Как вы относитесь к современному искусству?
Далее - длинный рассказ по теме.
Игры Королей: Современное искусство
В просторных залах готовящейся к открытию галереи современного искусства неспешно прогуливались несколько солидных мужчин в дорогих костюмах, вальяжно рассматривая бесчисленные полотна с абстрактными фигурами и разноцветными кляксами. Дойдя до центрального экспоната выставки – чёрного квадрата Малевича, группа остановилась и начала бурно обсуждать одну из самых известных работ прошлого столетия.
– По-моему это просто гениально, – не сдержал своего искреннего восхищения телевизионный король Иван Иванович, – удивительный образец манипулирования мнением толпы. Людям можно настолько запудрить мозг, что они даже перестанут верить своим собственным глазам.
– «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913-ый год», – прочитал официальное название работы компьютерный магнат Алекс Готман. – Да, это действительно шедевр! Наглядный пример, как заумными словами и ссылкой на авторитеты из сферы науки и искусства можно что угодно возвысить в глазах черни.
– А ведь эта работа увидела свет ещё задолго до появления всем известного Плана Даллеса, – вступил в разговор король секс-индустрии Пётр Петрович. – И насколько точно она соответствует обозначенным в нём целям. Только послушайте, буквально сегодня в очередной раз попалась выдержка в Интернете: «Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением… исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства».
– Картина Малевича стала предшественником всего того великолепия уродств, которое мы имели удовольствие наблюдать в нашей новой галерее. Обществу был сделан тест на различение, а точнее его отсутствие, – со знанием дела сказал Иван Иванович. – И как показал этот эксперимент с чёрным квадратом, толпа готова бездумно верить экспертам, обличённым званиями и регалиями. А значит, с ней можно делать что угодно!
– А вы что скажете, Николай Николаевич? – Пётр Петрович обратился к футбольному магнату. – Я раньше думал, что вы интересуетесь только своим профессиональным спортом и выпасом фанатов, и был очень удивлён, когда узнал, что вы занялись сферой культуры, да ещё и предложили нам совместное участие в продвижении определённых тенденций.
– Да, друзья, футбол – это, конечно, моя страсть, так как только он демонстрирует всю прелесть и безумие ревущей толпы, объединённой единой ложной целью, – признался Николай Николаевич, – но мне с молодости нравилось играть вдолгую, используя более тонкие и незаметные методы воздействия на психику подопечных. А это, безусловно, сфера искусства – именно она позволяет мягко проникнуть в подсознание аудитории и посеять там нужные зёрна. И сам Малевич в этом деле очень даже преуспел, не зря его работы так ценятся в мире современного искусства. Знаете ли вы предысторию появления картины?
– Я лично думал, что он просто псих, – первым ответил Алекс, – которого специально распиарили, также как и многих современных звёзд шоу-бизнеса, чтобы общество подражало их сумасшедшим и аморальным выходкам.
– Ну что вы, Алекс, ни сам Казимир Малевич, ни крупные деятели современной музыкальной индустрии в большинстве своём отнюдь не психи, просто они те, кто сделали свой выбор и следуют ему, – покровительственным тоном начал разъяснять Николай Николаевич. – Казимир создал «Чёрный квадрат», готовясь к постановке оперы с говорящим названием «Победа над Солнцем». И на своей выставке он поместил его в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешали иконы.
– То есть картина несёт вполне конкретный посыл – восстать против солнца и против Бога? – с восхищением спросил Алекс.
– Конечно! А если сказать ещё более точно, то смысл композиции примерно такой: «Бога нет, и всё дозволено»! Это как раз один из тех принципов, который объединяет людей нашего круга и возвышает нас над чернью, – с гордостью проговорил Николай Николаевич.
– Но как же удалось убедить общество в ценности этого «шедевра»? – поинтересовался Алекс.
– О, это на самом деле было очень просто. Через прессу и ангажированных экспертов в сознание масс внедрили, что искусство ценно само по себе, что всякое творчество – это способ самовыражения художника, и что главное в любом произведении – эмоции им вызываемые, – пустился в разъяснения Николай Николаевич. – Тем самым была сокрыта идея об ответственности всякого творца перед обществом, был спрятан правильный подход оценки творчества с точки зрения его влияния на аудиторию. Сталкиваясь с произведениями искусства, люди перестали задавать верные вопросы: «полезно или вредно?», «чему учит?», «какие смыслы несёт?» – они стали абстрактно размышлять над тем, «нравится мне или не нравится». И это открыло широкую дорогу для продвижения дегенеративного творчества в массы, чем мы с вами сейчас и занимаемся, готовя к открытию нашу новую выставку.
– А как же Есенин? Он ведь был великий поэт. Но вся эта его чернуха про проституток, которым он «читает стихи», и бандитов, с которыми «жарит спирт», откуда она? – спросил Алекс.
– А вы не думали, почему вам попалось на глаза именно это стихотворение? – ответил вопросом на вопрос Иван Иванович.
– Ну… – замялся Алекс.
– Вот то-то и ну – даже у действительно талантливого писателя, поэта или художника были кризисы, чёрные полосы в жизни, да банально – плохое настроение. А мы это всё вытаскиваем, рекламируем и подаём как пример – дескать, смотрите, талантливый поэт, а тоже не брезговал и проститутками, и бандитами и вообще – наш человек. И никто не узнает, как красиво Есенин описывал русскую природу, какой глубокий философский смысл в большинстве его произведений. Нет. Черни мы предложим строчки про бандитов и проституток, – ответил Иван Иванович.
– Мало того – современные люди даже рьяно защищают все эти новомодные тенденции, потому что мы их этому научили. Ведь если ты не восхищаешься очередной мазнёй какого-то модного авангардиста, то ты «дремучий», «просто не понимаешь», возможно ещё «не дорос до такого искусства». И доходит до смешного – «художник» просто ляпает кистью по холсту, а люди стоят где-нибудь на выставке возле этой с позволения сказать картины и рассуждают о том, «что этим хотел сказать творец». А сам автор – просто высморкался красками, получил наш гонорар и уже спускает его в ближайшем кабаке, даже не подозревая, что «эстеты» видят в его кляксе «большой взрыв» или «падение Адама и Евы», – наглядно описал ситуацию Пётр Петрович.
– Но ведь наверняка есть и те, кто называют вещи своими именами, призывают окружающих к здравомыслию? – задал очередной вопрос Алекс, искренне заинтересовавшийся темой.
– Уважаемый Пётр Петрович, вы нам ранее начали зачитывать так называемый «План Даллеса», озвучьте, пожалуйста, что там дальше написано, – обратился к своему другу Николай Николаевич.
– С удовольствием, – Пётр Петрович включил смартфон, пролистал несколько строчек и начал зачитывать, – «И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности».
– Обратите внимание, противников новых ценностей вовсе не рекомендуется бросать в застенки и сжигать на кострах, – дополнил цитату Иван Иванович. – Ибо народ любит мучеников, и такие гонимые потом становятся идолами. Механизм высмеивания и дискредитации гораздо эффективнее. Тем более что выставленные идиотами осознанные смогут оправдаться в глазах максимум 5 или 10 своих друзей, а наши СМИ вещают сразу на миллионную аудиторию, из-за чего они неизбежно окажутся в изоляции.
– Вот вам банальный пример для наглядности, – поддержал тему король секс-индустрии Пётр Петрович, – как вы думаете, что сегодня будет с молодым человеком, который в кругу своих ровесников скажет, например, что алкоголь – это яд, трезвость – норма жизни, а секс – только после свадьбы? И что вообще таких понятий как «мой парень» или «моя девушка» быть не должно. Как, например, в исламских странах – где говорят «мой жених» или «моя невеста», то есть у них уже даже на уровне понятий формируется серьёзное отношение, простите за тавтологию, к отношениям между мужчиной и женщиной. Так вот, что будет с человеком, который выскажет вот такую точку зрения? Слова, которыми его, скорее всего, назовут, не принято говорить в приличном обществе, поэтому я промолчу. Уж мы-то с вами знаем, как грязная речь виляет на человека и реальность вокруг. Но я вас уверяю – такой человек станет посмешищем в этой компании, и с высокой вероятностью ему придётся искать новых друзей. А многие ли имеют для этого достаточно развитую волю и сильный характер?
– Умно-умно придумано, – рассмеялся Алекс, – таким образом, чернь сама организует репрессии против инакомыслящих, а нам нужно только направлять их агрессию в нужную сторону.
– Именно, Алекс, – чтобы не дай бог они не догадались, кто на самом деле отравляет им жизнь, – Николай Николаевич язвительной усмешкой обвёл глазами присутствующих.
– Это ещё что! – мы теперь и кулинарию чуть ли не к искусству приравняли, – сегодня мы транслируем по телевизору целые передачи о том, как надо готовить и набивать желудок. Если раньше люди переписывали стихи любимых поэтов – сегодня переписывают рецепты, и для многих это чуть ли не главное развлечение в жизни – найти блюдо, которое ещё не пробовал, приготовить, потом сфотографировать и рассказать во всех соцсетях, как ты вкусно поел, а потом приступить к поиску нового изысканного рецепта. Мы вообще постепенно из обихода выводим слово «чревоугодник» – у нас теперь есть слово «гурман», – поделился опытом подошедший к участникам беседы король пищевых корпораций Дядя Миша.
– Ну это знакомо, подмена понятий. Она не проститутка, она «опытная»; он не алкоголик, он «выпивающий», – махнул рукой Алекс.
– Как верно подмечено в Плане Даллеса, нужно дискредитировать и искажать всё то, что мешает нам делать деньги, – сказал Пётр Петрович и продолжил читать текст с экрана, – «Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство… всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветет махровым цветом».
– Кстати, обратите внимание на следующий уродский экспонат с непропорционально вывернутыми обнажёнными телами и кривыми лицами, наполненными ненавистью и злобой, – Николай Николаевич указал на одну из скульптур в углу зала, – На следующей неделе этот шедевр купят на аукционе за 50 миллионов долларов!
– Ну, вы и загнули, Николай Николаевич, 50 миллионов! И какой идиот это сделает? – удивлённо спросил Алекс.
– А вот Вы и купите, дорогой Алекс, – с ехидной улыбкой ответил футбольный магнат и ткнул пальцем в грудь компьютерного гения.
– В смысле, я? Да за такие деньги я себе лучше новый особняк в Швейцарии отстрою – зачем мне это страшилище? Мне оно и даром не надо! – воскликнул Алекс, и с непониманием стал озираться по сторонам.
– Вам лично может и не надо, дорогой Алекс, а нам всем вместе взятым очень даже надо. Чтобы регулярно распространять новости о том, как очередной так называемый «шедевр», на который без страха не взглянешь, был продан за баснословную сумму, – прокомментировал ситуацию хозяин Останкинской телебашни Иван Иванович. – Это делается для того, чтобы и дальше поддерживать восхищение толпы «современным искусством». Поэтому мы все с недавнего времени регулярно продаём на аукционах друг другу всякие похабные скульптуры и примитивные рисунки, гоняя по кругу те самые 50 миллионов долларов. Самое смешное, что на эти аукционы уже даже начали приходить обычные обманутые буратины и покупать за большие деньги некоторые наши «творения», искренне полагая, что это удачное вложение средств. Так что наше дело не просто не требует расходов, но и приносит хороший доход.
– Это просто гениально, друзья! Мне так нравится ваша схема, что я с радостью приму в ней участие, – с облегчением ответил Алекс, а затем, немного смутившись, проговорил. – Возможно, мой вопрос опять будет выглядеть наивным, тем более что вы мне сегодня уже и так много всего объяснили, но я всё же не пойму один важный момент: если План Даллеса так подробно расписан, и его очень легко найти в Интернете, то почему чернь до сих пор всего этого не понимает?
– Не переживайте, дорогой друг! Мы все были молоды, и так же как вы, постигали азы манипулирования толпой, – покровительственно ответил Иван Иванович. – Во-первых, План Даллеса – это не реальный документ, а лишь художественное описание того, что было зафиксировано в Директиве Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года, где, по сути, говорится о том же, но сухим военным языком. Соответственно, на основании этого факта мы заполнили Интернет информацией о том, что План Даллеса – это фейк, вымысел, неправда, и в официальных кругах ссылаться на него – значит, продвигать «теорию заговора». С вами просто никто не станет общаться. Ну а такие многостраничные документы, как названная мной Директива СНБ или те же нашумевшие «Протоколы сионских мудрецов», современный толпарь в большинстве своём осилить уже не может – много букв, понимаешь ли.
– Но ведь какая разница, кто автор, и выдумка это или нет, ведь в Плане Даллеса написано именно то, что реализуется в жизни? – спросил Алекс.
– Мы, Короли, и отличаемся от серой массы тем, что способны видеть глубже. Для нас в первую очередь важно содержание, а не подпись автора или заголовок. А толпа не способна мыслить целостно и потому верит авторитетам. И если эксперты от науки говорят, что это фейк – значит, фейк, и обсуждать здесь больше нечего.
– Что же господа, поднимем эти бокалы за здоровье Даллеса, – воскликнул Алекс, указав на поднос с фужерами, наполненными апельсиновым соком.
– Он уже умер, Алекс,- ответил Иван Иванович.
– Да это неважно. Дело то его живёт, – рассмеялся Николай Николаевич, и пригласил всех к столу.
Источник:
8 комментариев
5 лет назад
А музеи современного искусства очень люблю посещать: там можно найти гораздо более реалистичные вещи, нежели в каком-нибудь средневековом творчестве. И скучно ещё не бывало ни в одном из них.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Вдоль стены уже было расставлено десятка два полотен, и возле них в претенциозной позе – этакая смесь скромности и творческой гордости – стоял пухлощекий молодой человек примечательного облика.
– Вот в таком виде он по столице и шляется, – шепотом наябедничал Таварош. – Не пойми что. Супруга глаза выплакала, знакомые злословят… Каменоломни и не таких перевоспитывали…
– Ну, бросьте, – так же шепотом ответил Сварог. – Творческие люди – народ особый, стоящий выше глупых условностей, а потому…
Он замолчал. Он увидел картины – и содрогнулся. За спиной громко фыркнула Мара. Подойдя поближе и присмотревшись гораздо внимательнее, Сварог громко произнес в пространство:
– Это что, какая-то шутка?
– Государь! – укоризненным, вальяжным тоном отозвался мастер кисти. – Я бы не осмелился шутить с высоким искусством…
Сварог оторопело пялился на холсты.
Разноцветные кляксы, широкие полосы, загогулины и зигзаги, лихие мазки шириной в ладонь, дикое сочетание колеров…
– Позвольте, юноша! – поднял он бровь. – Не могу назвать себя тонким знатоком живописи, но должен же быть сюжет и смысл… Что касаемо этого, – он указал на одно из полотен, – такое впечатление, будто вы краску с завязанными глазами из ведерок выплескивали…
– Государь! – вскричал пухлощекий в совершеннейшем восторге. – Я восхищен вами! С первого же взгляда вы безошибочно определили творческий метод, коим создавалось именно это полотно! – Он свысока глянул на остолбеневшего Тавароша. – Дядюшка, вам бы следовало поучиться у его величества, подлинного знатока искусства. Государь, я счастлив обрести в вашем лице…
– Погодите, погодите, – оборвал Сварог. – У вас что, все… в таком вот стиле и направлении?
– Государь! – с чувством сказал молодой человек. – Простите за похвальбу, но именно я могу считаться творцом этого направления! В основе всякого художественного произведения лежит взгляд творца на окружающий мир.
Полотна, на которые вы благосклонно обратили ваше высокое внимание, как раз и являются отражением моего взгляда на мир, моего понимания мира. Я так вижу! И стремлюсь не следовать рабски устаревшим канонам, предписывающим тупо добиваться сходства, сюжета и смысла.
Главная задача художника – отразить свое видение мира! Полтора года, государь! Полтора года я обиваю пороги тупых бюрократов и закосневших консерваторов, требуя совершенно ничтожных сумм на организацию Академии высокого художества, но ответом были лишь насмешки невежд… Смею думать, что теперь в вашем лице…
Он разливался соловьем, тыча испачканным красками указательным пальцем в испачканные краской холсты. Сварог мрачно слушал, прикидывая, сколько же угроблено красок и холста, которым можно было найти и полезное применение, – рубашку сшить, вывеску намалевать. Таварош скривился, как от зубной боли. Сварог всерьез опасался, что он вот-вот шарахнет родственничка по голове своим тяжелым мешком с бумагами.
По углам зала стояли, как статуи, телохранители с протазанами – им-то не полагалось показывать какие бы то ни было эмоции и чувства, что бы ни творилось вокруг. Даже Мара притихла, не в силах придумать с ходу убойную шуточку.
«В дурдом его, что ли? – угрюмо подумал Сварог. – Интересно, а есть ли здесь дурдом? Как-то не успел выяснить, кто ж знал, что понадобится…»
И тут его осенило. Он даже осклабился от удовольствия. И щелкнул пальцами, громко приказав:
– Карандаш и бумагу! Живо!
За спиной послышался тихий топоток, энергичное перешептывание дворцовых лакеев. Буквально через полминуты кто-то, возникнув за спиной Сварога, почтительно протянул ему большой лист белейшей бумаги и остро заточенный карандаш.
Сварог отмахнулся:
– Это не мне. Отдайте этому господину… Любезный мэтр, не будете ли вы столь любезны нарисовать мне лошадку? Обыкновенную лошадку?
Пухлощекий художник уставился на него изумленно и тупо. Растерянно вертел в руках бумагу.
– Король приказывает, – сказал Сварог с садистским наслаждением.
– Король приказывает, ты слышал? – обрадованно поддержал глэрд Таварош, еще ничего не понявший, но заметно воодушевившийся.
Художник коснулся бумаги остро заточенным грифелем, провел несколько линий. Уронил руки, понурил голову. Едва слышным шепотом сообщил:
– Не получится…
– А почему? – безжалостным голосом коронного прокурора наседал Сварог. – Не умеете, а? Отвечайте, когда вас король спрашивает!
– Отвечать, когда спрашивает его величество! – заорал сияющий Таварош.
– Так не умеете? – спросил Сварог ласковее. – Я правильно понял?
– Не умею, ваше величество, – кивнул художник, не поднимая глаз.
– А домик нарисовать сумеете?
– Нет…
– Кошечку? – не отставал Сварог. – Птичку? Собачку? Уличный фонарь? Вывеску для трактирщика? Что молчите? Выходит, вы умеете только это малевать? – показал он на испачканные холсты. – Ну вот, с вами кое-что проясняется…
– В каменоломни на годик, – в полный голос сказал Таварош. – У нас не одного шалопая таким вот творческим методом воспитали… Государь…
– Ну что вы, право, – сказал Сварог. – Не хотите же вы, чтобы наша держава приобрела среди соседей дурную славу места, где творческих людей отправляют в каменоломни за то, что у них есть свое видение мира… Эй, там, кто-нибудь! Походного казначея сюда.
За спиной опять по-мышиному тихо забегали лакеи. Вскоре в зале появился походный казначей, а в дворцовом просторечии «ходячий кошелек» – здоровенный детина, у которого на поясе висел тяжеленный кожаный кошель с отделениями для золота, серебра и меди. Согласно этикету, ему полагалось всюду сопровождать короля – на случай, если его величество пожелает оказать кому-то высокую милость в виде незамедлительной денежной награды.
. – Подойдите сюда, – кивнул Сварог перепуганному художнику. – Подставьте-ка подол этого вашего балахона…
Запустил руки в кошель и высыпал в подол добрую пригоршню золотых монет. Прежде чем художник сумел что-то сообразить, громко распорядился:
– Секретаря сюда. С гербовой бумагой для королевских указов. Доставить этого субъекта на границы государства и разрешить беспрепятственно убраться, куда только пожелает. Назначить пенсион такого размера, чтобы хватило на скромную жизнь.
И записать накрепко: если когда-нибудь окажется на территории моего королевства, будет незамедлительно повешен. Одним словом, баниция с веревкой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена