Лучший советский Hi-Fi: Топ-5 виниловых проигрывателей из СССР
Приблизительно до середины 70-х годов советские любители музыки зачастую слушали пластинки на электрофонах – устройствах, которые сочетали в себе проигрыватель винила, усилитель и акустическую систему: этакий ретро-музыкальный центр “всё в одном”. С пришествием моды на Hi-Fi и аудиосистемы, состоящие из нескольких отдельных компонентов, в СССР стали появляться виниловые проигрыватели нового поколения, среди которых были как весьма посредственные, так и вполне интересные устройства.
При этом нередко встречались клоны популярных в те времена японских и европейских проигрывателей, а также оригинальные разработки советских инженеров. В нашем обзоре мы расскажем о 5 интересных проигрывателях винила, которые выпускались в СССР в 70-е и 80-е годы, во времена расцвета Hi-Fi и технологий “высокой верности” звуковоспроизведения.
Электроника Б1-01
“Электроника Б1-01” был одним из “первопроходцев” среди советских виниловых проигрывателей класса Hi-Fi. Он отличается весьма приятным внешним видом, который в полной мере отражает дизайнерские тренды тех лет: обилие дерева и металла, и минимум пластика. По сравнению с многими более поздними моделями проигрывателей, которые выпускались в СССР в 80-е годы, “Б1-01” и сейчас смотрятся достаточно интересно.
Конструкция “Электроники Б1-01” во многом копировала “Thorens 125” с тонармом SME – знаменитый виниловый проигрыватель, который был очень хорош по своим временам. Практически то же самое можно сказать и об “Электронике”, особенно об устройствах из первых партий, выпускавшихся на Казанском заводе электронных компонентов. Одновременно на заводе “Элетон” в Брянске также выпускался проигрыватель “Электроника Б1-011”, который незначительно отличался от “Б1-01”.
Что касается технических особенностей, “Б1-01” – это массивный (весом около 20 кг) трехскоростной (на 45, 33 и 16 об/мин) проигрыватель с пассиковым приводом, автостопом и микролифтом. Тонарм снабжался головкой звукоснимателя ГЗМ-003, а диапазон воспроизводимых частот проигрывателя составлял 20 Гц – 20 кГц.
Проигрыватель “Б1-01” также продавался в составе стереокомплекса, вместе с одноимённым усилителем и акустическими системами: в своё время это был очень достойный комплект для обеспеченного меломана, ведь такое богатство могло стоить несколько средних советских зарплат.
Корвет ЭП-003
“Корвет ЭП-003” производился с 1978 года, и наряду с “Электроникой Б1-01”, был одним из первых советских виниловых проигрывателей, которые обозначили движение в сторону производства в СССР аудиокомпонентов класса Hi-Fi. В отличие от многих проигрывателей, которые так или иначе копировали зарубежные разработки, “Корвет ЭП-003” был весьма самобытным устройством – как в части дизайна, так и с точки зрения технических решений.
Главной особенностью “Корвета” стало применение технологии вязкостного демпфирования: шар, заполненный специальной вязкой жидкостью, был призван снизить резонансы тонарма, хотя в первую очередь он просто-напросто вызывал удивление у тех, кто впервые видел этот любопытный проигрыватель. Поражал своим внешним видом и необычный опорный диск, а также интересный дизайн элементов управления. “Корвет” оснащался двигателем с прямым приводом диска и позволял прослушивать пластинки на 33 и 45 оборотов. Проигрыватель поставлялся в комплекте с головкой звукоснимателя ГЗМ-008.
Несмотря на некоторые технические просчёты, “Корвет ЭП-003” (и более поздняя модификация “Корвет-038”) является одним из самых интересных проигрывателей, которые выпускались в СССР в 70-е и 80-е годы.
Арктур-006
“Арктур-006”, как и ряд других электрофонов и виниловых проигрывателей, производившихся на Бердском радиозаводе, стал результатом сотрудничества советской промышленности с польским объединением Unitra. Эта модель выпускалась с 1983 года, и была разработана на основе электропроигрывающего устройства (ЭПУ) Unitra G-2021. Что ещё более интересно, данное ЭПУ производилось объединением Unitra на основе японской разработки Sanyo/Fisher MT-6225, с прямым приводом диска и электродвигателем весьма необычной конструкции, что обеспечивало очень высокую стабильность вращения. Таким образом, этот технологический “клубок” в очередной раз приводит нас в Японию – что неудивительно, ведь в 70-е и 80-е годы эта страна была своеобразным эпицентром инновационных Hi-Fi разработок.
Кроме упомянутого прямого привода диска, “Арктур-006” оснащался микролифтом, автостопом и автовозвратом тонарма в исходное положение по окончании пластинки. Также предусмотрен встроенный фонокорректор, а съёмный шелл открывает возможности для его замены по своему усмотрению. “Арктур” был предназначен для воспроизведения пластинок на 33 и 45 оборотов, и в целом заметно выделялся среди множества других советских виниловых проигрывателей благодаря удачной конструкции и хорошему звучанию.
Пожалуй, самым спорным решением в “Арктур-006” стал тонкий пластиковый корпус, который был способен испортить не только весьма достойное звучание проигрывателя, но и настроение советского аудиофила, посеяв в его голове тревожные мысли о возможном апгрейде. И действительно, некоторые умельцы занимались демпфированием корпуса “Арктура”, используя в том числе достаточно изощрённые методы.
Эстония ЭП-010
История создания этого проигрывателя была достаточно типичной для советской радиопромышленности, когда аудиотехника проектировалась путём клонирования удачных зарубежных разработок. Таким образом, весьма интересный и технически продвинутый проигрыватель “Эстония ЭП-010” был скопирован с не менее любопытной модели “Optonica 7100” (суббренд японской компании Sharp). Проигрыватель “Эстония ЭП-010” входил в состав блочного стереокомплекса, который также включал в себя тюнер, предусилитель, усилитель мощности и акустические системы.
Прежде всего, интересен дизайн проигрывателя: диск и тонарм утоплены в корпус и закрываются массивным тонированным стеклом, которое в отличие от акриловых пылезащитных крышек не покрывается со временем множеством царапин. К тому же, несмотря на обилие пластика в конструкции, “Эстония-010” и на сегодняшний день выглядит достаточно интересно.
Что касается технической части, здесь всё еще более любопытно: проигрыватель оснащен тонармом с электроприводом, а управление – полностью автоматическое. По нажатию клавиши, автоматика запускает диск, приводит тонарм в нужное положение и начинает воспроизведение выбранного трека (от 1 до 7) – почти как при прослушивании музыки с CD-плеера! По окончании пластинки проигрыватель останавливает диск и возвращает тонарм в исходное положение. Вся эта роскошь позволяла советскому меломану не менять вручную положение тонарма и управлять воспроизведением только при помощи клавиш. К тому же, виниловый проигрыватель с полной автоматикой был просто отличным поводом похвастаться перед друзьями-аудиофилами. Пожалуй, ещё более интересным могло быть наличие пульта ДУ, однако такой функционал здесь отсутствует.
Кроме возможности проигрывания выбранного трека, присутствует опция повтора воспроизведения (назовём это заимствованным словом репит). Такая функция весьма удобна, поскольку после нажатия клавиши “Эстония” автоматически ещё раз проиграет ту сторону пластинки, которая воспроизводится в данный момент. Вдобавок, хорошей особенностью этого проигрывателя является сменный шелл, что позволяет достаточно легко поменять его, а также головку звукоснимателя на более предпочтительный вариант.
Электроника Б1-04
“Электроника Б1-04” – это своеобразная экзотика из СССР и очень редкая модель винилового проигрывателя, которая выпускалась с 1980 года московским НПО “Торий”. При взгляде на этот советский High End может показаться, что он совсем не похож на устройство, спроектированное в СССР. И в этом есть доля правды, ведь основой для разработки “Б1-04” послужил проигрыватель винила Bang & Olufsen Beogram 4002. В части дизайна и основной концепции сходство было весьма явным, а вот механика и схемотехника была построена на основе советской элементной базы и достаточно сильно отличалась от датского “Beogram”.
Пожалуй, объект для копирования был очень хорош, а итоговый результат в виде проигрывателя “Б1-04” также оказался весьма интересным. Внешне “Электроника” вполне явно копирует “Beogram 4002”, однако отличается выступающим опорным диском (у B&O он был утоплен в корпус) и другим расположением элементов управления. Из интересных особенностей “Электроники Б1-04” – тангенциальный тонарм с электроприводом и роскошная по тем временам сенсорная система управления. Судя по всему, стоил этот проигрыватель запредельно дорого, и был попросту недоступен для большинства советских меломанов и аудиофилов. На сегодняшний день, немногие сохранившиеся экземпляры “Б1-04” находятся в частных коллекциях ценителей винтажной аппаратуры.
Выводы:
Пожалуй, жизнь советских аудиофилов и любителей музыки была далеко не безоблачной, ведь действительно качественной Hi-Fi аппаратуры было не так много, а по-настоящему хорошая техника стоила немалых денег относительно тогдашних зарплат. Однако при большом желании и наличии финансовых ресурсов возможность обзавестись хорошей звуковой аппаратурой всё же была.
Многие удачные разработки советского хайфая так или иначе были скопированы с японской и европейской техники, однако аудиоаппаратура из СССР и виниловые проигрыватели из 70-х и 80-х годов зачастую предлагали весьма достойное сочетание характеристик и очень неплохое качество звучания.
Источник:
9 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена