«Мы из джаза». Как создавался любимый фильм о пионерах русского джаза
Только потом Шахназаров выяснил, что Утёсов не был классическим джазменом в полном понимании этого слова, каким его многие считали. Да в его репертуаре было много переработанных бродвейских песен 20-30-х годов, а музыка его стала стилизацией музыки американских мюзик-холлов.
Но это не был настоящий джаз, и создателем советского джаза его считать нельзя. Хотя Утёсов прекрасно пел, но был самоучкой. Он играл играл на разных инструментах и неплохо дирижировал, но даже не знал нот.
Пионеры русского джаза
И тогда Карен Шахназаров с драматургом Александром Бородянским засели за сценарий о пионерах русского джаза, одним из которых был композитор и дирижёр Александр Варламов. Они ездили к нему, и тот рассказывал истории о создании им группы джазовых музыкантов и о себе. Он и стал прообразом музыканта Кости Иванова.
В 30-е годы Александру Варламову удалось собрать первую в Советской России группу джазовых музыкантов-импровизаторов. Он всерьёз увлёкся ипровизацией, и сам писал джазовые композиции. Варламов сотрудничал с американской чернокожей певицей Целестиной Коол.
В 1943 году музыканта арестовали, говорили, что предлог для ареста был смехотворным: он написал фокстрот под названием «Иосиф». В этом усмотрели, конечно, насмешку над вождём нации и отправили в лагерь. А после реабилитации он вернулся в Москву, писал музыку для кинофильмов, сочинял оркестровые джазовые мелодии.
Вообще фильм Шахназарова изобилует подлинными персонажами. Важной фигурой картины стал моряк, капитан и теоретик по джазу «с мясной фамилией», как сказал Бавурин, Колбасьев. Сергей Адамович Колбасьев был человеком удивительным.
Ещё при его жизни о нём ходили легенды. Он был писателем-маринистом и непревзойдённым знатоком радио-техники. На флоте он служил флаг-офицером связи. Но главной его страстью был джаз, он обладал уникальной коллекцией джазовых грампластинок, которая постоянно пополнялась, что было удивительным для тех лет.
Удивительно также, как ему на всё хватало времени. Он никогда не пил (в градусном смысле) и всегда тщательно планировал свой день. Утренние часы он отдавал писательской работе, днём возился с радиоконструкциями, а вечерами слушал свои джазовые пластинки и много времени отдавал изучению джаза.
В СССР он не имел предшественников, но огромные силы затрачивал на развитие джаза в нашей стране, его пропаганду и понимание эстетики и даже социальной значимости этой музыки.
Но судьба Сергея Колбасьева сложилась трагически. В 30-е годы его дважды арестовывали за шпионаж, но дважды отпускали. А в разгар репрессий, в 1937 году его вновь арестовали, предъявив обвинение в «измене Родине». По одним данным он погиб в лагерях, по другим — был расстрелян. Ещё немало повестей написал бы Сергей Колбасьев, ещё не одно открытие в радиотехнике сделал бы он, ещё упорнее боролся бы с загрязнением музыкальной среды обитания.
Но, как сказал Вениамин Каверин, «В этой смертельной лотерее, перед которой мы оказались в конце тридцатых и в сороковых годах, он вытащил несчастливый билет. Незаслуженно несправедливый, потому что Сергей Колбасьев был человеком мужества и чести». Его роль замечательно сыграл в фильме «Мы из джаза» мультипликатор Виталий Бобров.
Актёры и роли
На главные роли в картине Шахназаров провёл немало фото и кинопроб. На роль Кости Иванова пробовались Евгений Дворжецкий, Сергей Маковецкий и Михаил Ширвиндт — сын Александра Ширвиндта. Главным претендентом был Дмитрий Харатьян.
Но Шахназаров увидел молодого Игоря Скляра, который только что снялся в музыкальном фильме «Только в мюзик-холле», и пригласил на пробы. Решение, как мы знаем, было в пользу Игоря Скляра.
На роль Степана Грушко пробовались Николай Ерёменко-младший и Леонид Ярмольник, но режиссёр остановил свой выбор но молодом и харизматичном Александре Панкратове-Чёрном.
Леонид Ярмольник также пробовался и на роль приятеля Стёпы барабанщика Жоры Рябова, но эту роль очень хотел сыграть Николай Аверюшкин, которому Шахназаров сначала предложил роль Самсонова — начальника Ассоциации пролетарских музыкантов (в фильме её сыграет Леонид Куравлёв). Аверюшкин убедительно соврал, что хорошо играет на гитаре и стучит на барабанах.
А роль саксофониста Петра Бавурина досталась Петру Щербакову, который произвёл неизгладимое впечатление на сотрудников нью-орлеанского джазового музея, который закупил картину. И потом спрашивали у режиссёра «Кто этот потрясающий музыкант-саксофонист?»
Роль Клементины Фернандес досталась Ларисе Долиной. Кстати, у Клементины тоже есть реальный прототип — американская джазовая певица Коретти Арле. Вместе с чернокожей женской труппой Коретти прибыла в СССР на гастроли. Здесь она познакомилась с пианистом Борисом Тицем и вышла за него замуж. Так она осталась в нашей стране.
На грим у Ларисы Долиной уходило по 6 часов. С помощью 12 оттенков тёмной краски ей гримировали руки и лицо. Хотя это было небезопасно, ведь певица была на пятом месяце беременности.
Роль руководителя лучшего джаз-оркестра страны Орлова мог сыграть Ивар Калныньш, но она досталась элегантному красавцу Юрию Васильеву.
Съёмки
Будущим джазменам из фильма наняли репетиторов. Николая Аверюшкина, чей обман моментально вскрылся, стал тренировать профессиональный джазовый барабанщик.
У Александра Панкратова-Чёрного, как выяснилось, нет слуха, да и чувство ритма хромает. Поэтому игру на банджо и трубе он только имитировал. Неплохо играл на рояле Игорь Скляр, он вообще был очень музыкален. Его репетитором стал профессор Одесской консерватории.
Бить чечётку Панкратову-Чёрному пришлось обучаться, у него долго не получалось, но навыки эти пригодились ему для следующего фильма, куда пригласит его Шахназаров - «Зимний вечер в Гаграх». Учить степ пришлось и Игорю Скляру с Еленой Цыплаковой, которой досталась роль Кати Бобровой, она же Кэт, она же певица Изабелла Фокс.
Для того, чтобы снять музыкальный номер на песню «Старый рояль» этой паре пришлось два месяца репетировать. Да и вообще актрисе предстояло серьёзно заняться хореографией и вокалом.
Однако в фильме ей так и не удалось спеть: в паре с Игорем Скляром песню «Старый рояль» записала известная латвийская певица Ольга Пирагс. Джазовые композиции Клементины Фернандес Лариса Долина исполняла сама. А вместо Александра Панкратова-Чёрного песни «Чемоданчик» и «Одесса-мама» исполнил оператор фильма Владимир Швецик. Музыку к песням «Старый рояль» и «Спасибо, музыка» написал Марк Минков.
Естественно фильм изобилует замечательной джазовой музыкой, автор которой стал известный джазовый музыкант-импровизатор Анатолий Кролл. В фильме звучит музыка, записанная его оркестром «Современник», а также записи джазовых коллективов 20-х годов.
Признание
Фильм «Мы из джаза» публика приняла и полюбила сразу. Фильм стал лидером проката 1983 года. Более того, картину продали в 26 стран мира. Фильм «Мы из джаза» получил призы и дипломы на многих международных кинофестивалях, например, в Гренобле, Чикаго, Лондоне...
А Карену Шахназарову вручили премию Ленинского комсомола, что для него, молодого режиссёра, снявшего всего второй фильм, стало настоящий триумфом. И конечно, счастливым входным билетом в большое кино, где он снимет ещё не одну замечательную картину!
Источник:
16 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
А если честно, то этот жанр я тепеть не могу... но фильм обожаю. И "Зимний вечер в Гаграх" обожаю...
Павлик, 38 годиков.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена