Друг борца с киберпреступностью — депутата Деньгина — оказался крупнейшим продавцов краденых карт
20 декабря 2019 года в актовом зале Смольного состоялась торжественная церемония вручения почетных грамот президента «за активную общественную деятельность». Одним из награжденных оказался неизвестный широкой общественности мужчина, похожий на обычного чиновника, — это был 47-летний Алексей Строганов, член попечительского совета «Турбостроителя».
Спустя три месяца, 24 марта 2020 года у Алексея Строганова был день рождения и в качестве «подарка» Строганову Федеральная служба безопасности в этот день выпустила пресс-релиз о «масштабной спецоперации» по аресту крупной группировки кардеров, то есть мошенников с банковскими картами. В сообщении говорилось об обысках по 62 адресам в 11 регионах России и задержании более 30 человек, 25 из которых предъявили обвинения в «неправомерном обороте средств платежей» (статья 187 Уголовного кодекса России). Имена задержанных не раскрывались.
В ходе этой операции был арестован и Алексей Строганов, известный среди кардеров как Flint24. Правоохранительные органы считают Строганова одним из организаторов преступной группы. В картотеке дел Тверского районного суда Москвы также есть информация об аресте 20 марта А. Т. Строганова.
Первый срок Флинта и Габрика
В начале 2003 года руководство процессинговой компании United Card Services (UCS) было обеспокоено: продавцы в супермаркетах и бутиках Москвы начали замечать большое количество подозрительных пластиковых карт и откровенных подделок. Так, кассир магазина по продаже электроники изъял подозрительную карту Visa Electron, но как только к предъявившему ее покупателю направился охранник — тот сбежал. Руководство UCS сообщило об этом в Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД (ГУБОП), а там завели уголовное дело об изготовлении и сбыте поддельных банковских карт.
Дело оказалось громким: спустя несколько месяцев кардеров задержали в ходе совместной операции ФСБ, ГУБОП и Следственного комитета при МВД. В процессе обысков силовики изъяли более восьми тысяч поддельных карт Visa, MasterCard и American Express, а также мини-типографию по их производству. «Задержание этих аферистов — крупнейшая операция по пресечению подделок кредитных карт за последние годы», — говорил тогда начальник отдела по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики следственной части СК при МВД, полковник Виктор Ващенко. На тот момент он был одним из ключевых специалистов по экономическим преступлениям — например, именно его отдел занимался расследованием в отношении создателя финансовой пирамиды МММ Сергея Мавроди.
Организатором преступной группы, по версии следствия, был украинец Артур Ляшенко под псевдонимом Bigbuyer, а непосредственно работой по созданию поддельных банковских карт занимались двое других участников: Герасим Селиванов, он же Gabrik, и Алексей Строганов, то есть Flint24. Первый доставал информацию о банковских картах состоятельных иностранцев — номер карты и срок ее действия, — а второй затем печатал поддельные карты с этими данными в домашней типографии. Полученные фальшивки продавали через интернет всем желающим.
К моменту ареста в 2003 году Строганов уже несколько лет находился в розыске за мошенничество и жил по поддельным документам. Как именно жил — знает другой кардер, Сергей Павлович (или Police Dog) из Белоруссии, который провел несколько лет в тюрьме за аналогичные преступления. Выйдя на свободу, Павлович стал звездой: завел канал на ютьюбе, где берет интервью у преступников, и даже выпустил книгу «Как я украл миллион. Исповедь раскаявшегося кардера». В одном из ее эпизодов Павлович вскользь упомянул о знакомстве со Строгановым в Сочи за год до его ареста.
«Алексею — так звали Флинта в реальной жизни — было около 30 лет, он был рассудительным, спокойным как удав и очень скромным человеком. Его портмоне было буквально забито фальшивыми карточками от Boa», — говорилось в книге.
Павлович рассказал, что Алексей Строганов на момент их знакомства был модератором форума для мошенников с банковскими картами carder.org и решил создать производство более качественных подделок, чем те, что выпускала Boa Factory. «Тогда в Сочи Flint24 дал мне пару карточек, которые делала Boa Factory, и чуть позже, уже в другом городе, я сделал свою первую покупку с поддельной пластиковой карты. Но по картам от Boa было издалека понятно, что это подделка — просто тогда продавцы в магазинах вообще не обращали внимания на то, что за карту ты им даешь. Flint24 затем наладил создание более качественных и дешевых в производстве поддельных карточек вместе с Артуром Ляшенко (Bigbuyer) и Герасимом Селивановым (Gabrik), после чего их и арестовали в 2003 году», — рассказал Павлович.
Расследование в отношении Строганова и его сообщников, начавшееся в 2003 году, шло больше трех лет, и в июне 2006-го их приговорили к реальным срокам. Строганов получил больше всех — шесть с половиной лет лишения свободы. Ляшенко, несмотря на то, что именно его считали организатором, дали чуть меньше — шесть лет, а Селиванову — пять с половиной. Еще трое участников группы получили условные сроки, так как они выполняли лишь вспомогательные функции и напрямую не имели отношения к созданию подделок. Для того времени приговор был строгим: в середине 2000-х суды в России редко имели дело с киберпреступлениями и, как правило, назначали по таким делам наказание, не связанное с лишением свободы.
Но не прошло и двух лет, как в начале 2008 года Строганов и Селиванов оказались на свободе. Адвокат Антон Лелявский из коллегии «Князев и партнеры», который был одним из защитников в том деле, отказался объяснить стремительное освобождение осужденных. «Не видев материалы дела, сложно делать какие-то выводы, но в теории могут быть два варианта, — говорит адвокат и партнер „Центра цифровых прав“ Саркис Дарбинян. — Первый — выход по УДО, так как с учетом времени, проведенного в СИЗО, прошло две трети срока, что достаточно для досрочного освобождения по данной статье. Второй — сделка с прокуратурой, то есть предоставление правоохранительным органам сведений о других преступниках в обмен на снижение срока».
«Могу сказать точно, что условий, на которых Flint24 вышел в 2008-м, не знает никто, кроме тех, кто его выпускал, и его самого. Все, что обсуждают вокруг, — это лишь предположения. Но главное, что в „среде“ было известно: все последующие годы он по-прежнему продавал [карты], но при этом его не трогали», — рассказал один из хакеров.
Двое хакеров, знакомых с деятельностью Строганова, утверждают, что его «бизнес» по продаже краденых банковских карт не останавливался даже во время пребывания в СИЗО и колонии в 2003–2008 годах. «Он продавал даже тогда, когда сидел, просто через партнеров, и мы с ним на эту тему общались, когда он был в тюрьме, не раз. Более того, именно тогда и возник некий картельный сговор, идеологом которого, кажется, был как раз Flint24. Суть была такова: раз уж мы все продаем дампы, давайте не будем продавать их по цене, условно, ниже 50 долларов. Все равно платить будут любую сумму, которую мы запросим», — рассказал собеседник . Другой собеседник говорит, что Строганова можно называть «одним из старейших кардеров всея Руси».
Бизнесмен и друг депутата
Летом и осенью 2019-го Алексей Строганов путешествовал по Крыму вместе с семьей: для киберпреступников в прошлом или настоящем такой отдых в последние годы значительно безопаснее поездок за рубеж. За несколько месяцев Строгановы побывали в Ялте, Севастополе, добрались до мыса Айя, а затем — полуострова Тарханкут, не забывая выкладывать фотографии о путешествии в соцсети. Перемещались преимущественно вплавь — на яхте, попутно обучая сына Егора управлять ею.
Улетали из Крыма с комфортом — на личном вертолете с опознавательным знаком RA-04327, под которым, согласно государственному реестру гражданских воздушных судов России, значится вертолет марки Robinson R44 Raven II, зарегистрированный в декабре 2016 года. На официальном сайте производителя Robinson Helicopter Company рекомендованная цена на эту модель составляет 490 тысяч долларов (30,4 миллиона рублей по среднему курсу доллара в декабре 2016 года).
Вертолет был украшен логотипом компании «Жукофф гараж». По данным «СПАРК-Интерфакс», Строганов вместе с партнером создал ее сразу после выхода на свободу, в июне 2008 года, в родной Калужской области. Сейчас «Жукофф гараж» занимается тюнингом внедорожников, квадроциклов и пикапов, а кроме того, развивает одноименную ассоциацию по продвижению внедорожного, квадро- и мотоспорта — ее Алексей Строганов основал вместе с младшим братом Александром.
«Жукофф гараж» был лишь началом легального бизнеса Строганова: за 12 лет на свободе он создал себе репутацию уважаемого бизнесмена, преимущественно в родной Калужской области. Вместе и по отдельности с младшим братом Александром Строгановым они охватили своими предприятиями весь регион: стали владельцами теплоснабжающей компании «Биотэк», ресторана «Бальзамин», зарегистрировали свое ЧОП «Серый лебедь», а также компанию «Пласт групп», которая занимается обработкой отходов. Всего на братьев зарегистрировано более десятка компаний.
Летний отдых в Крыму Строгановы проводили не одни, а в компании замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме и кандидата в губернаторы Калужской области на выборах 2015 года Вадима Деньгина: в соцсетях кардера сохранилась подборка фотографий и видео с Деньгиным, плавающим в Черном море в огромном спасательном жилете, и кадры дружеских объятий Строганова и депутата. Бывший партнер Строганова по одному из легальных бизнесов рассказал, что кардер знаком с депутатом давно. «Они оба родом из Обнинска: младший брат Строганова Александр учился вместе с Деньгиным. Отношения давние, поэтому никого как-то не смущало, что один, как минимум в прошлом, киберпреступник, а другой вроде как с ними борется».
В Госдуме Вадим Деньгин входит в комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, через который, в частности, проходят все законопроекты по борьбе с угрозами Рунету и киберпреступностью. Например, в 2017 году этот комитет одобрил закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры», согласно которому, в частности, за атаки на автоматизированные банковские системы и другую критическую IT-инфраструктуру банков хакерам грозит до 10 лет лишения свободы.
«Киберсуворовцы» против «кибердружинников»
В мае 2016 года депутат Деньгин выступил с резонансной инициативой: он предложил создать в России «киберсуворовцев», которые будут отражать атаки хакеров. «Мы должны выйти с инициативой взрастить „киберсуворовцев“ — молодого парня, молодую девушку, которые хотят заниматься программированием на этапе именно школьного периода, а может быть, после школы перейти в специальный вуз, даже сделать альтернативную службу для тех, кто хочет заниматься программированием, но в рамках государства российского», — говорил Деньгин. По его задумке, «киберсуворовцы» должны были получать образование за счет государства, а потом работать на него — бороться с хакерскими атаками.
Спустя месяц, в июне 2016 года, в Обнинске была зарегистрирована автономная некоммерческая организация по борьбе с киберпреступностью «Кибальчиш», следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Ее учредители — Александр Строганов, младший брат кардера Flint24, и его жена Полина. Логотип организации долгое время украшал форму футбольного клуба «Квант» из Обнинска. Главный тренер «Кванта» Олег Морозов в интервью журналу Obninsk Discovery рассказывал, что «Кибальчиш» — это бренд вовсе не Александра Строганова, а его старшего брата и одного из спонсоров клуба — Алексея Строганова, то есть самого кардера Flint24. На официальном сайте по адресу kibalchish.org, украшенном портретом и цитатами Владимира Путина, организация утверждала, что борется с кардингом, фишингом, пропагандой экстремизма и передает информацию о выявленных инцидентах в государственные органы.
«Это были смешные амбиции Алексея при поддержке Деньгина — стать второй „Лигой безопасного интернета“. Деньгин в случае успеха заработал бы политические очки за реализацию своей идеи, а Алексей мог рассчитывать на влияние и господдержку, в том числе финансовую, так что задумывалось это все как взаимовыгодное сотрудничество», — говорит бывший партнер Строганова по одному из легальных бизнесов.
Еще одним полем совместной деятельности Алексея Строганова и Вадима Деньгина стала благотворительность: в калужских СМИ и соцсетях осталось немало упоминаний об их совместных благотворительных акциях. Так, в декабре 2015-го Деньгин разместил в своем инстаграме пост о поездке в Центр социальной помощи семье и детям в поселке Думиничи Калужской области, куда он вместе с ассоциацией «Жукофф гараж», созданной братьями Строгановыми, приехал поздравить детей и родителей с Новым годом. В августе 2017-го на сайте «Весть News» появился текст с заголовком «Вадим Деньгин оказал помощь социальному центру в Перемышльском районе», в котором рассказывается о проведенном ремонте в местном центре под названием «Детство». Ближе к концу статьи невзначай упомянуто: «К решению этой задачи Вадим Деньгин привлек членов клуба „Жукофф гараж“. С их помощью были найдены финансовые средства». В конце того же года на сайте ЛДПР появился текст под заголовком «ЛДПР и „Жукофф гараж“ поздравили общество инвалидов с наступающими праздниками».
«На мой взгляд, вся эта благотворительная деятельность нужна была ему по двум причинам: очистить совесть, вроде как индульгенцию купить, и завести влиятельных друзей, которые помогут в случае неприятностей», — говорит бывший партнер Строганова по одному из легальных бизнесов. По его словам, идею спонсировать родной для Путина клуб дзюдо Строганову тоже подал Деньгин — и тот стал членом попечительского совета «Турбостроителя».
Президент «Турбостроителя» Михаил Рахлин подтвердил, что Строганов попал в попечительский совет клуба, поскольку оказывал ему финансовую помощь. «Алексей — очень позитивный человек, мы случайно познакомились через общих знакомых и какое-то время общались и дружили. У компании „Жукофф гараж“ есть линейка вездеходов. Меня заинтересовало, потому что у нас в России очень много непроходимых мест, было интересно посмотреть. Алексей же увидел, чем мы занимаемся — это подрастающее поколение, развитие спорта, — и сказал, что готов помогать. Тогда мы заключили официальный договор между клубом и „Жукофф гараж“, компания стала одним из меценатов „Турбостроителя“. Пару лет мы сотрудничали, он помогал финансово. Все было совершенно официально, по договору, со всеми необходимыми налоговыми отчислениями. О том, что сейчас Алексей под арестом, я слышал, но, насколько я понимаю, его вина пока не доказана, приговора не было», — сказал Михаил Рахлин.
В официальном сообщении ФСБ говорится, что в ходе обысков у членов преступной группы, в организации которой обвиняется Строганов, изъяли более одного миллиона долларов, три миллиона рублей, поддельные документы, огнестрельное оружие, наркотики, золотые слитки, драгоценные монеты, а также IT-инфраструктуру для работы интернет-магазинов по продаже краденых данных банковских карт.
Вместе со Строгановым в этот раз вновь арестовали его партнера по первому уголовному делу — Герасима Селиванова, или Gabrik. За годы, прошедшие после первого срока, Селиванов стал популярным блогером: он вел ютьюб-канал о путешествиях по России «Герасим мир вездеходов», на котором сейчас 50 миллионов просмотров видео и 257 тысяч подписчиков. Последнее видео на канале (его автор выступал под псевдонимом Герасим Дорогин) вышло 13 марта, и преданные зрители уже несколько месяцев беспокоятся о пропаже любимого блогера: под его видео — сотни комментариев содержания «Герасим, ты куда пропал?» без ответа.
«Flint24 — просто организатор сети продаж дампов, то есть, как и большинство кардеров, он совершенно не технический специалист. При этом кто организатор продаж — тот и организатор группы, так как в конечном счете все крутится вокруг денег. Среди тех 30 человек, которых в конце марта задержала ФСБ, Flint24 и Gabrik (он как раз занимался технической составляющей), на мой взгляд, ключевые персоны», — объясняет эксперт по кибероружию и целенаправленным атакам Андрей Споров.
По его словам, у большинства подобных групп очень разветвленная структура. «Как правило, состав примерно такой: есть технический персонал, то есть программисты, системные администраторы и поддержка магазинов дампов, организованная в несколько смен для обеспечения их круглосуточной работы. Еще несколько человек — это партнеры по поставкам „материала“, то есть люди, которые напрямую осуществляют взломы магазинов, гостиниц или перепродают крупные базы дампов, полученные от других хакеров, например, взламывающих процессинговые компании. Отдельная категория людей — это партнеры по сбыту „материала“, у которых могут быть свои магазины и/или крупные клиенты, которые сразу же выкупают часть баз», — объясняет Споров.
В сообщении ФСБ говорится, что члены этой преступной группы держали более 90 интернет-магазинов по продаже краденых данных банковских карт.
Источник:
4 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена