"Брат-2" - сложные вечные русские вопросы - простым текстом
Странный возраст.
Утро началось с фейерверка мнений различных мыслителей о наступившем юбилее фильма "Брат-2" - 11 мая ему исполнилось 20 лет.
20 лет - это странный возраст. Вроде бы уже можно из армии дембельнуться - но в США тебе ещё не продадут алкоголь. Вроде бы уже взрослый - но юношеские прыщавость и максимализм всё ещё мешают уверенности в себе и заставляют совершать странные, с точки зрения более старших товарищей, поступки. Да и вино - за 20 лет уже старое, но с точки зрения окружающих его бутылок столетней давности - так себе, а не ценность.
Это так, метафоры, не имеющие отношения к делу.
А вот то, что действительно имеет отношение к рассматриваемому вопросу...
Вечные русские вопросы.
"Брат" и Брат-2" - это безусловно событие в истории всего постсоветского кино. Во-первых, эти фильмы любимы зрителями до сих пор и занимают традиционно высокие, первые места, в кинорейтингах России.
Во-вторых, их кажущаяся простота поднимает вечные русские вопросы о справедливости и русском характере посильнее, чем что-либо ещё.
В фильмах Балабанова удивительным образом простота, даже примитивность художественного языка превращается в декларацию русского образа мышления, его modus vivendi. И оба фильма связаны, как одной цепью, этим самым простым, понятным любому зрителю, символизмом.
Если в первом "Брате" главным антагонистом героя выступает собственный брат (который, словно Блудный Сын на знаменитой картине, припадает в конце к коленям своего более зрелого родственника), то во Втором Брате противником главных героев выступает лицемерие и чужеродность Западного мира. Оба они теперь протестуют против тех ценностей, которые пришли с падением их Родины (СССР) на русскую землю - и переносят свою войну "малой кровью на вражескую территорию" - так, как это понимают и так, как это умеют.
Лысая голова Даши-Мерилинн - просто фреска с освобождённых, изувеченных телесно людей из нацистского концлагеря; хоккеист, ради которого и затевается вроде бы всё происходящее на экране - раскрывается как коллаборант, которого всё в принципе устраивает в его новой жизни под "духовной оккупацией". Тут и там мелькающие артефакты бывших советских людей, предавших свою культуру - омерзительные сцены обмана, мещанства и мелочности нью-йоркских евреев-эмигрантов контрастом накладываются на дружелюбие простого американского работяги-дальнобойщика, который героя Бодрова-младшего понимает без переводчика, просто музыкой и улыбкой. Анимализм, животность щирых бандеровцев противопоставляется прямоте и жесткости героя Сухорукова.
А чего стоит идентичность двух водителей - москвича и эмигранта-ньюйоркца? Герой Багрова даже оглядывается вокруг - он что, никуда из России не уехал? Такими простыми противопоставлениями фильм и берёт, как говорится, "за душу".
Этот символизм настолько прост и органичен для отечественного зрителя, насколько непонимаем и чужд тому, кто сдался американскому образу жизни. Словно система распознавания "свой-чужой". И Артемий Троицкий со своей статейкой - прекрасный тому пример.
Фильм-предсказание.
Говорят, что талантливый мастер создаёт копию настоящего, а гений - формирует будущее. Гениален ли этот фильм?
Думаю, что только за предсказание "Вы мне ещё за Севастополь ответите", фильм "Брат-2" достоин войти в копилку такого кино. И пусть не морщат свои носы эстеты - да, фильм очень прост. Да, он прямолинеен и угловат, как первые советские плакаты Родченко.
Но именно такие фильмы и ложатся на струны человеческих сердец, рождая удивительную гармонию, консонанс, между ними. Именно такие фильмы и нужны обществу, которое, потерпев идеологическое поражение и потеряв жизненные цели, ищет выхода из тёмного лабиринта. И именно такие фильмы стали светом в конце тоннеля в 1990-е годы для широких масс простых россиян.
И - бандеровцы ответили за Севастополь. И - спасли, не бросили своих. Да, угловато. Да, неэстетично. Не воротите нос, граждане эстеты - эти камрады могут его и на бок своротить! Причем, окончательно! Это именно те русские, которые идут.
С юбилеем!
20 комментариев
5 лет назад
Первый "Брат" жестокая аллегория действительности. Такая же как в "Груз 200".
Данила, это Советский Союз. Сильный, спокойный, умеющий воевать и немного наивный. Выживающий в действительности которая на него обрушилась. И в конце-концов, покорение столицы (или принятие нового мира) с дробовиком и пачкой чужих денег. Все принципы и законы забыты.
Виктор это новая страна Россия. Ублюдочная и беспринципная. Готовая ради денег предать всех.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена