Немного интересного о скрытом видеонаблюдении
Скрытое или, как его ещё называют, негласное наблюдение — один из самых удобных методов ситуационного контроля. Этот способ получения информации известен с самого момента изобретения видеокамер. В России скрытое наблюдение было закреплено на законодательном уровне уже в конце первой половины XIX века. И если изначально оно было прерогативой преимущественно уголовно-сыскных отделений полиции, то очень скоро сфера его применения быстро расширилась
Законодательный аспект
Прежде чем начать знакомство с современным оборудованием для скрытого наблюдения и с техникой его монтажа, настоятельно рекомендуем разобраться с правовой стороной данного вопроса. Из-за существующих противоречий в законодательстве и свободы трактовок некоторых статей, негласное наблюдение балансирует на тонкой грани между неприкосновенностью личной жизни субъекта и допустимым вмешательством в неё с целью выявления преступных деяний. Формально скрытое наблюдение и использование скрытых микрофонов в общественных местах не запрещено законодательством Российской Федерации, однако дебаты относительно правомерности скрытой видеосъёмки в том или ином случае ведутся повсеместно.
Итак, что же говорит нам буква закона? Согласно статье № 137 Уголовного кодекса, незаконный сбор и распространение данных, касающихся чьей-либо частной жизни, наказывается денежным штрафом, а в отдельных случаях даже ограничением свободы на срок до четырёх месяцев. Кроме того, 138 статья сообщает нам, что нарушение тайны частных переговоров уголовно наказуемо. В то же время статья № 138.1 УК РФ ограничивает продажу спецсредств, ориентированных на нелегальное получение информации о субъекте.
Со статьями 137 и 138 всё предельно ясно: устанавливая скрытые камеры и регистратор у себя дома, в офисе или торговом зале, мы не преследуем цель собрать или распространить сведения о чьей-либо частной жизни. Аргументацией наших действий должен служить тот факт, что мы намерены использовать оборудование исключительно для съёмки собственного имущества или поступков.
Со статьёй № 138.1 всё немного сложнее. Сперва давайте выясним, что в юридическом смысле понимают под «спецсредствами, ориентированными на негласное получение информации». В постановлении правительства РФ № 214 от 10.04.2000 разъясняется порядок ввоза и сертификации спецсредств для ведения скрытого наблюдения, а также приводится их перчень. Согласно постановлению, под спецсредства для скрытого наблюдения подпадает любое оборудование, отвечающее хотя бы одному из нижеизложенных признаков:
- видеокамеры, способные фиксировать происходящее при освещённости на матрице менее 0,0001 lx или менее 0,01 lx на объекте съёмки;
- видеокамеры без объектива: вместо него свет проходит через пинхол (от англ. pinhole — «булавочное отверстие»);
- записывающие и передающие видеоустройства, закамуфлированные под бытовые предметы.
Людям, хотя бы поверхностно знакомым с современными тенденциями видеонаблюдения и возможностями современных матриц и объективов, сразу же станет ясно, насколько сильно устарел этот список. Чего стоит одно только определение «закамуфлированные». Следуя этой логике, видеокамера в смартфоне или планшете является специальным средством, закамуфлированным под ежедневно используемый бытовой предмет. Выходит, что все жители России, кроме пенсионеров со старыми телефонными аппаратами, подпадают под статью № 138.1. Что и говорить о владельцах портативных велотрекеров, защитных шлемов и горнолыжных масок с камерами. А уж о Google Glass и вспоминать страшно, ведь у их обладателей есть возможность моментально поделиться снятым скрытой камерой материалом на весь мир. Разумеется, арестовывать этих людей никто не торопится. Однако закон есть. И он действует. Но в то же время действует и статья № 91 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующая контроль работодателя за добросовестным выполнением сотрудниками своих обязанностей. Ссылаясь на данную статью, компетентные адвокаты не раз доказывали в суде, что негласное наблюдение в их случае является обоснованным, так как позволяет выявлять недобросовестных работников.
Встраивание видеокамер в элементы охранных систем
Датчики задымления, ИК-извещатели и всевозможные сигнальные устройства не подпадают под определение бытовых предметов, так как являются элементами охранных систем. В свою очередь, камеры, встроенные в подобное оборудование, не могут входить в группу «специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Будучи элементом системы безопасности, они преследуют совершенно другие цели. Кроме того, многое оборудование (к примеру, устанавливаемый повсеместно ИК-извещатель LC-101) с завода предусматривает встраивание в корпус компактной пинхол-видеокамеры.
Встраивание видеокамер в конструктивные элементы зданий
Двери, стены, потолок есть ни что иное, как конструктивные элементы здания, но уж точно не бытовые предметы. К бытовым предметам можно отнести шкафы, стулья, часы, картины, фоторамки или, на худой конец, комнатные растения. К слову, именно за монтаж скрытых видеокамер в перечисленных предметах чаще всего и привлекаются владельцы офисов, кафе, обменных пунктов и других частных учреждений. Но зачем играть в детективов, маскируя камеры в горшках с цветами и картинах, если можно сделать их частью здания или предусмотренной в нём системы безопасности? Именно такой подход мы настоятельно рекомендуем использовать, если у наших читателей возникнет потребность в организации скрытого видеонаблюдения на объекте.
Видеоглазки
Формально все имеющиеся на рынке видеоглазки подпадают под классификацию «пинхол», однако на практике 95% из них таковыми не являются. Подавляющее большинство недорогих китайских моделей видеоглазков, продаваемых в онлайн-магазинах, не имеет достаточного для попадания в классификацию спецоборудования выноса зрачка входа. Другими словами, расстояние от отверстия, через которое в камеру попадает свет, до её матрицы настолько незначительно, что пинхол-видеокамерами их можно назвать разве что формально.
Ограничение по минимальному уровню освещённости
Как уже было сказано выше, большое значение при классификации спецсредств играет минимальный уровень освещённости, при котором оборудование может осуществлять видеосъёмку. К счастью, здесь закон на нашей стороне. Большинство продаваемых интернет-магазинами портативных видеокамер могут снимать в диапазоне от 0.5 до 0.05 lx, поэтому не подпадают под запрет. Однако нужно учесть тот факт, что оборудование данного типа быстро развивается, и очень скоро даже в бюджетном сегменте могут появиться портативные камеры, способные вести съёмку при освещённости объекта менее 0,01 lx.
Предупреждение о скрытой видеосъёмке
Ну и, конечно, в значительной степени обезопасить себя от притязаний со стороны правоохранительных органов поможет табличка «В помещении ведётся видеонаблюдение». К слову, как показывает практика, даже без видеокамер она способна выступать в роли психологического сдерживающего фактора, страхующего владельца от краж со стороны посетителей и сотрудников.
Источник:
8 комментариев
4 года назад
дальше можно не читать
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
А если короче, то даже не думай ставить камеры в номерах. Накажут. Достаточно ощутимо.
Камеры по нашим законам можно ставить только в общественных местах и только открыто. Для отеля это холл, коридоры, лестницы, ресепшн внешняя территория. И в каждом помещении должна быть табличка на видном месте, где текстом должно быть написано что ведется видеонаблюдение.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена