В этот день 75 лет назад
24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне.
Было принято решение привезти из Берлина Красное знамя, которое было водружено над Рейхстагом 30 апреля 1945 года разведчиками 150-й стрелковой дивизии Егоровым и Кантария. Пробитое пулями, обагренное кровью, красное знамя стало священной реликвией.
В московской газете «Правда» 3 мая 1945 года были опубликованы фотографии горящего Рейхстага с реющим над его куполом знаменем Победы. Но в Берлине еще шли бои, в самом Рейхстаге засели и стреляли отдельные группы фашистов, а снимки уже стали историческими.
Идею же водрузить красный стяг над столицей поверженной Германии высказал Сталин на торжественном заседании 6 ноября 1944 года. Эту идею поддержал и Военный совет армии. По всеобщему мнению флаг над Рейхстагом символизировал окончательное крушение нацизма. Тогда же по образцу государственного флага СССР было в срочном порядке изготовлено девять стягов – столько было дивизий, входивших в состав 3-й ударной армии.
Флаг № 5 – штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, ставший Знаменем Победы, несла группа из трех бойцов, возглавляемая старшим сержантом Ивановым. Иванов получил смертельное ранение при прорыве к верхним этажам здания. Но сержант Егоров и младший сержант Кантария, которых прикрывали их однополчане, смогли водрузить знамя. 30 апреля 1945 года над крышей Рейхстага затрепетал красный флаг, а вслед за этим было поднято еще два.
Донесение командующего 3-й ударной армией начальнику главного политического управления Красной Армии о бое за рейхстаг и водружении над ним знамени Победы (выдержки)
2 июля 1945 г.
Командующий войсками 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза тов. Жуков приказал войскам 3-й ударной армии стремительным продвижением вперёд ворваться в Берлин, овладеть центральным районом города и рейхстагом и водрузить на нём Знамя Победы. <…>
Разбив противника на ближних подступах к городу, войска армии 21 апреля 1945 года в 6:00 первыми ворвались в Берлин. Соединения 79-го стрелкового корпуса генерал-майора Перевёрткина, развивая наступление, с упорными уличными боями подошли к центру города. <…>
Захватив центральную часть города, Моабит, войска 3-й ударной армии к исходу 29 апреля 1945 г. проникли в район рейхстага.
30 апреля с рассветом начался общий штурм рейхстага. Знамя было передано 756 сп полковника Зинченко, который наступал на рейхстаг в первом эшелоне 150 сд, а в полку — роте старшего сержанта Сьянова из батальона капитана Неустроева. <…>
30 апреля 1945 года в 14:25 бойцы роты старшего сержанта Сьянова с боями прорвались по лестнице на крышу здания и достигли купола рейхстага. Отважные воины коммунист лейтенант Берест, комсомолец красноармеец Егоров и беспартийный младший сержант Кантария установили знамя, над зданием германского парламента взвился гордый флаг Советского Союза — символ нашей великой победы.
Этот исторический момент водружения Знамени Победы над Берлином отмечен 30 апреля 1945 года приказом № 06 командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза тов. Жукова. <…>
Водружённое над рейхстагом Знамя, пробитое пулями и опалённое, победно реяло над поверженным Берлином. <…>
Командующий войсками 3-й ударной армии Герой Советского Союза генерал-полковник Кузнецов
Член Военного совета 3-й ударной армии генерал-майор Литвинов
Водружение Знамени
29 апреля начались ожесточённые бои в районе Рейхстага. Штурм самого здания, который обороняло более тысячи германских военнослужащих, начался 30 апреля силами 171-й (под командованием полковника Негоды А. И.) и 150-й (под командованием генерал-майора Шатилова В. М.) стрелковых дивизий. Первая попытка штурма, предпринятая утром, была отражена сильным огнём обороняющихся. Второй штурм был начат в 13:30 после сильной артиллерийской подготовки.
30 апреля 1945 года по всесоюзному радио, вещавшему также на зарубежные страны, прошло не соответствующее действительности сообщение, что в 14 часов 25 минут над Рейхстагом водружено Знамя Победы. Основанием для этого стали донесения командиров частей, штурмовавших Рейхстаг. Так в донесении начальника штаба 150-й стрелковой дивизии полковника Н. К. Дьячкова начальнику штаба 79-го стрелкового корпуса от 30 апреля указано: «Доношу, в 14.25 30.4.45 г., сломив сопротивление противника в кварталах северо-западнее здания рейхстага, 1 сб 756 сп и 1 сб 674 сп штурмом овладели зданием рейхстага и водрузили на южной его части Красное знамя…». В действительности к этому моменту советские войска ещё не захватили Рейхстаг полностью, а лишь отдельные группы смогли проникнуть в него. Данное сообщение стало причиной того, что в течение долгого времени в литературе история водружения Знамени Победы была искажена. Как отмечает А. Садчиков «Появление этого радиосообщения объясняется вовсе не идеологическими или политическими мотивами. Ошибку совершило командование той же 150-й стрелковой дивизии, которое поторопилось и преждевременно доложило наверх о своём „успехе“. Когда военачальники разобрались в ситуации, изменить что-либо было уже невозможно. Новость стала жить своей жизнью»[11]. В своих воспоминаниях командир 756-го стрелкового полка Герой Советского Союза Ф. М. Зинченко пишет: «Всему виной поспешные, непроверенные донесения. Возможность их появления была не исключена. Бойцы подразделений, залёгших перед Рейхстагом, несколько раз поднимались в атаку, пробивались вперёд в одиночку и группами, вокруг всё ревело и грохотало. Кому-то из командиров могло показаться, что его бойцы если и не достигли, то вот-вот достигнут заветной цели».
Только третий штурм Рейхстага увенчался успехом. Бой в здании продолжался до позднего вечера. В результате боя часть здания была захвачена советскими войсками, в разных местах Рейхстага были закреплены несколько красных знамён (от полковых и дивизионных до самодельных), и появилась возможность водрузить красное знамя на крыше Рейхстага.
Предназначенный для водружения над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше Рейхстага 30 апреля в 22 часа (по «берлинскому» времени[~ 3]; 1 мая по Московскому времени[~ 4]). Это было четвёртое по счёту знамя из установленных на крыше здания. Первые три знамени были уничтожены в результате ночного дальнобойного немецкого артобстрела крыши рейхстага. В результате артобстрела был разрушен также стеклянный купол Рейхстага, остался только каркас. Но вражеская артиллерия не смогла уничтожить закреплённое на восточной крыше знамя, водружённое Берестом, Егоровым и Кантария.
Командир батальона, штурмовавшего Рейхстаг, С. А. Неустроев, описывая водружение Знамени Победы на крыше Рейхстага, в своих мемуарах пишет, что командир полка полковник Зинченко приказал М. Егорову и М. Кантария немедленно идти на крышу Рейхстага и на высоком месте установить штурмовой флаг. Замполиту батальона лейтенанту А. Бересту было приказано возглавить выполнение боевой задачи по установке флага; путь на крышу расчищали автоматчики роты И. Я. Сьянова. Первоначально Знамя было установлено на фронтоне главного входа Рейхстага — на восточной части здания — и ремнями прикреплено к конной скульптуре Вильгельма I
Перенос Знамени на купол Рейхстага
Егоровым и Кантария Знамя было перенесено на купол Рейхстага только во второй половине дня 2 мая.Ф. М. Зинченко вспоминал:
«Вызвал Егорова и Кантарию, и мы отправились наверх… Когда я взобрался на крышу, передо мной открылась довольно широкая панорама Берлина. Обошли медленно купол и на восточной стороне (то есть тыльной относительно парадного входа) обнаружили исковерканную разрывом снаряда лестницу, ведущую на самый его верх.
— Ну что же, товарищи дорогие, — обратился я к своим спутникам. — Тридцатого апреля вы не полностью выполнили мой приказ. Знамя-то установили не на куполе. Довыполнить!…
— Есть, товарищ полковник, довыполнить приказ, — бодро ответили Егоров и Кантария. И через несколько минут Знамя уже развевалось над куполом…»
Подъём по разрушенной лестнице и металлическим переплётам (стёкла были выбиты) на такой высоте был долгим и рискованным. Был момент, когда Егоров чуть не сорвался: спасла за что-то зацепившаяся телогрейка…
В документальном фильме «Знамя Победы» полковник Ф. М. Зинченко вспоминал: «Я подозвал Егорова и Кантария к окну. Видите купол? Вот там должно быть знамя.»; С. А. Неустроев добавил: «Чтобы было надёжно, решили послать Береста. Он дойдёт обязательно — мощный, сильный, волевой. Если что случится с Егоровым и Кантария, он доберётся». Участвовавший в съёмках фильма Кантария вспоминал: «Нам сказали — знамя прикрепите к колонне. Через некоторое время была поставлена другая задача — Бересту, мне и Егорову пробираться на купол рейхстага. Задача Береста — охранять Егорова и Кантария. Мы пробрались на крышу. Показали знамя, чтобы все видели».
Однако, об обстоятельствах перенесения Знамени на купол Рейхстага участник штурма Рейхстага С. А. Неустроев вспоминал: «Помню, как кричал командир 756-го полка Зинченко: „Где знамя? Не на колонне оно должно быть. Наверх надо, на крышу рейхстага! Чтобы все видели!“ Через некоторое время бойцы вернулись подавленные — темно, нет фонарика, не нашли выход на крышу. Зинченко матерился так, что стены дрожали как при артобстреле. Прошло больше часа. Думали, всё: нет никого в живых. И вдруг видим: на фоне стеклянного купола рейхстага пляшут трое. Понятно, что не от радости. Просто, если двигаешься, меньше вероятности попасть под пулю».
Снятие Знамени с Рейхстага и отправка в Москву
В соответствии с договором с союзниками, район Берлина, в котором находился рейхстаг, становился оккупационной зоной Великобритании. Поэтому вскоре, в связи с передислокацией соединений 3-й ударной армии, Знамя Победы было снято с купола рейхстага. Вместо него было поставлено другое красное знамя большего размера. В донесении начальника политотдела 150-й стрелковой дивизии подполковника М. В. Артюхова командиру 79-го корпуса С. Н. Перевёрткину сообщалось, что Знамя Победы было снято с рейхстага 5 мая. А. Н. Дементьев называет другую дату — 9 мая (в другом источнике — 8 мая[10]; тогда же, по мнению Дементьева, на куполе рейхстага Егоров и Кантария установили другой флаг, на котором серп с молотом и звезда располагались в центре полотнища). Командир 150-й дивизии Шатилов датой снятия назвал 12 мая.
В донесении Военному Совету 3-й ударной армии от Перевёрткина, говорится:
Знамя, водружённое над Рейхстагом 30 апреля 1945 года, я приказал хранить и прошу ходатайства перед Маршалом Советского Союза тов. Жуковым, чтобы делегация Первого Белорусского фронта, 3-й ударной армии и 79-го стрелкового корпуса смогли лично вручить это знамя победы в Кремле или в другом месте нашему Великому вождю, любимому Маршалу Иосифу Виссарионовичу Сталину.
В дальнейшем Знамя Победы находилось в штабе 756-го стрелкового полка, потом хранилось в политотделе 150-й стрелковой дивизии до 19 июня. В этот день по распоряжению начальника политотдела дивизии на полотнище была сделана надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. Див.» Надписи: «79 Ск» и «3 УА 1 БФ» были сделаны в этот же день, после того как маршал Жуков распорядился о доставке Знамени в Москву на Парад Победы.
20 июня 1945 года мы в сопровождении начальника политотдела 150-й дивизии подполковника Артюхова приехали в штаб 79-го стрелкового корпуса, где нас встретил начальник политотдела корпуса полковник Крылов. Проверяя боевую характеристику Знамени Победы, полковник развернул знамя и помрачнел. На чистом до того поле появилась надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див.»
Крылов пристальным взглядом, в упор посмотрел на Артюхова и спросил: «Кто вам дал право писать это?» И он ткнул пальцем в цифру 150. Артюхов понял, что самовольные действия командования дивизии надо как-то оправдать, и предложил Крылову не смывать и не стирать надпись, а добавить: «79 стр. корпус, 3 Ударная армия, 1 Белорусский фронт». Но места на знамени осталось мало, поэтому написали сокращённо: «79 ск, 3 уа, 1 Бф». Когда Крылов увидел на знамени цифру 79, он остался доволен. И конфликт был улажен.
Проводы Знамени Победы в Москву состоялись 20 июня 1945 года на берлинском аэродроме «Темпельхоф». Эти проводы сопровождались участниками штурма Рейхстага С. А. Неустроевым, К. Я. Самсоновым, И. Я. Сьяновым, М. Егоровым и М. Кантария. На Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве Знамя было встречено помощником коменданта Москвы полковником Н. В. Гребенщиковым. Роту почётного караула возглавил капитан В. И. Варенников. Три Героя Советского Союза — знаменосец гвардии старший сержант Ф. А. Шкирёв, ассистенты гвардии старшина И. П. Папышев и гвардии старший сержант П. С. Маштаков — составили знамённую группу.
Знамя Победы должны были пронести по Красной площади на Параде Победы. Для этой цели специально тренировался расчёт знамёнщиков в составе знаменосца Неустроева и его ассистентов — Егорова, Кантария и Береста. Однако у предполагаемого знаменосца Неустроева к 22 годам было пять ранений, а ноги повреждены. В связи с этим, а также в связи с тем, что участниками расчёта был продемонстрирован недостаточный уровень строевой подготовки, при том, что назначать других знаменосцев не представлялось возможным и было уже поздно, маршал Г. К. Жуков принял решение — Знамя не выносить. Поэтому, вопреки распространённому мнению, на Параде Победы Знамени не было.
Источник:
5 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена