Константин Мельников. Клуб коммунальников имени Русакова
Форма здания клуба просто притягивает взгляд, его просто невозможно не заметить. Заказчиками клубов выступали отраслевые профсоюзы. Строились клубы рядом с предприятиями, для работников которых они предназначались, чтобы после работы можно было идти не только в баню, но и в клуб, где можно было прослушать лекцию, посмотреть спектакль. да и самому поучаствовать в художественной самодеятельности, позаниматься в различных кружках.
Конкретно этот клуб строился для работников трамвайного депо имени того же Русакова и вагоноремонтного завода, который ныне называется СВАРЗ. Мельников уже имел к тому времени репутацию новатора в архитектуре, и заказ получил без конкурса, время для заказчика было дорого. Так получилось, что практически одновременно Мельников строил в Москве 5 рабочих клубов. И ни один из них не был похож на другой. Идей у маэстро было море, и именно в этом проекте ему удалось реализовать большинство своих задумок.
Под клуб был отведён достаточно маленький участок и здание пришлось строить с учётом формы этого участка. Но даже не форма сегмента является отличительной особенностью здания, а три больших выступа, нависающих в северо-западном направлении. Выступы эти формируют образ шестерёнки - символа машиностроения и индустриализации.
Мельников в соответствии с требованиями заказчика разместил зрительный зал на втором этаже, а первый был отдан под служебные помещения. В консольных же выступах, зубьях шестерёнки, разместились три части амфитеатра зрительного зала.
Почему он сделал не один цельный амфитеатр, а разбил его на три части? Мы уже видели, что Мельников был большим мастером трансформации помещений. Но трансформация нужна была не от хорошей жизни, приходилось на имеющейся площади разместить помещения различного назначения и на разное количество участников. Для увеличения количества вариантов использования помещения Мельников разработал проект движущихся перегородок.
В соответствии с этим проектом три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными перегородками, образуя отдельные залы на 180 человек.
Таким образом вместимость зала варьировалась от 250 до 1300 зрителей. Кроме архитектурных задач, надо было решать ещё и инженерные. Железобетонные конструкции антресолей разрабатывал и рассчитывал инженер В.В. Розанов, а перегородки с механическим приводом разрабатывал механик Н.И. Губин.
Партер имел небольшой уклон и позволял легко убрать деревянные стулья, которые придумал Мельников.
Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами. Перила террасы, сделанные из газовых труб, первоначально были светлыми.
Наружные лестницы - фирменный приём Мельникова, позволявший соблюсти противопожарные правила не увеличивая внутреннюю площадь здания.
Но балкон с лестницами служил только для выхода в случае чрезвычайной ситуации.
Особенность этих лестниц в том, что под ними сделан проход.
Вход же был сделан традиционным.
На первом этаже изначально был спортзал, но потом его переделали просто в фойе.
Отделка фасада была основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки — серой и белой.
Согласно проекту оконные переплёты должны были быть изготовлены из металла, но материала не хватило и их сделали деревянными. Такие рамы обладали низкой несущей способностью, вследствие чего были заложены кирпичами вскоре после начала эксплуатации здания.
Зато такие окна позволяли сделать зал светлым, пока их не заложили. конечно.
После войны была демонтирована чрезвычайно сложная система механических затворов-ширм, делящих зал на меньшие помещения. В 1970-е появился мрамор в фойе и прочие мелочи, но до конца 2000-х годов здание сохраняло свои внешние формы нетронутыми (пусть и с потерей лозунгов, начертанных на торцах трибун), сохранялись и металлические переплеты окон, хотя двери были заменены.
Вид с тыльной стороны портят кондиционеры и пристроенный металлический сарай..
В треугольном возвышении на снимке выше располагается винтовая лестница.
В постсоветское время достаточно обветшавшее здание клуба было передано театру Романа Виктюка, который вкладывался только в мелкий косметический ремонт. Комплексная реставрация здания была проведена в 2012-15 годах за счёт бюджета. Были раскрыты заложенные окна, но вместо проектных металлических рам поставили банальные пластиковые стеклопакеты. Восстановлены надписи на торцах консолей. Внутреннее пространство приспособлено под современные требования, количество мест в зрительном зале уменьшилось в три раза.
В 1932-м Мельников был обвинён в формализме, и с 1936-го года практически был отлучён от профессии, перестал получать заказы. Кто теперь помнит этих "обвинителей", а творения Мельникова - общепризнанные шедевры авангарда мирового масштаба.
Автор dmitry_sasin
0 комментариев