Как снимали «Укрощение огня», фильм о самой засекреченной теме в СССР
Сценаристом и режиссёром первого крупного фильма о советской космонавтике выступил Даниил Храбровицкий — фронтовик, журналист, публицист и автор фильмов «Девять дней одного года» (1961), «Чистое небо» (1961) и других. В искусстве кино он всегда стремился показать человека-творца и героя, который идёт на шаг впереди и словно факел освещает путь другим, идущим вперёд — к прогрессу человечества.
Согласно первоначальному сценарию, центральной фигурой фильма стал генеральный конструктор ракетной техники Андрей Ильич Башкирцев, а должен был стать — Сергей Павлович Королёв. Именно Королёв был прототипом главного героя картины, и вообще фильм задумывался как автобиографический. Но Королёв долго сидел на Колыме, и проявил себя по воспоминаниям начальника зоны «исключительно трудолюбивым и добросовестным зэком». Поэтому в фильм нужно было включать и эти безрадостные страницы его биографии. Что тут началось! Разве тогда можно было герою освоения космоса испортить биографию?! Так и появился Андрей Башкирцев — собирательный образ создателей космонавтики...
Главным консультантом картины стал близкий соратник Сергея Королёва — учёный-конструктор Борис Черток. Черток и Храбровицкий быстро нашли общий язык, но за каждый кадр спорили до хрипоты: консультанту было важно показать правду о непростых трудовых буднях Королёва, а режиссёру приходилось лавировать между пристальным внимание КГБ с одной стороны, и жёсткой цензурой — с другой.
Для Храбровицкого было важно, чтобы картину вообще не закрыли за излишнюю правдивость, которой добивался Черток. Поэтому из сценария естественно была выброшена Колыма, а также сцена серьёзного столкновения Королёва с другими членами конструкторского бюро. Чиновники от Госкино требовали, чтобы в фильме был создан образ талантливых идеалистов, которые и двигали космические разработки, а не конфликты.
Так помимо Королёва прототипом Андрея Башкирцева стал конструктор двигателей Алексей Исаев. Консультант фильма Борис Черток в титрах был указан под вымышленной фамилией Костюк. Консультантами также были Алексей Исаев и Михаил Григорьев, генерал-полковник, зам.командующего войсками РВСН СССР.
Даниил Храбровицкий тем не менее мечтал снять картину в условиях как можно более реальных. И несмотря на все заслоны органов КГБ он добился разрешения съёмок на космодроме Байконур и ракетном полигоне Капустин Яр, что по тем временам было просто невероятным.
Сотрудники космодрома и органов безопасности внимательно читали сценарий и вносили свои правки, которые больше касались технической стороны съёмок.
Правда декораторам всё равно пришлось потрудиться, так как командный пункт и центр управления полётами в фильме мало походили на настоящие. А чтобы группа в дни испытаний не попала в секретную зону, всех от греха подальше вывозили на природу на шашлыки.
Кроме того, за операторами буквально ходили по пятам: каждый отснятый кадр выверялся буквально до миллиметра, чтобы не снять того, что засекречено. А засекречено было практически всё.
Ради выразительного кадра они в разных ракурсах снимали непонятные, но завораживающие конструкции, а потом кураторы с предупреждением «мы даже жёнам не рассказываем про то, что вы тут наснимали» безжалостно вырезали и уничтожили около 1 000 метров дорогой плёнки…
Руководители съёмок пытались отстоять хоть что-то, но службы космодрома были непреклонны — любой кадр мог привлечь внимание иностранной разведки. Однако, все старты и аварийные пуски ракет были настоящими, а это тогда не показывали даже в документальных лентах.
Главную роль в фильме «Укрощение огня» блестяще сыграл замечательный ленинградский актёр театра БДТ Кирилл Лавров. В своих воспоминаниях Лавров много рассказывал о Королёве, над образом которого он много трудился: «Входя в этот образ, я узнавал любопытнейшие подробности. Каким он был независимым, как правду-матку резал в глаза любому начальству. Как умел ценить людей. Всего один эпизод.
Однажды старый трудяга, который работал с Королёвым много лет монтажником, оставил в космическом корабле отвёртку. А уже задраены люки. Ракета на старте. Рабочий не может найти свой инструмент. Делать нечего — идёт, нет, бежит к Королёву: «Казни меня, Сергей Павлович, но я не могу найти свою отвёртку. Возможно, оставил внутри корабля».
Пуск отменили. Открыли люк и нашли инструмент. Рабочий на глазах постарел в ожидании наказания. Наконец появился приказ Главного конструктора: монтажнику объявлялась благодарность и выдавалась немалая денежная премия — за честность в работе. Эту историю мне рассказали на Байконуре…»
А после исполнения роли Андрея Башкирцева мать С. П. Королёва надписала актёру семейную фотографию: «Дорогому Кириллу Юрьевичу Лаврову, ставшему родным для нашей семьи…».
Премьера фильма «Укрощение огня» состоялась 12 апреля 1972 года — спустя ровно 11 лет со дня первого полёта в космос Юрия Гагарина. Интересно, что в фильме роль первого космонавта сыграл один из консультантов Анатолий Челомбитько. Он невероятно похож на Юрия Гагарина — такие же лучистые глаза и открытая широкая улыбка.
Из-за своего сходства с Гагариным Анатолий неоднократно попадал в разные истории: то с ним пытались сфотографироваться, то просили автограф, то шептались на улицах и даже показывали пальцами. Многие знакомились и предлагали выпить вместе. От такого усиленного внимания парня чуть не споили. В фильме «Укрощение огня» Анатолий Челомбитько снимался в таком же как у Гагарина оранжевом скафандре.
Увертюру к фильму написал гениальный композитор Андрей Петров. Его музыка к фильму стала настолько узнаваема и так полюбилась, что её до сих пор используют в различных передачах и документальных фильмах, посвящённых отечественной космонавтике. Это уже своего рода гимн космонавтов.
Фильм «Укрощение огня» вышел на широкий экран в 1972 году и занял в прокате 12-е место — его посмотрели около 28 миллионов зрителей (абсолютным лидером проката в 1972 году стал фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...»).
А в 1974 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Госпремию получил и исполнитель главной роли Кирилл Лавров.
Сам же главный консультант картины Борис Черток критиковал фильм за излишнюю идеализированность и пафос, присущий советским картинам тех лет. Возможно, зрители тоже заметили это. Но в остальном фильм снят безупречно и очень талантливо, особенно если учесть, что это первый масштабный фильм о первопроходцах в новую космическую эру, о которой так мечтал С.П.Королёв.
Источник:
2 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена