Как и на кого охотятся белые медведи?
Разыскивая добычу, хищник ориентируется обычно по запаху: чуткий нос ведет его к желанной цели за много миль. На этом основан и способ приманивать медведей, сжигая моржовое или тюленье сало: «вкусный» запах привлекает их за 6—7 км.
В поисках тюленей белый медведь обследует трещины во льдах, края полыней и разводий. К нерпе, мирно лежащей у края разводья или трещины, он долго и искусно подкрадывается, скрываясь за торосами и неровностями льда. Хищник скользит, распластавшись на льду и замирая, когда осторожный тюлень оглядывается, при этом медведь маскирует даже единственное черное пятно на своем теле, которое могло бы его выдать,— кончик носа, прикрывая его лапой. Подобравшись, зверь молниеносным броском настигает жертву и мощным ударом лапы разбивает ей череп.
Осенью и зимой хищники ищут на прочном морском льду лунки, которые тюлени проделывают себе для дыхания и поддерживают всю зиму. Медведь часами неподвижно караулит тюленя у покрытой снегом лунки, а когда тот появляется у поверхности, мгновенным точным ударом лапы разбивает ему голову и, подхватив зубами, вытаскивает на лед. Зверь так силен, что не утруждает себя работой по расширению лунки, а протаскивает через нее нерпу, как мешок, ломая жертве ребра. Весной медведи разыскивают маленьких детенышей тюленей, которые в это время лежат в снежных пещерках на льду в ожидании матерей, кормящих их молоком. В поисках малышей хищники раскапывают снег до метра в глубину. На плавучих льдах медведь может добыть лежащего на льду тюленя, незаметно подплыв к краю льдины и отрезав ему путь к отступлению. Однако, если уж тюлень успел соскользнуть с льдины в воду, медведь его не преследует — тут ему не угнаться. У убитой жертвы хищник обычно съедает лишь кожу и сало; впрочем, если подожмет голод, он не бывает так разборчив. Недоеденные туши звери порой закапывают в снег, но вряд ли потом к ним возвращаются.
Желанная добыча для медведя — молодые моржата, а старый морж или моржиха — это уже опасные противники; немногие медведи осмеливаются напасть на них. Известны случаи, когда такие схватки продолжались в воде и кончались для медведя печально. Полярные исследователи не раз отмечали безразличие, которое моржи, вылезающие на береговые лежбища, проявляют к появившемуся там медведю. Вероятно, в питании хищника охота на моржей играет небольшую роль. Однако белые медведи охотно посещают места моржовых лежбищ, поскольку там остаются туши погибших зверей и отходы промыслового забоя. Хищники поедают остатки туш, и порой в таких местах одновременно собирается до десятка зверей.
В конце лета и осенью медведи обследуют побережья в поисках выброшенных морем трупов морских зверей, и случается, что у найденной туши кита собирается тоже по нескольку хищников.
Ловить рыбу медведям почти не приходится, хотя там, где рыба почему-либо легко доступна (например выброшена волнами на лед), зверь ею не брезгует. Капитан Картрайт, посетивший в 1771 г. п-ов Лабрадор, наблюдал там скопление (до 30) белых медведей, которые ловили в реке шедших на нерест лососей так же, как это делают у нас бурые медведи па Дальнем Востоке. К сожалению, на Лабрадоре белые медведи теперь почти исчезли.
Есть среди медведей и «специалисты», наловчившиеся ловить в море морских птиц — гаг, кайр и морянок. Они подплывают к птичьей стае под водой и, неожиданно появившись на поверхности, успевают схватить птицу.
В прибрежных тундрах медведь иногда охотится за северными полевками-леммингами. Случается хищникам ловить и линных уток, а также разорять гнезда чаек и подбирать выпавших из них птенцов. Крайне редки случаи их нападения на северных оленей, а на севере американского континента — на овцебыков. В общем, белый медведь непривычен к наземной охоте. Специалисты наблюдали, например, как зверь шел через гнездовую колонию белых гусей, не обращая на них внимания и не разорив ни одного гнезда. А па Шпицбергене пасущиеся дикие северные олени и вовсе не боятся медведя и не проявляют к нему особого интереса.
Медведи питаются и растительной пищей: по-видимому, она составляет ничтожную долю общего рациона, но иногда звери испытывают в ней острую потребность. Осенью на побережьях и островах они едят ягоды вороники, черники, клюквы, зелень осок и злаков, щавели, лишайники и мхи. Вышедшие из берлог медведицы в марте-апреле раскапывают снег и поедают найденные под ним побеги полярной ивы, иногда мох и осоки. На литорали белые медведи едят выброшенные морем ламинарии, фукусы и другие морские водоросли; на Шпицбергене наблюдали медведей, даже нырявших в поисках этих водорослей. Мы точно не знаем, чем объясняется такая нужда в растительной пище,— возможно, потребностью в тех или иных витаминах или микроэлементах.
Медведи, оказавшиеся поблизости от жилья, могут поедать самые разнообразные предметы (даже машинное масло и брезент), а иногда соблазняются запасами продуктов, которые человек устраивает для себя или своих собак, или же приманкой в песцовых капканах. Эта пагубная привычка часто приводит зверя к гибели.
Источник:
2 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена