Ушедший за Лунной Радугой
Советский и российский писатель-фантаст Сергей Иванович Павлов родился 30 июня 1935 года
в Бердянске (Запорожская обл., УССР). В 1953 году, после окончания в Сочи средней школы №9 им. Н. Островского (где учился вместе с будущим летчиком-космонавтом, дважды Героем СССР Виталием Севастьяновым), Сергей поступает в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) им. В.В. Куйбышева, который оканчивает в 1956 году.
Затем, в 1962 году, Павлов переехал в Красноярск, где окончил Красноярский институт цветных металлов (КрИЦМ, ныне – Красноярская академия цветных металлов и золота в составе Сибирского федерального университета), овладев специальностью инженера-геофизика. Долгое время будущий писатель жил и работал в Сибири. А так же, вплоть до 1972 года, участвовал в различных геологических экспедициях в Средней Азии, Арктике, Сибири, возглавляя геофизическую службу Красноярского спецуправления треста «Востокбурвод».
К фантастике же Сергей Иванович обратился в первой половине 1960-х гг. после того, как, прочитав в журнале один слабенький фантастический рассказ, решил поспорить с его автором.
Первый написанный им рассказ – «Банка фруктового сока», повествующий об испытаниях на лунах Юпитера нового кибернетического автомата, – понравился товарищам по работе и Павлов отправил его на конкурс в популярный молодёжный журнал «Техника – молодёжи», надеясь получить, как минимум, квалифицированный отзыв. Но вскоре из Москвы пришел ответ: рассказ отмечен премией на Международном конкурсе, организованном в 1962 году редакцией журнала и молодёжными журналами социалистических стран, а его автор награждается поощрительной премией – годовой подпиской на «ТМ».
В начале 1963 года состоялся и литературный дебют писателя – тот самый призовой рассказ «Банка фруктового сока», был опубликован в томской газете «Молодой Ленинец» и красноярском журнале «Енисей» («книжная» публикация – антология «Калейдоскоп», Алма-Ата, Изд. «Жалын», 1990).
Затем в периодике публикуется ещё ряд вещей Сергея Ивановича: в 1964 году – рассказ «Солнечная Луна», о первых шагах в исследовании солнечной короны (вошёл затем в повесть “Корона Солнца”, 1967); в 1965 году – повесть «Кентавр выпускает стрелу», о судьбе честного учёного на Западе, во времена «Холодной войны» ценой жизни спасающего мир от происков империализма; и в 1967 году — рассказ «Ангелы моря», о падении на дно Тихого океана межконтинентальной баллистической ракеты, вызвавшей появление медуз-мутантов, способных поглощать гамма-лучи.
А в 1967 году выходит и первая полноценная книга автора – сборник «Аргус против Марса», 2 повести в котором (заглавная — «Аргус против Марса», о спасении от нацистов установки нейтриновидения, позволяющей видеть события, происходящие в любой точке земного шара, и «Кентавр выпускает стрелу») были написаны им в соавторстве со старейшим сибирским литератором – известным красноярским писателем Николаем Яковлевичем Шагуриным (1908-1983. Автор книг: «Рубиновая звезда» (1955), «Остров больших молний» («Под неведомым флагом»), «Тайна декабриста» («Завещание декабриста»), «Задача с тремя неизвестными» (все — 1965), «Возвращение „Звёздного охотника“» (1962), «Операция „Синий гном“» (1964), «Межпланетный патруль» (1965), фантастический цикл «Из Шахразады XX века» (1968-1981), «Эта свирепая Ева» (1981)), который оказал немалое содействие в становлении начинающего писателя. Однако, после этих 2-х написанных совместно произведений, пути соавторов разошлись: Шагурин предпочитал писать фантастику приключенческую, а Павлов – психологическую.
Широкую же известность Сергею Ивановичу принесла повесть «Акванавты» (другое название — «Океанавты», 1968), сюжет которой основан на описании освоения человеком в ближайшем будущем Мирового океана, а также побочного результата научного эксперимента – случайной записи воспоминаний человека в мозг гигантского спрута. В 1979 году повесть была экранизирована и, несмотря на то, что оригинальный спрут по техническим причинам превратился в фильме в ската – королевскую манту, он получился удачным и занял почётное место в истории отечественной кинофантастики.
В 1970 году Павлов вступает в Союз писателей СССР. И в 1972 году решает окончательно уйти из геологии, посвятив себя творчеству, после чего поступает в Москве на Высшие литературные курсы (ВЛК) при Литературном институте им. А.М. Горького, которые заканчивает в 1975 году.
Несмотря на то, что в дальнейшем автор написал ещё несколько интересных «космических» НФ-повестей («Чердак Вселенной» («Миры на ладонях») — «Группа учёных станции «Зенит», находящейся на орбите Меркурия, изучает возможности телепортации человека в пределах Солнечной системы. Уже достигнуты определенные результаты, но звёзды по-прежнему недостижимы. Однако случайное событие позволяет учёным произвести телепортацию человека далеко за пределы Солнечной системы», 1971), «Неуловимый прайд» («Леонид Русанов становится руководителем исследовательской группы Ю-Центра, разрабатывающей проект «Эхо Юпитера», как возможность использовать газовый гигант в качестве форпоста для изучения Внеземелья. Система информационных стержней, с которой работает Ю-центр самоорганизуется, приобретая форму Роя, в котором вычленяются 3 группы сгустков, по 3 сгустка в каждой группе. Одновременно со всем этим, Русанова посещают видения с информацией о незнакомых планетах, общим у которых является наличие 9 действующих лиц...», 1974), — главной книгой его жизни стал большой роман-дилогия «Лунная Радуга» («По чёрному следу» (1978) и «Мягкие зеркала» (1983)).
В этом эпическом произведении, как пишет сам автор: «…нашли отражение альфа и омега моих писательских интересов – эволюция человека (как процесс) и появление в нашем мире нового человека (как результат)».
В материалах, посвящённых советской НФ, «Лунную Радугу» упоминают всегда — как одно из самых ярких произведений на околокосмическую тему. Причём, с упором на сюжетный приём – угроза потери человеческой сущности вследствие контакта с Неведомым.
Пожалуй, до Павлова никто, кроме разве что Стругацких, так серьёзно не исследовал психологические проблемы человека будущего. И даже на фоне находок АБС, некоторые идеи писателя смотрелись новаторски — наверное, только Станислава Лема можно поставить рядом с ним. При этом ему удалось не просто насытить свою книгу оригинальными мыслями, но и облечь глубокое содержание в увлекательную остросюжетную форму — не зря дилогия на долгие годы стала любимой не только у взрослой аудитории, но и у советских подростков.
И не стоит забывать, что «Лунная Радуга» появилась во времена жёсткого кризиса советской НФ. К началу 1970-х гг. фантастика попала под подозрение советских партийных органов, как очаг свободомыслия. И как результат — резкое ужесточение цензуры и фактический запрет на профессию для целого ряда авторов, из-за чего в центральных издательствах выходило множество слабых, но зато «идейно-правильных» книг. И потому на фоне засилья бездарности, появление в 1978 году «Лунной Радуги» — и так самого по себе отличного произведения — вообще воспринималось как взрыв сверхновой. И 2-я часть, вышедшая в 1983 году, оказалась ничуть не хуже. Дилогия многократно переиздавалась, а в 1983 году даже вышел одноимённый фильм — не слишком, правда, удачный.
В романе повествуется о четверке космодесантников, вернувшихся из трудной экспедиции в Дальнее Внеземелье, где они чудом уцелели после катастрофы на спутнике Урана Обероне. Но спустя несколько лет космонавты с удивлением узнают, что во время экспедиции неизвестным способом приобрели необычные для человеческого организма свойства, во многом изменившие саму их сущности. Различные экстрасенсорные способности делают их почти Сверхлюдьми, и функционеры космической программы, а также Международная служба космической безопасности пытаются разгадать тайну этих то ли людей, то ли нЕлюдей.
Роман стал очень популярным в среде любителей фантастики, а термин «внеземелье», авторство которого принадлежит Павлову, настолько прижился, что ныне широко употребим, и часто встречается не только на страницах произведений многих фантастов, но и стал именем нарицательным для обозначения миров за пределами Земли.
Дилогия была награждена престижной фант-премией «Аэлита», а в 1991 году выходит её своеобразное продолжение – роман «Волшебный локон Ампары» (благодаря статье видного деятеля отечественного фэндома Х. Алымова (один из псевдонимов библиографа и историка литературы, одного из организаторов I-го отечественного фестиваля фантастики и одноименной премии "Аэлита" – Игоря Георгиевича Халымбаджи) ожидаемого многими читателями под рабочим названием «Сапфировый Галактион»), написанный Павловым в соавторстве со своей женой – Надеждой Александровной Шаровой, которая, собственно, и являлась инициатором идеи этого продолжения. («Они – «грагалы» – «граждане Галактики», потомки экзотов – первых землян, мутировавших в результате контакта с инопланетной цивилизацией, и выброшенных с родной планеты в систему Альфы Центавра. Вечные «звёздные странники», обладающие способностями, которые обычным людям кажутся то ли чудом, то ли проклятием. Странники, ведущие вечный «крестовый поход» в поисках новых планет. Возможно, им предстоит решить, какой же станет судьба человечества в космосе...»).
С. Павлов с премией "Аэлита"
В самых первых публикациях романа (1991, 1993) соавторство супругов ещё указывалось, а вот позже – уже нет. И хотя сам автор позиционировал этот роман, как совершенно самостоятельное произведение, никак не связанное с дилогией, читатели были склонны считать обратное.
А в 1997 году вокруг романа вдруг произошёл скандал – издательство «Амфора» не выполнило перед автором своих финансовых обязательств. В ответ, писатель пригрозил фантастикой больше никогда не заниматься, и, действительно, «замолчал» на много лет.
Но в 2005 году Павлов всё же возвращается к жанру, и приступает к работе над произведением под рабочим названием «Белый всадник», место которому, по словам самого автора, было определено между «Лунной Радугой» и «Волшебным локоном Ампары». Роман должен был описывать период освоения человечеством Марса, но так и не был написан.
Тогда же, 30 июня 2005 года, писатель учредил ежегодную литературную премию «Лунная Радуга», присуждаемую «за высокие достижения в жанре фантастики» (под эгидой омского КЛФ «Алькор», членом совета которого с 1990 года он являлся). Идеология премии состоит в стремлении публично отметить рост мастерства работающих в жанре фантастики авторов, представляющих в своих произведениях новые идеи, способные питать реальные науку и космонавтику, а также вклад в развитие российской фантастики и вне литературной сферы.
Лауреатами Премии в разные годы были: «За вклад в развитие фантастики»: писатели-фантасты: Алексей Калугин, Владимир Михановский, Евгений Гуляковский (подробнее – здесь: Чужие пространства профессора Гуляковского), Геннадий Прашкевич, Роман Злотников, Леонид Кудрявцев, Николай Басов, Александр Громов; «За самоотверженность в стремлении сделать фантастику реальностью»: космонавт, Герой России, командир Отряда космонавтов Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. С.П. Королёва – Юрий Усачёв, космонавты-испытатели РКК «Энергия»: Марк Серов, Сергей Рязанский, Андрей Борисенко, единственная на сегодня в Отряде космонавтов РФ женщина космонавт-исследователь Елена Серова; автор ряда сетевых проектов Игорь Никишин — «за популяризацию российской фантастики в Глобальной Сети».
Позже Павлова увлекла палеолингвистика — им был найден и предложен лингвистам метод реконструкции — археоморф, – позволяющий выявить изначальный смысл многочисленных древних названий и имён, а также современных слов и понятий. Первые свои наработки в этой области Павлов публикует в книге «Москва и железная „мощь“ Святослава. О происхождении названия Москва» (1999), а затем и развивает в книге «Богу — парус, кесарю — флот: Опыт палеолингвистики» (2002).
«Не разобравшись в феномене зарождения языкового общения людей, трудно ориентироваться в демографических и, как следствие, исторических феноменах бытия земного человечества. Разве можно пытаться предугадывать «горизонты событий будущих». (С. Павлов «Опыт палеолингвистики»).
Скончался Сергей Иванович Павлов 18 апреля 2019 года в Москве на 84-ом году жизни.
Писателю принадлежит признанное авторство целого ряда фантастических идей: идея гидрокомбовой оболочки и идея консервации личности в биоаналогах, переноса её в организм животного; идея использования стелларатора, как источника энергии для двигателя космического корабля. Фантасту также принадлежит авторство в образовании термина «внеземелье» и производных от него. Слово «внеземелье» с лёгкой руки писателя, впервые употребившего его на страницах романа «Лунная Радуга», прижилось.
«Оказывается, в свободное время космонавты любят смотреть в иллюминатор и читать книги. На станцию они взяли книгу российского писателя-фантаста Сергея Павлова в электронном виде. Того самого Сергея Павлова, что придумал слово "внеземелье" вместо абстрактного бесконечного – "космос"». (Вл. Гаков, «Энциклопедия фантастики»).
Сам же Павлов говорил о себе: «Я космонавт, который не летал».
Автор, использовав в своих фантастических произведениях, ввёл в обиход множество терминов (большинство из которых он просто выдумал): безектор, безекция, видеотектор, гидрокомбовая оболочка, иглолёт, инкрет Буридана, космический катер, квантабер, космен, люстровик, медиколог, меркуролог, нортвен, омнижектор, пиролакс, пневмолыжи, сатурнолог, сектейнер, селенген, стелларатор, ступоходы, телефотер, теслит, трегер, уззун, эленарты, эйратер, экзоператор, геккоринги, ледорит и другие.
Кроме того, Павлов одним из первых применил в своих произведениях военно-морскую терминологию для описания типов (балкер, драккар, крейсер, лихтер, люггер, рейдер, танкер, тендер, туер) и устройств (гондек, комингс, люнет, отсек, рендель, рубка, спардек, твиндек, трюм, ярус) космических кораблей.
Награды и премии С. Павлова:
1962 – Премия Международного конкурса журнала «Техника – молодёжи» за рассказ «Банка фруктового сока».
1978 — Премия «Фант» — первый в СССР приз за лучшее произведение советской фантастики. Учреждён в 1976 г. Клубом любителей фантастики (КЛФ) «Фант» (г. Хабаровск) при редакции краевой газеты «Молодой дальневосточник». Одним из инициаторов выступил журналист и активист фэн-движения Ю. Шмаков. Категория: «Роман» — «Лунная Радуга. Книга 1. По чёрному следу».
1985 — Премия «Аэлита» — одна из первых советских НФ-премий, учреждённая в 1981 г. журналом «Уральский следопыт» совместно с Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе СП РСФСР за лучшее произведение отечественной фантастики предшествующих 2-х лет. Вручается ежегодно на фестивале «Аэлита» в Свердловске (Екатеринбурге). Премию можно получить один раз в жизни — «Лунная Радуга».
2005 — Литературная Премия им. И.А. Ефремова — учреждена международным Советом по фантастической и приключенческой литературе и СП России в 2003 г. (первое вручение произведено в 2004 г.). Номинация: «За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы».
2007 — Премия "Философский камень" 9-го Фестиваля Фантастики «Звёздный Мост» —
Харьковский Международный фестиваль фантастики (ХМФФ «Звездный Мост»), с 1999 г. проводился ежегодно в Харькове КЛФ «Контакт». В 2011 г. «Звездный Мост» состоялся пока последний раз. Вручаемые на фестивале премии делятся на 2 типа: «демократические» и «авторитарные». Демократические премии вручаются по результатам общего голосования всех участников ХМФФ. — «Философский камень».
2009 — Приз «РосКона». «РосКон» — традиционное место встречи издателей, писателей, журналистов, литагентов, критиков, переводчиков, художников, работающих в жанре фантастики из РФ и зарубежных стран. Во время конференции проводятся семинары, встречи и дискуссии. Одна из крупнейших российских конференций, проводится ежегодно с 2000 г. — «Большой РОСКОН».
Библиография С.И. Павлова:
Романы:
Цикл «Лунная Радуга»: «Лунная Радуга. Книга 1: По черному следу» (1978), «Лунная Радуга. Книга 2: Мягкие зеркала» (1983), «Волшебный локон Ампары» (кн. 1, 1991, в соавторстве с Н. Шаровой; кн. 2, 1997).
Повести: «Аргус против Марса» (1965, с Н. Шагуриным), «Кентавр выпускает стрелу» (1965, с Н. Шагуриным), «Корона Солнца» (1967), «Акванавты» («Океанавты») (1968), «Чердак Вселенной» (1971), «Неуловимый прайд» (1974).
Рассказы: «Банка фруктового сока» (1963), «Ангелы моря» (1967), «Миры на ладони» (1971), «Мера присутствия» (1972), «Амазония, ярданг Восточный» (1987)
Все свои фантастические произведения, исключая лишь «Акванавты» и «Ангелы моря», относимые самим Павловым к «океаническому» циклу «Мокрый Космос», автор относит к единому большому «космическому» циклу «Внеземелье» (бОльшую часть которого, в свою очередь, представляет самый известный — «Лунная Радуга»).
Статьи и очерки: «Стратегия поиска» (1977), «Имя для рыцарей современности» (1980), «Под космической радугой» (интервью, М. Пухов и С. Павлов, 1981), «Альфа и омега» (1987), «Пора договориться о терминах» (1989), «Горизонты фантастики» (1989), «Звёздной стае альтернативы нет» (2005), «Кризис фантастики и цивилизации» (беседа, А. Калугин и С. Павлов, 2005), «К спасателям техногенной цивилизации» (2006), «И ещё раз о терминах» (2006), «Версия мира» (2007), «Вопросивший сердце твоё» (2007), «Это было хуже, чем приговор» (2007), «К вопросу о происхождении русского мата» (2007).
Экранизации: «Акванавты» (1979, Ялтинский филиал Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Реж.: Игорь Вознесенский), «Лунная Радуга» (1983, «Мосфильм». Реж.: Андрей Ермаш).
Источники:
«Энциклопедия фантастики. Кто есть кто» (под ред. Вл. Гакова, Минск: «Галаксиас», 1995);
https://www.livelib.ru/author/158483-sergej-pavlov;
https://fantlab.ru/autor209;
http://archivsf.narod.ru/1935/sergey_pavlov/index.htm;
https://www.litmir.me/a/?id=1874;
http://readly.ru/author/19818/;
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/654575
https://www.mirf.ru/news/umer-sergej-pavlov;
https://aldebaran.ru/author/ivanovich_pavlov_sergeyi/.
7 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена