Не только 11 сентября. Как другие самолёты таранили дома
Манхэттен в тумане
Башни-близнецы Всемирного торгового центра на Манхэттене были не первыми нью-йоркскими небоскребами, подвергшимися «воздушной атаке». За 56 лет до 9/11 и всего за месяц до конца Второй мировой войны бомбардировщик B-25 Mitchell американских ВВС врезался в стену знаменитого Empire State Building, высочайшего здания планеты.
Все произошло 28 июля 1945 года, в туманный субботний день. Бомбардировщик средней дальности вылетел с военного аэродрома Бедфорд в Массачусетсе в направлении аэропорта Ньюарк в штате Нью-Джерси. Трасса полета как раз пересекала остров Манхэттен, никаких запретов для полетов над которым в то время еще не существовало. Видимость была околонулевая, что и сыграло критическую роль. Командир экипажа подполковник Уильям Смит не получил разрешения на посадку в Ньюарке, но продолжал на ней настаивать. В процессе споров с диспетчером полетов, потеряв ориентацию в пространстве, выполнил неправильный поворот. Вместо требовавшегося виража к другому нью-йоркскому аэропорту Ла-Гуардиа он раньше времени повернул все к тому же Ньюарку и в 9:40 утра врезался в северную стену Empire State Building между 78-м и 80-м этажами.
Сила удара была такова, что один из двигателей бомбардировщика, оторвавшись от корпуса, пролетел через весь небоскреб, пробил южную стену и приземлился на крыше здания в соседнем квартале 270 метрами ниже. Обломки самолета оборвали трос одного из лифтов внутри башни, после чего лифтовая кабина пролетела 75 этажей и оказалась в подвале, но каким-то чудом находившаяся внутри лифтер Бетти Лу Оливер выжила, отделавшись травмами. Увы, так повезло не всем. В результате удара, взрыва и последовавшего пожара погибли не только три члена экипажа, но и 11 человек, находившихся в офисе Национального совета католической помощи, в окна которого и угодил B-25 Mitchell. К счастью, катастрофа не привела к нарушению конструктивной целостности Empire State Building, а начавшийся пожар удалось достаточно быстро, всего за 40 минут, потушить. Поврежденный фрагмент небоскреба восстановили, и здание по-прежнему является одним из архитектурных символов Нью-Йорка.
Советская ревность
26 сентября 1976 года, в 8:20 утра, в стену обычной панельной пятиэтажки, каких на просторах Советского Союза до сих пор десятки тысяч, на улице Степной Новосибирска врезался самолет Ан-2, более известный как «кукурузник». Стена здания оказалась пробита в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами. Самолет упал на подъезд, разрушился и сгорел. Двигатель остался внутри хрущевки. Из него вытекло топливо, воспламенилось, в результате чего пожар начался и в самой пятиэтажке. Его потушили в течение часа, но жертв избежать не удалось. В результате столкновения, последовавшего пожара, а также крайне неудачной эвакуации жильцов, порой заканчивавшейся обычными прыжками из окон и с балконов, погибли пять человек, включая троих детей от 4 до 6 лет. Еще 11 человек получили травмы различной степени тяжести. Одним из погибших был и 23-летний Владимир Серков, находившийся за штурвалом «кукурузника».
Эта катастрофа не стала результатом ошибки пилотирования или технической неисправности. Серков таким образом решил отомстить жене.
Незадолго до столкновения с домом пилот, по сути, угнал Ан-2, на котором должен был осуществить плановый рейс. Пройдя необходимое медицинское освидетельствование, получив документы и ключи, опробовав двигатель, Серков произвел несанкционированный взлет в направлении улицы Степной. Последними словами, сказанными им диспетчеру, были: «Ищите меня по улице Степной, дом сорок три, дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Оставил он и предсмертную записку.
Все это позволило в ходе последовавшего расследования установить картину происшествия. За шесть дней до событий Владимир Серков и его жена подали заявление на развод. Жена с маленьким ребенком при этом уже жила отдельно у своих родителей в той самой пятиэтажке на Степной. Увидев ее вечером 25 сентября разговаривающей с незнакомым мужчиной на улице, Серков ее избил, после чего, вероятно, и принял решение покончить с собой, заодно убив и супругу с ребенком. По квартире самолетом пилот не попал, да и внутри никого не было. Позже выяснилось, что у него были травмы головы и предыдущие попытки суицида, которые скрывались и в конечном счете привели к трагедии. Заключение следствия: «Непосредственной причиной чрезвычайного происшествия явилась нервно-психическая неуравновешенность КВС Серкова, обусловленная конфликтом в семье и скрываемым заболеванием нервной системы».
Интересно, что за 4,5 года до тарана в Новосибирске аналогичное происшествие было зафиксировано в Ворошиловграде (нынешний Луганск). Тот же тип воздушного судна (Ан-2), та же причина — конфликт в семье, ссоры и избиение жены, ее уход из дома, угрозы самоубийства, на которые никто не обратил внимания, тот же выбранный способ — столкновение самолета с домом. К счастью, в луганском случае погиб только виновник чрезвычайной ситуации. Никто из жильцов четырехэтажного дома, в который врезался «кукурузник», не пострадал.
Пятнадцатилетний камикадзе
Только пилот погиб и в результате столкновения легкого одномоторного самолета Cessna 172, самого массового в истории мировой авиации, с небоскребом Bank of America Tower в центре города Тампа (штат Флорида), но мотивация там была совсем иная. Столкновение произошло 5 января 2002 года между 28-м и 29-м этажами высотки, внутри которой никто не пострадал. Сам самолет был угнан незадолго до тарана, но удивительнее всего была личность преступника. За штурвалом «Сессны» оказался 15-летний школьник Чарльз Бишоп.
В своей предсмертной записке Бишоп оправдывал Усаму бен Ладена и террористов, устроивших атаки 11 сентября, утверждал, что США должны понести наказание за то, что с палестинцами и иракцами делают израильтяне, важнейшие союзники Соединенных Штатов. Пятнадцатилетний отличник одной из флоридских школ (естественно, замкнутый, по рассказам одноклассников) оказался большим любителем «Аль-Каиды» и сторонником борьбы против тирании США. Ну а кроме того, он был начинающим пилотом, и, хотя формально подростки в таком возрасте могут летать лишь в сопровождении взрослого пилота, как показала практика, с управлением воздушным судном они справляются вполне самостоятельно. Тем более если спустя четыре месяца после крупнейшего теракта в истории страны им позволяют спокойно угонять самолеты и летать на них над крупными городами. Бишоп попытался устроить авиационный шутинг, но лишился лишь собственной жизни.
Итальянский таран
Спустя всего 3 месяца похожий, на первый взгляд, инцидент случился в Милане. Вечером 18 апреля 2002 года другой легкий одномоторный самолет Rockwell Commander 112 врезался в стеклянный фасад башни Pirelli в Милане — главного местного небоскреба, расположенного неподалеку от центрального вокзала города. За штурвалом находился 65-летний итальянец Луиджи Фазуло, погибший в результате столкновения. Кроме него были убиты двое адвокатов, мужчина и женщина, находившихся в кабинете, в который врезался Фазуло. От обломков самолета пострадали шестьдесят человек, работавших в высотке, и прохожих, на которых рухнули фрагменты Rockwell Commander 112.
Впрочем, несмотря на близость и этой катастрофы к событиям 11 сентября, на этот раз погибшим пилотом двигало не чувство солидарности к террористам. Точную причину случившегося так и не установили, но по самой правдоподобной версии Фазуло просто не справился с управлением. Он был достаточно опытным летчиком, но стиль пилотирования у него был рискованный. Он допускал грубые посадки, иногда долетал до цели назначения на минимуме топлива. Во время своего последнего полета из швейцарского Локарно в Милан при приближении к аэропорту Линате он сообщил о проблемах с шасси. В посадке ему отказали, отправив на второй круг. Оказавшись в стрессовой ситуации, вынужденно выполняя непривычные для себя указания в незнакомых условиях и одновременно пытаясь с помощью руководства по эксплуатации самолета решить вопрос с шасси, судя по всему, он вылетел за пределы зоны аэропорта и допустил в итоге столкновение с небоскребом.
С другой стороны, как сообщали очевидцы, Rockwell Commander 112 не пытался уйти от столкновения даже в последний момент, а у Фазуло впоследствии обнаружили финансовые проблемы и большие долги, так что и версию суицида полностью отрицать нельзя.
Трагедия в Иране
Увы, но авиакатастрофы в Иране случаются очень часто, что показал и текущий год. Страна, находящаяся под международными санкциями, не может достаточно тщательно проводить техническое обслуживание своего авиапарка, закупать необходимые запчасти. Иранские самолеты обычно весьма дряхлые, порой выпущены еще при шахском режиме, а столь древней технике свойственно выходить из строя. 6 декабря 2005 года вскоре после взлета из международного аэропорта Мехрабад Тегерана военно-транспортный самолет американского производства Lockheed C-130 Hercules врезался в десятиэтажный жилой дом рядом с аэропортом, где проживали военнослужащие ВВС Ирана и их семьи.
На борту находились 94 человека, включая 40 журналистов различных СМИ страны: информационных агентств, газет, радио и телевидения. Всех их доставляли в город Бандер-Аббас на побережье Персидского залива, где они должны были освещать военные учения. Пассажиры и члены экипажа, а также 12 человек, находившихся в жилом доме и рядом с ним, погибли. Причина катастрофы официально так и не была объявлена. Известно, что через 4 минуты после взлета пилоты сообщили диспетчеру о неких проблемах с двигателями, после чего запросили возможность экстренного возвращения в аэропорт. Туда они так и не долетели. У самолета данного типа четыре двигателя, отказ любого из них не может привести к падению «Геркулеса», поэтому вопрос, что на самом деле произошло на «журналистском» борту, был ли это отказ техники, ошибка пилотов или совокупность факторов, остается открытым.
Источник:
15 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена