Спасение ≠ покою: чем руководствовался Воланд, спасая Мастера?
После прочтения романа Булгакова остается определенное послевкусие недосказанности, порождающее ряд вопросов. К примеру, почему Воланд спас Мастера, и чем он руководствовался, делая такой выбор?
Булгаковеды и по сей день бьются над разгадками некоторых противоречий, которые оставил после себя писатель. Одно из них – куда именно исчезли из столицы Мастер и его возлюбленная в сопровождении дьявольской свиты?
В финале романа из царства света к Воланду приходит Левий Матвей, последователь Иешуа Га-Ноцри, и передает просьбу Иешуа: тот прочитал роман и просит наградить Мастера. В ответ на просьбу Воланд интересуется, отчего же они не заберут Мастера с собой, в свет. На что Левий тихо отвечает, что он не заслужил света, но заслужил покой.
Воланд соглашается, и его подручный Азазелло устраивает физическую смерть пары. И приводит Мастера и Маргариту, которые покидают столицу вместе со всей свитой. На свой вопрос, куда же они направляются, Мастер получает пространный ответ от Воланда: «О трижды романтический Мастер, неужто вы не хотите днем гулять под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». А Маргарита добавляет, что их ждет вечный дом, полученный в награду.
Но способен ли князь тьмы творить благие дела и делать столь щедрые подарки? Ведь он – есть само зло. И основной причиной посещения Москвы им в сопровождении свиты как раз и было устранение Мастера. Он был опасен тем, что незримо и неощутимо, но так сильно влиял на людей, что малейшие крупицы любви, доброты, чести, таланта произрастали и увеличивались в разы, позволяя человеку стать лучше и перейти на иной, более высокий уровень. Понятно, что дьяволу со товарищи такие люди – враги.
Исследователи расходятся во мнениях, рассуждая о месте, куда был отправлен Мастер. Одни считают, что он попал в Лимб – первый круг ада по Данте, где пребывают поэты и философы. Другие уверены, что подарки от адских сил априори невозможны, и все, что ждет пару – это ад и изнуряющая бесконечность. Но ведь просьба Иешуа о покое была услышана и исполнена. А покой, в соответствии с христианским учением, не может считаться наказанием.
К тому же физическое устранение Мастера было согласовано со светлой стороной. И получается, что слова Маргариты, адресованные Воланду, о том, что это человек неподвластный ни свету, ни тьме, пророческие. И Мастер попадает в некую промежуточную среду между адом и раем и находит там упокоение. Над ним более никто не властен: ни свет, ни тьма. И он получает право пребывать в месте, где все живы, и куда могут приходить «…те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи». Вероятно, речь идет об авторах, произведениями которых Мастер вдохновлялся при создании рукописи, поскольку близких кроме Маргариты у него не было. А как вы думаете, какая судьба была уготована булгаковскому персонажу?
Источник:
47 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
У каждого такое послесмертие в которое он верит.
У Мастера и Маргариты такое какое они захотели..
Есть много людей любящих ад,говорящих про сковородки.
Они там будут или увидят это по крайней мере.
А я думаю,что будет и секс и любовь,но в такой форме,что не видел того глаз и не слышало ухо.
"У Отца моего Небесного обителей много"(Евангелие)
Имя Бога нам впервые открыто в Евангелиях- Отец Небесный и никакие которые
были до Нового Завета.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена