Александр Башлачев
Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд».
В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино — практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) — далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.
В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 — уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.
С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, — сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня — «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. — «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» — ответил Башлачёв.
В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».
В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 — этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.
В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года — необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко — всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и мало востребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня — «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» — он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов — именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.
Весна 1987 г. — съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года — с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня — «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.
За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича, песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.
В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой — был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа — родился Егор, сын Александра Башлачёва.
Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов — тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, — Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».
Источник:
10 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Йой что ли русский рок? или может Агатта Кристи русский рок?
или может КИШ или Сектор Газа это русский рок?
идите на ... со своим русским роком
а... вспомнил... Чайф (бутылка кефира пол батона) вот это русский рок, ну вот с этой бутылкой пол кефира и п-и-з-д-у-й-т-е н-а-х-у-й!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена