«Адвокат дьявола» по-советски
История о том, как обычный человек продаёт душу дьяволу, не нова. Одну из самых захватывающих интерпретаций нам представил Голливуд в триллере «Адвокат дьявола», но в СССР ещё в конце восьмидесятых вышла не менее любопытная лента, хоть и не столь пугающая. Это была ещё одна совместная работа плодотворного тандема сценариста Александра Миндадзе и режиссёра Вадима Абдрашитова, которая называлась «Слуга».
Авторы выбрали жанр фантасмагории о советских чиновниках, что, наверное, было в духе того времени. Уже появилась рязановская «Забытая мелодия для флейты», снятая в немного похожем жанре, но там было больше мелодрамы. В «Слуге» уже явно видны социальные мотивы, обличение власть имущих и их приспешников, готовых рабски исполнять приказы. Мне, кстати, показалось любопытным, что главный герой - десантник в прошлом. Кажется, что
десантники - это олицетворение обдуманной справедливости, а в этой картине десантник превратился в раба, холуя, прислужника эдакого Мефистофеля по-советски.
Главные роли в фильме сыграли Юрий Беляев (слуга) и Олег Борисов (хозяин). Юрий Беляев к концу восьмидесятых был известен, в его фильмографии появилось уже несколько ярких ролей, кроме того, он блистал в Театре на Таганке.
Его партнёр, а по сюжету и хозяин, Олег Борисов числился в списке самых популярных, любимых и востребованных советских кинозвёзд. Борисов очень хотел получить эту роль, всемогущего дьявола-искусителя, способного приказать одним только взглядом. И Абдрашитов ему не отказал. Возможно, не последнюю роль сыграл и тот факт, что
режиссёр и актёр были знакомы и уже дважды поработали вместе.
И трудно не согласиться с тем, что роль чиновника-оборотня - одна из лучших в активе Олега Борисова. Один эпизод, когда он, оскалившись, заставляет настоящего волка поджать хвост, чего стоит! Эту сцену критики оценили по достоинству, и не только отечественные: когда фильм отправили на кинофестиваль в Берлине,
повсюду висели плакаты с оскалом актёра.
А вот на съёмках никаких оскалов, скандалов и разборок не было. Вадим Абдрашитов славился покладистым характером, он никогда не повышал голос на исполнителей и сохранял спокойствие. Исполнители и технические специалисты платили ему тем же:
на площадке по просьбе режиссёра всё происходило быстро и незаметно, будь то перестановка осветительного прибора или съёмка очередного дубля.
Снимал ленту «Слуга» молодой оператор Денис Евстигнеев, и ему отлично удалось передать гнетущую атмосферу всей этой странной демонической истории. А ещё в кадре появились Алексей Петренко, представший в роли антагониста героя Борисова, и Ирина Розанова, тогда ещё начинающая, но уже запомнившаяся зрителям актриса.
Рассуждая о том, что же за фильм он снимает, Вадим Абдрашитов говорил, что хочет показать, как вчерашний день откликается в сегодняшнем. Его задумка состояла в том, чтобы продемонстрировать, что
достижение благих при поверхностном взгляде целей иногда означает потерю собственной личности и банальных человеческих ценностей.
А ещё авторы придумали фильму неоднозначный финал. В последней сцене слуга современный слуга бежит за поездом, на котором уезжает его повелитель. И каждый решает для себя, то ли это проявление человеческой теплоты, которая исподволь прорывается наружу, то ли острое желание исполнить очередной приказ и получить очередную награду.
Источник:
4 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Даже, возможно не сам фильм, а именно актерская игра Олега Борисова.
Считаю, что эта роль лучшая из когда либо им сыгранных.
Жаль, что он при жизни был недооценен, очень жаль.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена