американца Марка Черни, уже не было экспериментальных чипов от Toshiba.
Но созданная Кутараги PlayStation 2 — все еще самая продаваемая консоль в истории. Этот результат достигнут за 13 лет на прилавках, на пятки уже наступают более молодые и дерзкие. Но даже если завтра или через год Switch или PS4 побьют рекорд, вклад в индустрию и культовый статус PS2 это уже не отменит.
Автор:Евгений Лысенко
Источник:
11 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена