Уильям Бакли: Путешествие в каменный век
Родился в деревне Мартон графства Чешир у Элизы Бакли, в дальнейшем они переехали в Макклесфильд. В возрасте 15 лет отдан был в ученики каменщику. В возрасте 18 лет поступил на военную службу в ополчение, а годом позже — в регулярную Британскую армию, служил в пехоте. 1799 году в Нидерландах его полк участвовал в сражении против Наполеона. Бакли был ранен и признан негодным к службе.
Каторжник
Позже в Лондоне за соучастие в краже куска материи его приговорили к каторге на 14 лет и к ссылке для освоения новых земель в Новый Южный Уэльс. Случилось это в 1802 году, когда ему было 22 года.
В апреле 1803 года на корабле «Калькутта» в составе партии арестантов Уильям Бакли отправился в далекий путь без надежды когда-нибудь вернуться на родину.
Пять месяцев спустя «Калькутта» бросила якорь в заливе Порт-Филипп у юго-восточного побережья Австралии. Бакли определили возводить склады. Три месяца он клал кирпичи, непрестанно думая о побеге. Кругом простирались совершенно неисследованные земли, населенные дикими племенами. Но все возможные опасности и лишения пересиливала воля каторжника к свободе.
HMS Calcutta
Побег в никуда
На краю света каторжников охраняли не слишком строго – бежать всё равно некуда. Выбрав удобный момент, Бакли с пятью товарищами под покровом темноты выскользнули из лагеря. На границе поселения их окликнул часовой. Не получив ответа, он выстрелил. Один из беглецов упал, остальные бросились бежать со всех ног.
Несколько дней они на пределе своих сил стремились уйти как можно дальше. Но погони не было – начальство колонии полагало, что беглые каторжники всё равно погибнут от голода или копий дикарей.
Небольшие запасы прихваченной с собой провизии быстро иссякли. Тогда Бакли предложил товарищам выйти к побережью – поискать пищу у моря. Две недели они питались моллюсками и шли на север. Источники пресной воды попадались редко. Беглецов мучили жажда и голод, припекало солнце. В любую минуту могли появиться кровожадные дикари. Куда идти, где взять еду и воду, как защитить свою жизнь? Теперь затея с побегом казалась чистым безумием.
Спутники Бакли решили вернуться в лагерь. Они долго уговаривали своего предводителя последовать их примеру, но тот твердо решил сохранить свободу даже под угрозой смерти.
Дальше Бакли побрел один. Однажды он заметил вдалеке большую группу туземцев. В панике Уильям бросился в реку и, переплыв ее, затаился в кустах.
В тот раз встречи с дикарями удалось избежать, но изнурительная борьба за жизнь продолжалась. Изо дня в день беглый каторжник добывал моллюсков и утолял жажду утренней росой, слизывая ее с листьев. На ночлег устраивался в густом кустарнике. Сквозь беспокойный сон доносился унылый вой диких собак динго.
Силы Бакли таяли, его тело покрылось нарывами, каждое движение причиняло боль. Наконец он набрел на скалистую гряду, у подножия которой в изобилии росли вкусные ягоды и журчали ручьи с пресной водой. Основательно подкрепившись богатой витаминами пищей, Бакли решил построить шалаш и остаться у прохладных ручьев, пока не поправится.
Первый контакт с аборигенами
Однажды Бакли показалось, что он слышит человеческие голоса. Поискав глазами источник звука, он увидел на противоположной скале троих австралийцев с копьями в руках.
Уильям в страхе забился в расщелину скалы и затаился. Местные охотники быстро обнаружили его убежище и принялись что-то кричать. Собравшись с духом, Бакли выполз наружу.
Аборигены с огромным удивлением уставились на белого человека. Затем показали жестами, что желают осмотреть его шалаш. Расположились в нем, как у себя дома, наловили и зажарили раков, разделив их поровну между всеми, причем хозяину шалаша дали самых лучших.
Покончив с едой, туземцы объяснили знаками, что белый человек должен следовать за ними. Поколебавшись, Бакли повиновался. К вечеру они добрались до сложенных из дерна двух хижин и улеглись в них спать. Ночью Бакли надеялся сбежать, но один из австралийцев до рассвета не спускал с него глаз.
Утром охотники собрались идти дальше. Бакли, набравшись смелости, попытался объяснить, что желает оставаться на месте. После оживленной дискуссии, проходившей при помощи
жестов и выразительных звуков, аборигены в качестве гарантии, что белый человек никуда не уйдет, потребовали в залог его драные носки, которые им очень понравились. Бакли ответил отказом. Туземцы топали ногами, били себя кулаками в грудь, но он стоял на своем. Исчерпав все доводы и аргументы, австралийцы оставили его в покое и ушли своей дорогой.
Возвращение из царства мертвых
Изрядно поплутав, Бакли вернулся к своему шалашу у гряды скал. Надвигалась австралийская зима, задули холодные ветры. Моллюски на побережье попадались всё реже. Одежда беглого каторжника превратилась в лохмотья, башмаки износились, голод подорвал здоровье. Будущее рисовалось Уильяму в самых мрачных красках. После долгих раздумий он принял вынужденное решение возвратиться в лагерь.
Бакли так ослаб, что еле волочил ноги. В пути он встретил холмик, из которого торчало копье. Это была могила аборигена. Копье путник выдернул и взял с собой, чтобы опираться на него при ходьбе.
С трудом переправившись в сумерках через реку, он совсем потерял силы. Дополз на четвереньках до кустарника и в изнеможении рухнул на землю, не надеясь дожить до утра. Всю ночь где-то поблизости выли динго. Бакли опасался, как бы они не напали, не дожидаясь его смерти.
Утром Уильям попытался подняться и найти что-нибудь съедобное, но не смог шевельнуть ни рукой, ни ногой. Вдруг из-за кустов вышли две туземки. Одна осталась с ним, а другая побежала за помощью к соплеменникам.
Несколько мужчин перетащили Бакли на стоянку племени. Умирающего от голода белого человека накормили большими жирными личинками. Туземцы подходили к нему, брали за руки и попеременно били ими в грудь себя и Бакли, называя его Муррангурк. Мужчины издавали вопли и рвали на себе волосы, женщины выли, царапали ногтями свои лица и прижигали кровоточащие раны дымящимися головешками. Бакли не понимал, что происходит, и был сильно напуган.
Австралийские аборигены верили, что после смерти они попадают в другой мир, где превращаются в белых людей, а затем в новом облике снова возвращаются на землю. Беглого каторжника они приняли за умершего соплеменника, из могилы которого Бакли выдернул копье, и теперь выражали свою печаль из-за долгого отсутствия Муррангурка.
Вечером начался праздник по случаю возвращения к жизни члена племени. Юноши и девушки разложили большой костер. Несчастный каторжник трясся от страха, думая, что дикари решили приготовить из него жаркое, но ему дали понять, что он в полной безопасности. Мужчины разрисовали тела белой глиной, женщины натянули между колен шкуры – импровизированные барабаны – и стали колотить по ним в такт солисту, затянувшему душераздирающую песню. Воины взяли в руки копья и, дружно ударяя их друг о друга, принялись маршировать колонной по поляне. Военный парад, концерт и танцы продолжались до рассвета. Когда праздник закончился, каждый член племени заверил белого человека в своей дружбе. Наевшись вкусных жареных кореньев, Бакли улегся вместе с новыми друзьями и впервые после побега заснул глубоким спокойным сном.
Бакли окружили заботой и вниманием, при разделе еды ему всегда предлагали самые лучшие куски. Соплеменников совсем не удивляло, что Муррангурк не мог с ними объясниться, забыл обычаи и утратил навыки охоты – они считали, что, став белым человеком, он сильно поглупел и его надо всему учить заново.
Австралийские аборигены вели кочевую жизнь в пределах территории племени, занимаясь охотой и собирательством. Среди соседей они имели как друзей, так и смертельных врагов. В межплеменных сражениях женщины принимали участие наравне с мужчинами, и в бою им не было никакого снисхождения. Зимой, когда начинались проливные дожди и дули холодные ветры, аборигены прятались в дуплах деревьев или пещерах. Из-за недостатка пищи в это время года они сильно голодали.
Племена насчитывали от 20 до 60 человек. Облеченных властью вождей у них не было, но всеобщим уважением пользовались лучшие охотники. Люди каменного века использовали в пищу практически всё – от муравьев до кенгуру. Спали на голой земле, но при этом почти не болели.
Бакли освоил язык туземцев, научился владеть копьем и бумерангом, стал неплохим охотником. Однажды он заметил, как морской прилив принес в устье реки косяк рыбы. Белый человек догадался соорудить на мелководье запруду, и, когда с отливом рыбу понесло обратно в море, она оказалась в ловушке. Богатый улов он провялил на солнце, обеспечив племя вкусной едой на многие месяцы. Находчивый Муррангурк приобрел большой авторитет среди соплеменников.
Племя, приютившее Бакли, постепенно распадалось: одни гибли в боях, другие прибивались к более многочисленным племенным группам. Бакли решил жить один: он устал от бесконечных войн и кровожадных обычаев – туземцы жарили и ели поверженных врагов, убивали слабых или рожденных с отклонениями от нормы детей.
Он построил у плотины хижину и стал профессиональным рыбаком. Время от времени его посещали гости. Бакли всех одаривал рыбой, ни с кем не ссорился и заслужил огромное уважение среди окрестных племен. Несколько раз ему удалось предотвратить назревавшие среди них крупные конфликты.
Назад к цивилизации
Прошло тридцать два года со дня побега каторжника, но Бакли давно уже потерял счет времени. Как-то раз он встретил двух возбужденных туземцев. Они сказали ему, что из-за моря приплыли белые люди и поставили на берегу белые шалаши (палатки). Аборигены намеревались собрать соплеменников и напасть на непрошеных гостей.
Бакли решил предупредить пришельцев об опасности и поспешил на берег моря. Еще издали, увидев на высоком шесте британский флаг, он замедлил шаг: как поступят соотечественники с беглым каторжником? Терзаемый сомнениями, он подошел к лагерю и сел возле костра. Англичане что-то спросили у него, и тут Бакли понял, что совсем забыл родную речь. Ему протянули булку и сказали: «Хлеб». Повторив слово, Бакли быстро начал вспоминать английский язык и выдал себя за моряка, потерпевшего крушение у берегов Австралии много лет назад. Англичане дали ему одежду и предложили остаться с ними.
На следующий день появились местные воины. Бакли убедил их, что с белыми людьми лучше дружить, чем воевать, и раздал всем туземцам приготовленные заранее подарки – хлеб и теплые одеяла. Австралийцы обрадовались и забыли о войне.
К берегу один за другим прибывали британские корабли с колонистами на борту. Началось строительство первых домов будущего Мельбурна и освоение колонии Виктория. Англичане предложили Бакли работу переводчика и проводника с окладом 500 фунтов в год. Позже Бакли рассказал властям правду о своем каторжном прошлом и о побеге, но за оказанные услуги его помиловали.
В 1838 году он уехал на Тасманию, где женился и до глубокой старости работал привратником в больнице.
Источник:
7 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Но, хочется обратить внимание на один мааленький такой нюанс.
Ветеран войны осуждается "за соучастие в краже куска материи его приговорили к каторге на 14 лет и к ссылке для освоения новых земель в Новый Южный Уэльс. Случилось это в 1802 году, когда ему было 22 года."
Да, красть нехорошо. И то, что человек был ветераном войны, не смягчает его вины.
Но, не кажется ли некоторым, что наказание уж слишком не соответствует содеянному?
14 лет каторги даже не за саму кражу, а за соучастие?
Кстати, в англоязычных источниках этот случай немного конкретизирован: он передал этот отрез ткани от одного человека другому, зная, что тот рулон был украден.
И, вот за это он улетел на 14 лет каторги в том месте, откуда почти никто не возвращается.
А знаете, почему наказание было столь суровым? Да потому что Британии нужна была бесплатная рабочая сила, и как можно в больших количествах. Причём - не малообучаемые диковатые негры, (причём, рабство официально к тому времени было упразднено).
Поэтому ветеран войны и уехал на 14 лет на каторгу.
Это называется "первичное накопление капитала". Когда создаваемые условия для становления капиталистического производства обеспечиваются каторжным трудом или жизнями тех, кто не "вписывается в рынок". Начиная от всяких индийцев с папуасами, и заканчивая своими же, британскими крестьянами да рабочими.
В Британии началось это аж в 15 веке, когда свободных крестьян сгоняли с их же земли, а потом - десятками тысяч вешали "за бродяжничество". И, в открытом виде просуществовало чуть ли не до 20-го века.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Вспомните как набирали в "Славный королевский флот его величиства"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Сам не люблю, когда подходят с современной меркой к оценке того, что было достаточно давно.
Не в этом дело. А в том, что за всеми успехами развитых стран стоит самая обычная эксплуатация. Либо своих граждан, либо чужих. А чаще - и тех, и других.
Реже - обладание выгодным географическим положением либо уникальными ресурсами.
А никак не "рыночек", "демократия" "предпринимательская хватка" и прочие пустые слова.
За могуществом Британии стоит, в числе прочих, вот такой Уильям Бакли, который уехал на 14 лет за переданный из рук в руки кусок ткани.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена