Разукрашенная сказка. 7 интересных фактов о фильме «Золушка»
Киностудия «Ленфильм» более 73 лет назад – 10 мая 1947 года — устроила общественный кинопросмотр нового детского фильма «Золушка».
Киносказка сразу стала хитом советского кинематографа. После премьеры, состоявшейся через неделю после общественного показа, картина вырвалась в лидеры проката. В общей сложности «Золушку» посмотрели порядка 18 миллионов человек. Для трудных послевоенных лет это был настоящий рекорд.
Так как же создавали одну из лучших мировых экранизаций любимой сказки Шарля Перро?
Два режиссёра
После окончания Великой Отечественной войны ленинградский театральный художник и режиссёр Николай Акимов задумал постановку сказки о Золушке. Так гласит одна из версий. К сотрудничеству он пригласил драматурга Евгения Шварца и режиссёра Надежду Кошеверову, впоследствии подарившую отечественному кинематографу не менее замечательные картины «Укротительница тигров» и «Тень».
Николай Акимов был движущей силой и генератором идей будущего киношедевра. Он приложил свою талантливую руку не только к режиссуре, но и лично стал автором костюмов и декораций.
Надежда Кошеверова, впрочем, высказывала свою версию того, как началась работа над картиной. По её словам, именно она в 1944 году, возвращаясь из эвакуации, задумала снять сказку, когда встретила в Москве актрису Янину Жеймо и предложила ей сыграть Золушку. «Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо», — рассказывала об этом Кошеверова.
Сценарий подготовили к маю 1946 года, и уже летом приступили к съёмкам. Впрочем, чиновникам не нравилось, как идёт работа у Кошеверовой. И потому в помощь ей назначили второго режиссёра, которым стал Михаил Шапиро. А в качестве художественного руководителя съёмочного процесса поставили Георгия Козинцева. Естественно, три начальника от режиссуры не могли ужиться у камеры и до хрипоты спорили относительно чуть ли не каждого эпизода.
Ситуацию исправил Шварц, который убедил руководство «Ленфильма» предоставить создателям «Золушки» свободу действий. Съёмки вновь перешли под полный контроль Кошеверовой, которая закончила работу к зиме 1946 года
Юность на экране — зрелость в жизни
Янина Жеймо была хрупкой и миниатюрной, однако перед постановщиком «Золушки» встала задача — на экране значительно снизить возраст актрисы. К моменту начала съёмок артистке уже было 38 лет. Сцены с участием Жеймо снимали только в вечернее время – тогда её лицо находилось «в лучшей форме».
Кстати, артист Алексей Консовский, сыгравший Принца, тоже был немногим моложе Жеймо. В ходе работы над картиной ему было уже 35 лет.
Для Янины Жеймо «Золушка» стала одним из последних фильмов. Актриса вышла замуж за малоизвестного режиссёра Леона Жанно, а затем вместе с ним уехала жить в Польшу.
Неподражаемая мачеха
Настоящим украшением киносказки о Золушке стало появление на экране неподражаемой Фаины Раневской. Актрисе, впоследствии ставшей народной артисткой СССР, досталась роль злой мачехи несчастной Золушки.
Раневская так вошла в образ, что была просто неподражаема. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской. Героиня, в сказке о Золушке вызывающая ненависть читателей, в советской киноленте порой приводила в восхищение и восторг даже юных зрителей.
Раневская, которая в ту пору не была избалована приглашениями в кино, с таким энтузиазмом и энергией принялась создавать свой образ, что покорила и режиссёра, и костюмеров, и гримёров. Для роли она сильно похудела и безжалостно обращалась со своим лицом, которое гримировала при помощи лака. За щёки же она запихивала комочки ваты. На просьбы не мучить себя гримом она раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
Сцену с примеркой диковинных перьев перед балом тоже придумала сама Раневская. Свои реплики она произносила меланхолически — деловито, как бы повторяя слова дочерей для себя. Притом она с лёгкой небрежностью вела запись в блокноте — точно так, как это делают современные официанты. Закончив запись, Мачеха, не моргнув глазом, подытожила её тоже не менее «современно»:
— Итак, пять и три — девять знаков внимания!
Песни Золушки и Принца
Детскую песенку «Встаньте, дети, встаньте в круг» Золушка поёт на балу, когда Король предлагает играть в «фанты». Удалось узнать имя исполнительницы партии Золушки. Это Любовь Михайловна Чернина. Информации о ней практически нет. Родилась в 1913 году в Баку, окончила Киевскую консерваторию. До Великой Отечественной войны какое-то время пела с джаз-оркестром Николая Минха, с 1944 года работала в Ленинградской государственной эстраде.
Песню Принца исполнил Юрий Александрович Хочинский — отец известного актёра Александра Хочинского. Юрий Хочинский — советский эстрадный певец. Был очень талантлив и популярен в конце 1940-х. Известны его песни «Помнишь», «Часы бегут вперёд», «Девушка и Капитан» («Море Голубое»), «Девушки-подруги», «Лучше нашей Тани» и другие...
Неразгаданной осталась лишь одна загадка — оркестр. Исходя из того, что и Любовь Чернина, и Юрий Хочинский пели с джаз-оркестром Николая Минха, вероятнее всего было бы предположить — в фильме музыка звучит в исполнении этого коллектива. Но, скорее всего, в записи явственно слышится звучание большого симфонического оркестра — так что музыку к фильму записывал Государственный симфонический оркестр Министерства кинематографии СССР под управлением Григория (Германа) Семеновича Гамбурга.
Хрустальная туфелька
В фильме, как и в классической версии сказки, одним из главных атрибутов Золушки, помимо кареты из тыквы, а также мышей, превращённых в упряжку лошадей, является хрустальная туфелька. Именно она становится связующим звеном для влюбленной пары.
Ножка у Янины Жеймо действительно была настолько мала, что её туфельки вряд ли подошли по размеру обычному взрослому человеку — у артистки был 31-й размер. Правда ходить в таких туфельках не смогла бы даже Золушка — не то, что танцевать на балу с Принцем. «Хрустальные» туфельки действительно были очень похожими на обувь из хрусталя — ведь изготовили их из специального оргстекла. Правда Янине Жеймо довелось пару раз обуть эти туфельки для съёмок. В них она могло только стоять, да и это было сущей пыткой, признавалась актриса.
В итоге пару прозрачной обуви больше использовали в «Золушке» только как реквизит. Жеймо лишь пару раз вошла в них в кадр.
Шуршание туалетов в нетопленом бальном зале
Все павильонные съёмки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были практически полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок, скатертей и всего, что могло пойти на туалеты.
Для массовки в феерической сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская армия в 45-м. Тяжёлая парча и нежный панбархат целый год до начала съёмок пропылились на складе. Под Ригой, где проходили натурные уличные съёмки, из одного разрушенного тевтонского замка привезли настоящее рыцарское оружие.
«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съёмки в своем письме сестре.
В пастельных тонах
В 2009 году картину, которую уже дважды реставрировали, решили при помощи новейших компьютерных технологий всё-таки для телевидения выпустить в цвете. Это были первые шаги в компьютерной колоризации чёрно-белых картин. Сегодня этот процесс поставили чуть ли не на поток и он имеет много подводных камней.
Историки кино и эксперты, занимавшиеся колоризацией, придерживались мнения, что изначально фильм должны были снимать на цветную плёнку, но советские чиновники решили иначе. Дело в том, что в этом же году создавался фильм-опера братьев Васильевых «Пиковая дама». На него и пошла вся имевшаяся на «Ленфильме» трофейная немецкая пленка «Агфа». Студия в Северной столице также не была приспособлена технически к съёмкам сразу двух цветных картин.
Мастера компьютерной графики, занимавшиеся колоризацией, консультировались с Натальей Моневой, участвовавшей в качестве художника по костюмам в создании фильмов Павла Чухрая, Владимира Меньшова и Марка Захарова. Она решила сделать цветовую гамму обновлённой «Золушки» в пастельных тонах.
Непростой задачей стал для мастеров и цвет глаз актрисы Янины Жеймо. Её родные вспоминали, что оттенок зависел у артистки от освещения и даже от платья, в которое она была одета. В итоге колористы сделали глаза Жеймо в цветной версии «Золушки» голубыми.
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена