Показательные дома для рабочих на Русаковской
Авторы проекта - архитекторы Борис и Дмитрий Иофаны. В 1925-26 годах ещё вёлся поиск формы жилья для последующего массового внедрения, отрабатывались принципы, определялся архитектурный облик. Ещё не были утверждены Моссоветом типовые проекты массового жилья, поэтому простор для творчества ещё был. Борис как раз вернулся с учёбы в Италии, был проникнут средиземноморской архитектурой, знаком с европейским понятием города-сада. Что-то похожее на увиденное за границей он и попытался построить в Москве.
Классическое влияние угадывается в «итальянских домах» Б.М. Иофана, первой московской работе архитектора после возвращения из Италии (в соавторстве с Д.М. Иофаном). Жилой комплекс построен для кооператива «Сокольники», образованного сотрудниками ОГПУ. В основе композиции - трансформированная схема городской усадьбы. Три 3-этажных корпуса образуют двор и парадный въезд, который ведет к нему со стороны улицы.
Крылья боковых корпусов формируют периферийные тихие дворики. Мотивы южной архитектуры узнаются в оформлении фасадов: полукруглые ниши маскируют вход в подъезды, им вторят глубокие арочные лоджии и арки, поддерживающие переходы между крыльями корпусов. Невысокая сквозная решетка по фронту улицы, изначально отделявшая въезд во двор, подчеркивала усадебный характер постройки. Жилые дома дополняли коммунальные здания, где размещались клуб, столовая, ясли (не сохранились). Несмотря на определенную общность с конструктивно-функциональным направлением (рациональная форма, отсутствие декора), дома Б.М. Иофана - решение нестандартное для середины 1920-х гг., во многом ориентированное на предшествующий опыт малоэтажного строительства».
Цитата из книги "Новые дома. Архитектура жилых комплексов Москвы 1920-1930-х годов / Соловьева Е.Е., Царева Т.В."
Кроме сотрудников ОГПУ здесь жил и сам Борис Иофан, а также многие известные люди - маршал Катуков, артистка Ковалёва, профессора. Рабочими, в честь которых назван квартал, здесь и не пахло. Посчитали, что они могут удовлетвориться и просто названием. Дома строились как кооперативные, квартиры в них покупались, однако уже в 1930-м права собственности ликвидировали и жильё стало коммунальным. О самих квартирах разные отзывы:
"Квартирки действительно маленькие, особенно кухня - 4 кв. м на три семьи, а до войны - с дровяной плитой. Считалось, что жильцы дома нового (коммунистического) быта должны питаться в общественных столовых (общепитах) и в фабриках - кухнях (таковая была построена на Верхней Красносельской)".
""Квартиру мою нельзя назвать маленькой совсем. Она очень по-умному сделана. В центре коридор, из которого двери ведут на кухню (метров 10! из нее выход на маленький смежный европейский балкончик), в 2 комнаты, туалет (размером с ванную с туалетом в хрущевке) и ванную комнату. Везде окна, то есть в квартире окна на обе стороны, проветривается отлично. Так вот про кухню. сейчас здесь довольно вместительная кухня, то когда она такой стала, если пишут, что была 4 м2, то когда же они стали такими вместительными?" - может быть это результат проведённой в 1998-м году реконструкции?
В планировке участка использованы принципы, характерные для дворянских усадеб: в глубине участка располагается основной, более протяжённый корпус, слева и справа от него — крылья, окна которых выходят на улицу. Композиционным центром ансамбля служил парадный двор с цветниками, за постройками располагались ещё 2 двора и сад. Показательные дома для рабочих являлись жильём переходного периода: они предполагали проживание в индивидуальных квартирах на 2—3 комнаты, общение с соседями во время ухода за цветами во дворе, совместное посещение клуба и столовой, собственные ясли для малолетних детей обитателей дома.
По периметру дома обнесены забором, внутрь не попасть, поэтому пришлось позаимствовать фотографию в интернете.
В Италии, конечно, под окнами и на лоджиях висели бы ящики с цветами, но мы люди суровые, нам не до таких сантиментов.
Дворики, конечно маленькие, да и на классические итальянские патио не похожи.
Деревянные общественные постройки на участке не сохранились, однако сами дома находились в хорошем состоянии на протяжении 70 лет. После реконструкции 1998-го года на стенах появились трещины, а в подвале — вода. В 2009-м году ансамбль жилых домов был принят под охрану как объект историко-градостроительной среды и достопримечательное место. В 2012-м году комиссия по вопросам градостроительной деятельности при Правительстве Москвы рассмотрела рекомендации экспертов рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и охранных зон и поддержала полное сохранение исторического ансамбля.
Автор dmitry_sasin
2 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
пока жил напротив в доме номер 6
Удалить комментарий?
Удалить Отмена