Драгоценные пояса в искусстве: как отличить начитанного исторического художника от балды
Реконструкция наряда Золотого человека из Иссыка (5-3 вв. до н.э.)
Пояса были ценнейшей частью одеяния воина, знаком его чести (тем более, что на них крепился меч). Чем круче был воин, тем ценнее его пояс, его бляшки и пряжка. Недаром в скифских курганах так много золотых поясов, а русские великие князья отдельно упоминали их в завещаниях. На востоке пояса до 20 века были регалией шаха, как корона. Их носили все, без них было никак вообще, распутехами никто не ходил.
Но о важнейшем значении пояса, с изобретением карманов и пуговиц, забылось.
Эллинистический пояс (2 в. до н.э.)
В исторической живописи от этого мы имеем парадокс: художники 19 века понятия не имели, что пояса рыцарей и королев были РОСКОШНЕЙШИМИ. Археологи, этнограф и историки тогда начинали догадываться о культурном значении поясов – а до живописцев инфа не дошла.
Ставлю вам фотографии археологических находок, музейных вещей (для сравнения). А рядом – исторические картины, где персонажи изображены с поясами.
Пояса Дагестана
Почувствуйте разницу.
Пряжки с пояса Арегунды, жены Хловиса I (6 век н.э.)
Сигизмунд Люксембургский. Худ. Филипп фон Фольц (сер. 19 века)
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)
Вестготская пряжка, золото, гранаты.
Альфонсо VII Кастильский. Худ. Х.М. Родригес де Лосада (1890-е)
Современная реконструкция
Древняя Греция, 4-3 век до н.э.
Елена Троянская. Худ. Gaston Brussiere (1895)
Самой приличной из найденных оказалась эта польская картина, впрочем, она уже достаточно поздняя: до живописцев что-то начало доходить, с опозданием примерно в век...
Королева Ядвига. Худ. А. Августинович (ок. 1920)
И то, мне пришлось перелопатить кучу живописи, чтоб найти людей с хоть какими-нибудь драгоценными поясами. Обычно рисуют скучные кожаные ремни (как на этой картинке – да король Артур бы от позора умер, надев такое!).
«Король Артур». Худ. N. C. Wyeth (1922)
Даже наш Васнецов не знал, что такое роскошный «поясной набор», увы.
Человек, у которого хватило денег на такой железный доспех (и такие красные сапоги) -- и в таком простеньком поясе?... хм.
Поясной набор, найденный в Гнездово (реплика)
Бывает, вообще не рисуют пояса – и мечи к латам рыцарей на таких картинах, видимо, на клею крепились…
Генрих IV Мекленбургский. (18-19 век?). Художник знает про пояса: один на талии, служебный, для привески предметов (оружия), второй на бедрах, золотой, для престижа.
Hans Thoma - Wächter vor dem Liebesgarten (1890). Что не так с этим рыцарем? Теперь вы знаете.
Владея этим тайным знанием, таперича, при взгляде на историческую картину, сразу ищете пояса – если есть, то художнику зачет за попытку хоть какой-то исторической достоверности. Или просто наличие мозгов.
Источник:
2 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Приведённые на фото - ШТУЧНАЯ работа.
И, кстати, вполне может быть, что художники вполне различали ситуацию с парадными поясами и повседневными...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена