Гайдай и история фильма "Спортлото-82"
Между тем, в семидесятые даже Леониду Иовичу пришлось пережить опалу. Он рассорился с главным кинематографическим идеологом страны - всесильным председателем Госкино Филиппом Ермашом.
В результате ссоры во второй половине семидесятых о Гайдае вообще не было слышно. В 1975 году вышла успешная комедия «Не может быть!», а вот потом наступило затишье. В 1977 году Гайдай снял комедию «Инкогнито из Петербурга», но Ермаш настоял, чтобы ей дали низкую прокатную категорию, так что фильм не стал хитом.
Это выбило Гайдая из колеи и заставило на время отойти от работы. Зато в это время у него появился новый замысел, и в начале восьмидесятых он всё-таки принялся за съёмки с твёрдым намерением доказать, что он по-прежнему в форме.
Фильм, который начал снимать Леонид Гайдай, должен был появиться несколькими годами ранее и мог бы называться «Спортлото-77». Но поскольку вышел он в 1982, то и название получил «Спортлото-82». Гайдай подумывал пригласить своих любимых актёров, с которым он работал уже не раз, но потом отказался. Дело в том, что
главные герои комедии - молодые люди, а те самые «гайдаевские» актёры уже отметили 30-, а то и 40-летие, и вряд ли бы смотрелись на экране органично.
В итоге пришлось искать более молодых.
На роль героини претендовали Лариса Удовиченко, Алина Покровская, Вера Сотникова, но Гайдай выбрал актрису Светлану Аманову, у которой до того было всего несколько эпизодических ролей.
А вот актёр Евгений Герасимов претендовал сразу на обе главные мужские роли, но предпочтение отдали Денису Кмиту, сыгравшему придирчивого и самолюбивого Павла, и Альгису Арлаускасу, появившемуся в роли Костика, милого и доброго парня.
Для Дениса это было второе появление в кино, а Альгис был уже очень популярным: в 1981 году вышла музыкальная комедия «Берегите женщин», в которой он сыграл одну из главных ролей. Мог бы попасть в «Спортлото-82» Владимир Этуш, но его не утвердили.
Из артистов, появлявшихся в прежних лентах Гайдая, в новую попали только Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Нина Гребешкова и Сергей Филиппов.
Но по просьбе режиссёра над фильмом работали технические специалисты, операторы, гримёры, художники, осветители, которых он уже знал и с которыми не раз сотрудничал.
Был ли фильм «Спортлото-82» выполнением рекламного заказа от государственной лотереи, так до сих пор и неизвестно.
Многие считают, что картина появилась именно потому, что Спортлото захотело нарастить популярность и для этого привлекло комедиографа.
Но, например, Нина Гребешкова, супруга Леонида Гайдая, и Леонид Бахнов, сын Владлена Бахнова, соавтора сценария и давнего соратника Гайдая, эту версию опровергают. Зато достоверно известно, что
Гайдая попросили внести в ленту как можно больше примет времени.
Надо сказать, что «Спортлото-82» вообще стала своего рода экспериментальной историей для Гайдая. Раньше он снимал комедии эксцентрические, где обстоятельства явно были раздутыми, преувеличенными, а персонажи - гротескными. Здесь же
Герои и обстоятельства были узнаваемыми: многим советским гражданам были прекрасно знакомы ежегодные поездки на поездах на юг, отдых в Крыму «дикарём» и комнатушки у местных жителей, рассчитанные на непритязательных туристов.
Даже самый популярный автор-детективщик того времени попал в картину - роковую роль в истории с лотерейным билетом сыграл детектив «Смертельное убийство» автора Гениана Зелёного, и в этом имени без труда прочитывается Юлиан Семёнов.
Большую часть натуры снимали в Крыму, причём смены зачастую длились по 16-18 часов. Операторы старались снимать либо до наступления изнуряющей жары, либо после, а полуденное время киношникам приходилось переждать, поэтому смены и удлинялись.
Интересно, что эпизоды в поезде снимались уже в самом конце и в павильонах киностудии, но это совсем незаметно.
Во время съёмок Гайдай переживал, как ни на каком другом фильме.
Возможно, он волновался из-за «возвращения» в кино, возможно, сомневался в качестве картины. Но это не мешало ему работать ответственно и своей привычной манере. Гайдай умел создавать на площадках атмосферу взаимопонимания, и «Спортлото-82» не стало исключением.
По воспоминаниям Светланы Амановой, исполнительницы главной роли, режиссёр относился ко всем с одинаковым уважением и даже молодых актёров называл на «Вы», но при этом требовал от них такой же отдачи, как от опытных коллег.
Когда фильм был готов, его, как и полагалось, представили Худсовету. На удивление,
у чиновников практически не было претензий и правок, но это Леонида Гайдая только ещё больше насторожило.
Все его предыдущие работы принимались с боем, ему приходилось сражаться с цензорами, зато зрители, чьё мнение Гайдай ценил куда больше, принимали фильмы на ура. На это раз режиссёра грызли сомнения:
«Спортлото-82» вызвал положительные отклики у Худсовета, и не предвещает ли это неприязнь рядовой аудитории?
Усилил волнение и прохладный приём коллег, многим из которых фильм не понравился.
Когда «Спортлото-82» вышел на экраны, публика повалила в кинотеатры, чтобы вновь встретиться с Гайдаем.
К сожалению, отчасти опасения режиссёра оправдались: ленту встретили неоднозначно.
Несмотря на то, что она стала лидером кинопроката года, некоторые заговорили о закате комедиографа, и даже сегодня есть мнение, что именно «Спортлото-82» стало началом конца карьеры гениального Леонида Гайдая.
А вам нравится «Спортлото-82»? Как вы считаете, это действительно провальная для Гайдая история или это такой же смешной фильм, как и другие его комедии?
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена