Сказочный дедушка из советского детства
А знаете ли вы дорогие читатели, что гадкий Царь Дормидонт из сказки «Горя бояться - счастья не видать» и чудаковатый волшебник с добрыми намерениями в сказке-притче «Соловей» - это один и тот же актер Константин Адашевский. В это сложно поверить и даже возникает подозрение. А не замешано ли здесь волшебство.
Однако никакого волшебства нет, за всем, что мы называем магией кино стоит титанический труд выдающихся мастеров, как в кадре, так и за его пределами. А уж в мастерстве одного из корифеев Ленинградского театра Константина Игнатьевича Адашевского сомневаться, не приходится.
Родился будущий актер 11 апреля 1897 года в Польше в купеческой семье. Отец Игнатий Романович, был человеком культурным и просвещенным, а родной брат его вхож в местную среду театральной богемы. Посредством дяди, юноша и приобщился к театру.
Революция застала молодого человека учеником коммерческого училища, юноша принял революцию и вступил в ряды Красной Армии. Как некоторым образом причастный к искусству он был брошен на культпросвет. После окончания войны решил продолжить культурную работу с массами и получил профильное образование в школе инструкторов театрального дела в Петрограде. Вся его последующая жизнь была связана с Северной столицей.
Молодой деятель культуры поначалу руководил драматическим кружком рабочего клуба. Со временем, набравшись опыта и мастерства, Адашевский решил поискать свое место в большом искусстве и поступил в актерскую школу при академическом драматическом театре.
Среди педагогов школы был большой русский драматург народник Евтихий Павлович Карпов. Опытный театрал приметил уже не юного, но чрезвычайно талантливого ученика и помог раскрыть и развить дарование. Выпустившись он был принят в труппу Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина (сейчас Александринский театр).
Театр имени Пушкина был в советской культуре одним из оплотов старой изысканной школы и высокого искусства. На его сцене в то время играли Юрий Юрьев, Николай Черкасов, Николай Симонов и многие другие великие лицедеи. Константин Адашевский был очень остроумным и общительным человеком с хорошим чувством юмора, он быстро стал всеобщим любимцем, а вскоре и одним из ведущих актеров театра.
С наступлением войны Александрийский театр был эвакуирован в Новосибирск, и артисты выступали в местном театре «Красный факел», а также были задействованы на радио.
В тылу в те страшные годы советские актеры не отсиживались, и регулярно выезжали во фронтовых бригадах. Особенно ждали фронтовики на заставах и в госпиталях любимых героев «Илью Шмелькова и Кузьму Ветеркова». Эти роли отыгрывали артисты Александр Борисов и Константин Адашевский, третьим в этой веселой команде был знаменитый на всю страну слепой баянист Иван Маланин. Особенно воодушевляющим был приезд артистов в блокадный Ленинград.
Исполнительская мощь этого дуэта была такова, что вопреки здравому смыслу слушатели отказывались признавать в них актеров. А когда Адашевский из-за болезни не смог выйти в эфир и Борисов сказал, что дружок легко ранен, в редакцию Новосибирского радио посыпались взволнованные письма, чтобы не расстраивать людей на каждое письмо был дан ответ, что с бравым бойцом Шмельковым уже все в порядке.
Хотя смыслом бытия для артиста всегда являлась сцена, была у него и личная жизнь. Первой супругой артиста была женщина математик, этот брак распался, но родилась дочь, пошедшая по стопам отца. Второй супругой стала коллега по театру актриса Ольга Лебзак.
На протяжении всей своей творческой жизни Константин Игнатьевич Адашевский был актером театра имени Пушкина. Служение зрителю было основным смыслом его жизни и даже в 90-лет он, превозмогая боль, выходил на сцену. У актера были больные ноги, и когда начались нестерпимые боли, он позволил себя госпитализировать. Услышав приговор врачей, что со сценой придется расстаться, он начал увядать от горя.
Константин Игнатьевич так и не вышел из больницы, он ушел 1 июня 1987 года.
Великий актер воплотил в родном театре десятки образов, однако мы помним его по характерным киноролям. Давайте вспомним некоторых из них:
священник - Человек в футляре (1939)
королевский герольд - Золушка (1947)
директор завода Иван Иннокентьевич - Запасной игрок (1954)
профессор - Два капитана (1955)
Леонард Эйлер - Михайло Ломоносов (1955)
Начальник королевской стражи - Двенадцать месяцев (1972)
водяной палач - Царевич Проша (1974)
2 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Не в обиду актёру, видать единственное было амплуа.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена