Как «Челюсти» Спилберга навсегда изменили мировой кинематограф
В это трудно поверить, но фильму, который вошел в историю как первый летний блокбастер, исполнилось 45! До открытия «Челюстями» эпохи летних хитов самым хлебным временем для премьеры высокобюджетных и зрелищных картин считалась зима, перед Рождеством, или весна. Изначально триллер планировали выпустить в декабре 1974 года, но пять месяцев съемок вместо полутора, сделали премьеру зимой невозможной. Продюсеры не стали ждать, выпустив фильм в мертвый сезон. Картина появилась в кинотеатрах погожим пятничным днем 20 июня 1975 года, произведя эффект разорвавшейся бомбы.
Монстр из книги
Череда кровавых нападений акул в 1916 году у побережья Джерси вдохновила Питера Бенчли на написание романа, которых лег в основу фильма. Большую часть книги писателю пришлось переписывать. Нетронутыми остались только первые пять страниц. Дело в том, что следом за жутким и пугающим началом шло повествование, пропитанное юмором, что не устраивало редактора. С названием произведения тоже было не все гладко. Оно появилось буквально в день публикации. Среди возможных вариантов были «Безмолвие в воде» и «Левиафан поднимается».
Когда роман был написан, но не опубликован, чувствуя потенциал книги, издатель распространил ее среди книжных клубов, где она получила высокие рецензии. Информация о сюжете романа дошла до продюсеров Universal Picture. Взволнованные прочитанным Ричард Д. Занук и Дэвид Браун купили права на экранизацию будущего бестселлера. К слову, Бенчли мы тоже можем увидеть в «Челюстях». Он сыграл телевизионного репортера.
Спилберг, занявший кресло режиссера проекта, решил избавиться от лишних, по его мнению, сюжетных линий и минимизировать количество персонажей. Он сделал главным героем не шефа полиции Мартина Броуди, а кровожадную белую смерть. Бенчли скрепя сердце пришлось корректировать сценарий, с которым у его книги много принципиальных различий. Даже смерть хищницы Спилберг сделал по-своему. Он взорвал ее, хотя в романе она истекает кровью.
Книга появилась на полках магазинов за год и четыре месяца до премьеры своего киношного варианта в феврале 1974 года. Десять месяцев она оставалась в списке бестселлеров. По итогам продаж было реализовано 20 миллионов экземпляров.
Одновременно фишка и головная боль
По понятным причинам создатели фильма не могли пригласить на роль акулы живую рыбу, а теперешние технологии, позволяющие оживлять режиссерам самых страшных монстров, еще не были придуманы. Поэтому для съемок решили построить механическое чучело. Всего таких моделей было три. Первая, полностью герметичная, использовалась для крупных планов и съемок под водой. Две другие были акулами лишь с одного бока, с правой и левой стороны. У неживых акул вскоре появилось имя. В шутку их стали называть Брюсами — в честь адвоката с железной хваткой Брюса Рамера, который вел дела Спилберга.
Напичканные электроникой махины, которые стоили без малого 2 миллиона долларов, показали свой трудный характер еще до начала съемок. Спилберг повел друзей, среди которых был Джордж Лукас, в мастерскую, где собирали акул. Движимый любопытством будущий создатель «Звездных войн» полез в пасть к рыбе, чтобы посмотреть, как там все устроено. Тем временем Стивен нажал кнопку захлопывающую пасть. Вытащить слопанного Лукаса оказалось непросто, так как механизм заклинило.
Тест 25-фунтовой акулы на площадке, также не сулил ничего хорошего. Не сделав ничего, она просто пошла на дно. Дальше — больше. Огромные махины, весящие тонны, то и дело ломались, не выдерживая нагрузку соленой водой. Спилберг же твердо решил, что будет снимать свой фильм не в павильонах, а в открытом море.
Чем меньше видишь, тем больше впечатляешься
Из-за постоянных неисправностей молодой режиссер не мог долго показывать акулу в кадре, поэтому применил метод создания идеального триллера Альфреда Хичкока. Спилберг рождал напряженность в фильме, по минимуму показывая объект ужаса. Постоянно намекая на присутствие опасности в кадре, зловещей музыкальной темой Джона Уильямса, он полностью продемонстрировал акулу, вспотевшим от страха зрителям, только спустя 1 час 21 минуту с момента начала ужастика.
С невиданным размахам
Гулять так, гулять! Очевидно, так решили продюсеры, когда запланированный бюджет картины был превышен вдвое, с $4,5 миллионов до $9 миллионов.
Выходу «Челюстей» предшествовала беспрецедентная по тем временам промоакция. На рекламную кампанию фильма на телевидении было потрачено 2 миллиона долларов. Ролики начали показывать во время прайм-тайма за две недели до старта премьеры. Команда, которая работала над фильмом, ударно давала интервью и ходила с одного ток-шоу на другое. Роман Бенчли был переиздан, что также популяризировало фильм. Показ ленты начался одновременно во всех крупных кинотеатрах страны. В итоге картина принесла более 470 миллионов долларов прибыли и была удостоена трех «Оскаров» за монтаж, музыку, звук.
«Эффект Челюстей»
Люди и раньше с опаской относились к белым акулам, но после выхода блокбастера о наводящей ужас и не ведающей жалости жительнице морских глубин браконьеры и моряки стали истреблять акул тысячами. Геноцид вынудил американские власти ввести запрет на убийство этого вида акул. Бенчли чувствовал себя ответственным за то, что написал книгу, породившую негативное отношение к акулам. Он стал активным защитником океана, утверждая, что теперь по доброй воле никогда бы не написал «Челюсти».
Смысл картины, в котором шериф, охотник и океанолог воюют с акулой-людоедкой, для каждого зрителя свой. Так в одном из своих любимых фильмов Фидель Кастро видел марксистскую идею. Акулу он представлял символом капитализма, которому противостоят совестливые американцы. А у вас есть своя интерпретация сюжета?
Источник:
3 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена