Он не позволял душе лениться. Памяти музыканта
Александр Владимирович Монин — советский и российский музыкант, певец и автор песен, наиболее известный, как один из основателей и вокалист московской группы Круиз — родился 19 декабря 1954 года в городе Веспрем близ Будапешта (ВНР). Там, в составе 36-й воздушной армии ЮГВ (Южная группа войск — контингент Советской Армии в странах Варшавского договора) служил его отец — Владимир Дмитриевич — военный лётчик, награждённый за подавление «венгерской революции» (октябрь-ноябрь 1956) Орденом Красной Звезды. Мама — Любовь Фёдоровна — была педагогом. Семья была очень музыкальной: отец играл на нескольких инструментах, мама и младшая сестра Светлана прекрасно пели, так что Александр с детства приобщался и к музыке, и к песне.
Когда советские войска в Европе начали сокращать, Монина-старшего перевели в СССР, сначала в Ростов-на-Дону, потом в Курган, после чего семья Мониных переехала в Омск.
Александр мечтал стать лётчиком, потому как вырос на аэродроме, и уже с 7 лет «катался» с отцом на разных самолётах, занимался в секции парашютистов.
Но в 8 лет он впервые услышал настоящий рок-н-ролл — Чака Берри, Элвиса Пресли и прочее. И, ещё толком не понимая, что это такое, «подсел на музыку». Потом появились Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin — и пошло-поехало. И уже в 7-ом классе, на волне «битломании», Александр с друзьями собрал первую команду. Сначала это были домашние концерты, репетиции, а с 8-го они начали играть на танцах, на школьных вечерах.
Саша слушал самые разные мелодии: ему повезло в плане познания музыки из модных в то время музыкальных тенденций, поскольку практически до 8 лет он жил в Венгрии, а там с музыкой было всегда получше, чем в Союзе.
«Есть люди узкой музыкальной специализации, которые предпочитают слушать либо джаз, либо классику, либо рок-н-ролл — преимущественно одно. Люди, которые относятся к музыке глубже, хотят её не просто слушать, а чувствовать, которые понимают, что это не только ноты, и не классифицируют её никак. Музыка подразделяется для меня на ту, которая вдохновляет, "колбасит", нравится, и ту музыку, которая оставляет равнодушным. Меньше всего волнует направление — классическая, народная, рок-н-ролл или современные электронные навороты, а больше — насколько есть там драйв, который в меня проникает. Вот что главное» (из интервью А. Монина).
В Омске Александр неожиданно поступил на педиатрический факультет медицинского института (ОмГМИ им. М.И. Калинина, ныне — Омский государственный медицинский университет/ОГМУ). В меде он собрал команду Солярис, в которой пел и стучал на барабанах. Но в начале 1976 года басиста группы и лучшего друга Монина — Николая Андина выгнали из института и Александр от горя так же бросил учёбу.
В том же году гитарист одной из омских групп Владимир Ополовников предложил ему поехать на заработки в Сургут, и 13 февраля 1976 года Александр устроился там на работу в качестве музыкального руководителя в одну из крупнейших в Союзе нефте- и газодобывающих компаний "Сургутнефтегаз", где проработал год. Его даже зачислили в штат, но так как ставки именно музрука там предусмотрено не было, оформили как бригадира стропальщиков, а это была самая высокооплачиваемая в Сибири рабочая специальность.
И когда к 23 февраля нужно было устроить праздничный концерт, Монин за 10 дней сколотил группу, которую назвал СНГ (не Союз Независимых Государств). Группа исполняла общесоюзные хиты тех лет — песни из репертуара Весёлых Ребят и Самоцветов, играла на танцах в ДК "Геолог". Там была танцевальная веранда, вмещавшая до 1000 человек, но обычно набиралось в 2 раза больше. Музыканты неплохо зарабатывали, забирая 70% от выручки. И, когда администрация ДК решила, что распределение прибыли должно быть 60/40, музыканты гордо ушли.
А осенью 1976 года в Сургут из Молдавии приехала группа Кордиал (Валерий Гаина — гитара, Всеволод Королюк — барабаны, Александр Кирницкий — бас, Неля Мисаутова, Вера "Веранда" Власова и Мария Томас — вокал).
Монин рассказывал: «Мы прослышали, что приехала какая-то круто запакованная команда. Мы и сами были хорошо запакованы, у нас были барабаны Amati, гитары Musima и три комплекта "Регента-60". У некоторых столичных команд, приезжавших в Сургут на гастроли, был только один комплект "Регента", и даже они очень бледно смотрелись на нашем фоне. А тут у людей - барабаны Tama, тарелки Paiste, двухмануальная Vermona, большой Leslie Hammond (играть на нём — удовольствие, зато таскать — мученье), а у гитариста — белый, по тем временам совершенно нереальный, американский Telecaster! Этого было достаточно, чтобы умереть от зависти. Короче говоря, они нас убрали. И когда меня пригласили в эту команду (руководитель Кордиала — Марат Кавалерчик написал тогда на слова Н.А. Заболоцкого рок-оперу "Зодчие" и искал под неё ещё одного вокалиста), я долго не упирался».
Кордиал жили в 2-х комнатах в общаге, с женами и детьми. С самого утра читали ноты и играли «с листа». Пели "фирму", свои вещи, но основной их работой были "Зодчие".
Александр пришёл в Кордиал в феврале 1977 года, а в апреле в Сургут на гастроли приехала группа Новые Электроны, работавшая при Амурской филармонии, и их руководитель — Герман Леви — предложил им влиться в её состав (его музыканты «взбунтовалась» на почве распределения финансов, и он решил бунтарей уволить и набрать новых).
Новые Электроны были этаким сборным оркестриком с Дальнего Востока, у них был какой-то смешной аппарат, но солидный состав, а у Кордиала — наоборот. Электроны приехали в «Геологи» на танцы, и, увидев «аппарат» местных, чуть в обморок не попадали. Музыканты они были нормальные, а программа была плохая. И на сейшне Кавалерчик "перетёр" с их руководителем, найдя какие-то точки пересечения.
Так в мае 1977 года Монин попал с Электронами в Москву. Там в августе коллектив сдал программу и в сентябре уехал на базу — в Амурскую филармонию.
А в 1978 году Монина пригласил в ВИА Молодые Голоса, созданный в 1974 г. на базе Тамбовской филармонии, его тогдашний руководитель Матвей Аничкин. Так Александр год отработал с Молодыми в Благовещенске, потом в Тамбове. Группа исполняла, в основном, песни советских композиторов и немного иностранных авторов.
«Играли по-настоящему! — рассказывал Монин, — с дудками, как у Chicago или Blood, Sweat & Tears, поскольку наши духовики тащились на этом и, естественно, вносили свою струю. У нас была даже своя джаз-роковая композиция, которая называлась "Время вперёд!"».
Первый крупный концерт группы состоялся в Новогиреево, в свежепостроенном кинотеатре "Киргизия". База же у них была тогда в АЗЛК, который пока ещё только достраивали.
В сентябре 1978 года музыканты поехали на фестиваль "Сочи-78", где с ходу заняли 3-е место (1-е получил ВИА Лейся, песня из Кемеровской филармонии, 2-е — воронежская Фантазия). В качестве награды за ту победу Голоса получили возможность записать на ВФГЗ «Мелодия» пару песен — "Дедушка играет на гитаре" и "В разгаре лета".
Молодые Голоса удивили Тамбов, став внезапно очень авторитетной, в городе и не только, группой. После успеха в Сочи музыканты начали репетировали рок-оперу "Звездный скиталец", либретто которой написал Борис Доронин. Это была фантастическая история, рассказывающая о войне Добра и Зла, по сюжету которой музыканты путешествовали по разным планетам, встречали какие-то миры, с некоторыми из которых возникали конфликты, но, в конце концов, все заканчивалось благополучно.
Так Монин отработал 1979-80 гг. Но "Звездный скиталец" очень напрягал разнообразных секретарей обкомов и горкомов КПСС — их раздражало то, что в либретто была какая-то Красная Планета Войны — планета зла. За эту-то «планету», в конечном итоге, группу посадили на репетиционный период, что для музыкантов, впрочем, было делом привычным. Именно тогда ими были написаны "Волчок", "Виза для круиза" и "Кошмарный сон".
Первое представление этих песен состоялось на летней площадке в Новороссийске, которая вмещала человек 700, и на первый концерт, начинавшийся в 19.00 час., пришло меньше 400 зрителей, зато на концерт в 21.00 час. собралось аж 3000!
В 1980 году Аничкин, понявший, что это успех, решает поменять не только название, но стиль группы… и их остаётся пятеро: Монин, Гаина, Кирницкий, Королюк и Сергей Сарычев (подробнее – здесь: «Кузница кадров» – группа «Альфа»). Так началась история одной из первых рок-групп в СССР — легендарного Круиза, первое сольное выступление которого состоялось в Харькове в сентябре 1981 года.
Круиз, в отличие от серой, заштампованной советской эстрады, выплеснул на сцену яркое, крепко сколоченное, хорошо отлаженное именно представление, а не банальный концерт. В его первый состав вошли: Монин (вокал), Гаина (гитара), Кирницкий (бас), Сарычев (клавиши), Королюк (барабаны).
Уже в начале карьеры Круиз возил с собой несколько тонн оборудования — музыканты делали шоу "Путешествие на воздушном шаре", готовое поспорить с шоу, выдаваемое Pink Floyd. За группой двигались 2 фуры — одна со звуком, вторая со светом, а ещё фура со спецоборудованием и декорациями. Обслуживали действо более 40 человек постановочной бригады, которая являлась частью коллектива. Везде на концертах был представлен суперзвук, благо как раз эти тонны аппаратуры, как и мастерство звукачей, позволяли добиться такого звука практически в любом зале. Кроме звука, было магическое лазерное и пиротехническое шоу, оригинальные акробатические номера. К примеру, номер «Паук», когда по ходу композиции над сценой возникала громадная паутина, и акробат в костюме Паука начинал, летая по залу над головами зрителей, охотиться на свою жертву — девушку-акробатку, с неожиданными перемещениями их обоих от сценического задника в центр зала. Такие номера — это было нечто. И собственно сам шар — громадный, более 10 м в диаметре, весь в лазерах, делал невероятную и невиданную картину. Но главными лицами, конечно же, были музыканты, и основу всему этому положил в то время фронтмен Монин.
Он стал не только голосом коллектива, но его душой. Начинаются их золотые годы. Города за городами. «Послушай, Человек…», «Кто-то обязан быть первым», «Не позволяй душе лениться», «Красоту не остановишь, не поймаешь»... Эти песни с Мониным пели зрители всегда до отказа заполненных стадионов и дворцов спорта. Ну, а песня «Крутится волчок» становится чуть ли не главной во всех ресторанах и на танцплощадках страны в сезон 1982-83 гг.
Но группа подвергалась жёсткому прессингу и полной информационной блокаде. Находясь на пике популярности, Круиз не имел ни одного радио- или, тем более, телеэфира, записав несколько магнитоальбомов, не смог выпустить ни одного винила, которые выходили тогда только на единственной фирме грамзаписи "Мелодия", и только с разрешения властей. Поклонникам оставалось только слушать группу на немногочисленных концертах, которые всё же удавалось провести, или переписывать друг у друга их плёнки.
Песни группы "Не позволяй душе лениться" и "Крутится волчок" были признаны «официальным руководством» антисоциальными. Но, не смотря на это, в 1982 году Круиз принял участие в съёмках фильма Свердловской киностудии "Путешествие будет приятным" (реж.: Альберт Мкртчян) и именно с песней "Не позволяй душе лениться".
Но концертов становилось всё меньше. Их запрещали, отменяли, заставляли переделывать репертуар, опять и опять запрещали.
В начале 1983 года Королюк перешёл работать в группу Круг (образовалась в 1981 году из «обломков» группы Стаса Намина Цветы), а на его место пришёл Николай Чунусов.
Музыканты продолжали много репетировать, писать новые песни. О группе услышали за рубежом. Шведское ТВ сняло о Круизе фильм, который показало в Европе. Американский еженедельник Christian Science Monitor опубликовал большую обзорную статью под названием "О чём "молчит" Круиз".
В 1983-84 гг. программу "Путешествие на воздушном шаре" увидели Таллин, Рига, Вильнюс, Минск, Киев, Санкт-Петербург, Москва.
Успех был невероятный. Но у группы по-прежнему не было ни одного эфира на ТВ и даже ни одной публикации в прессе. А затем вышел знаменитый Приказ №361 (Постановление Управления культуры г. Москвы от 28 сентября 1984 г. «О мерах по упорядочению деятельности вокально-инструментальных ансамблей, повышению идейно-художественного уровня их репертуара» https://www.pesnyary.com/forum/index.php?topic=1153.0), практически запрещающий рок-музыку, на основании которого Круиз, хоть и не упоминаемый в прилагавшихся списках, был «на всякий случай» насильственно расформирован. В состав его в то время входили вокалист Монин, гитаристы Гаина и Григорий Безуглый, басист Олег Кузьмичёв, барабанщик Чунусов и клавишник Сарычев. Затем Гаина, из-за разногласий с Безуглым, группу покидает.
Оставшись не у дел, в 1985 году Монин, Безуглый, Кузьмичёв и Чунусов организовали проект под названием Э.В.М! (Эх, Вашу Мать!). В том же году группа выпустила альбом "Три дороги". Позже был выпущен альбом "Здравствуй, дурдом", в который вошли песни, записанные в 1989 году на студии известного музыканта и продюсера Виктора Векштейна (1939-1990. Основатель ВИА Поющие Сердца, рок-групп Ария и Спрут). Группа приняла участие в нескольких музыкальных фестивалях, давала нечастые концерты.
А в 1992 году Круиз возродился (чуть ранее ему даже выдали гастрольное удостоверение). В нём собрались всё те же Монин, Кирницкий, Безуглый, Королюк и Чунусов. В 1993 году музыканты на своей студии записали несколько ремиксов старых хитов, приступили к записи нового материала и начали гастролировать.
В 1994 году Круиз организовал и провёл в подмосковном Лыткарино, где находилась их база, рок-фестиваль "Робин Гуд". В нём приняли участие друзья Круиза: группы Бахыт-Компот, Рондо, Константин Никольский, Александр Барыкин (подробнее – здесь: Больше не встречу), Владимир Кузьмин (подробнее – здесь: Влюблённый в музыку), местная команда Ультра и другие. Диск с записью выступления Круиза на фестивале вышел в 1995 году на независимой фирме грамзаписи "Moroz Records" бывшего распространителя подпольных записей, а затем солидного музбизнесмена Александра Морозова.
В 1996 году группа выпускает сразу 7 архивных альбомов, а в ноябре того же года и совершенно новый — «Всем встать!», содержащий музыку, которую играл Круиз все эти годы — в меру жёсткий, мелодичный хард-рок с достойным драйвом и так любимыми фанами гаиновскими гитарными «запилами».
А в середине 1997 года Александр тяжело заболевает, выступления и концерты приходиться оставить. Московские коллеги-музыканты дают большой гала-концерт в ДК им. Горбунова в фонд помощи ему, но зрителей на него приходит мало, и собрать денег на лечение товарищу участникам концерта практически не удается.
Тем не менее, весной 1998 года самочувствие Александра несколько улучшается, хотя выходить на сцену он не решается вплоть до 2000 года, когда музыкант всё же возвращается на сцену, и вместе с Безуглым и Кирницким возрождает практически «классический» состав Круиза (разве что, без Гаины, который тогда «метался» между Лос-Анджелесом и Москвой, занимаясь собственными проектами).
В 2004 году Круиз начинает работать с компанией Sintez Concert и продюссером Дмитрием Верховским. Монин также записывает дуэты с другими известными исполнителями, в том числе потрясающе красивую композицию «Мой день» с лидером группы Pushking Константином «Кохой» Шустаревым, которая вошла затем в пластинку группы «Пока я живу» (2005).
В последующие годы Круиз много времени проводил у себя на базе, где находилась студия звукозаписи, репетиционный зал и офис группы со всем удобствами.
У Круиза было много концертов в Москве и по стране, участие в рок-фестивалях, в различных сборных концертах. Группа была любима поклонниками, но по-прежнему не замечена ТВ и прессой. В конце 1990-х гг. Александр принимал участие в проекте записи нескольких песен неизвестного автора (участники записи не помнят, кто он был) в студии Сергея Монтюкова «МОНТ» в Новокосино. Записано было более 8 песен, до нашего времени дошли: «Дуболомы», «Иногда», «Миллион лет до нашей эры», «Любовь спасёт, друзья помогут». В 2019 году, звукорежиссёром студии Александром Кузьмичёвым были обнаружены ещё 2: «Грех» и «Блюз». Пока известны 6 песен проекта. Вместе с Мониным участие в записи принимали: Кузьмичев — бас, звукорежиссёр студии и проекта, Игорь Кожин — гитара (участник коллектива К. Никольского), Игорь «Гарик» Прибытков — клавиши (группа К. Никольского), Вячеслав Кушнеров — барабаны (Рондо). Также записали свои вокальные партии Николай Носков (ех-Парк Горького), Андрей Рублев-Степанов.
В 2005 году группа записывает альбом «25 и 5. Лучшие песни. Современная версия», в который вошли старые круизовские песни в новом звуке, плюс 2 новые песни, одна из которых «Роман с…» за авторством Монина, стала очень популярна у поклонников, на неё был снят видеоклип. Альбом вышел в 2006 году на фирме ICA Music. Следом Круиз анонсирует работу над новым альбомом, который планирует выпустить к своему 30-летию.
Параллельно Александр работал над собственными песнями для сольного альбома. Было записано в «черновом» варианте, без аранжировки 18 композиций. Но увы, этим планам было не суждено сбыться…
26 августа 2010 года Александр Монин был госпитализирован в клинику с диагнозом острое воспаление аппендикса. В ночь на 27 августа музыкант умер от сердечной недостаточности, возникшей вследствие перитонита — осложнения гнойного аппендицита.
Чунусов рассказывал, как это случилось: «Мне наш клавишник Юра позвонил в 4 часа ночи, рассказал, что Саша в больнице и его «располосовали» уже. Прошлой ночью его увезли в больницу с перитонитом. А потом вдруг остановилось сердце. Скорее всего, не выдержало наркоза во время операции».
Похороны прошли тихо. В ритуальном зале ЦКБ на прощании с Александром были лишь близкие друзья. Но такого количества длинноволосых кожаных рокеров это номенклатурное заведение ещё не видело. От Круиза были только Чунусов, Безуглый, Кузьмичёв да бессменный звукорежиссёр тех времён Яков Берман. Были коллеги из Мастера, Арии и других рок-групп, были Александр Маршал, Марина Школьник (Лейся, песня), Лолита, рок-поэтесса Маргарита Пушкина, Игорь Сандлер (Интеграл) и немногие другие.
Похоронен Александр Владимирович Монин на Люблинском кладбище в Москве, на центральной аллее, участок №54. Памятник на могиле создан по проекту скульптора Бориса Матвеева.
В память об Александре Монине группой Pushking был записан альбом «The Best Of Everyone», который вышел в 2011 году. Также, ежегодно, в память о Монине, 27 августа, его друзья-музыканты проводят фестивали, на которых выступают известные российские группы, исполнители и молодые музыканты.
В 2012 году, музыкантом и другом Александра, Сергеем Курганским совместно с другими музыкантами записана песня «Монин-Рок». Музыка за основу композиции взята из песни Монина «Роман с…» с альбома «25 и 5» (текст А. Кидалов (Санкт-Петербург), аранжировка С. Курганского). В записи вокала принимали участие: Безуглый (Круиз, Э.В.М!), Курганский (Круизёры), Алексей Алёшин (Весёлые Ребята, Аракс), Валерий Ярушин (Ариэль), Василий Акимов (Мономах), Игорь «Купер» Куприянов (Чёрный Кофе (подробнее – здесь: Переступивший порог «Чёрного Кофе»)), Дмитрий Авраменко (Харизма, Круиз), Ольга Ларина (Хит-Альянс).
Несколько песен из неизданного Александром альбома всё же были аранжированы его другом и коллегой, музыкантом ВИА Пламя Игорем Тимофеевым.
Дискография А. Монина:
Молодые Голоса (миньон, 3 песни 1979, LP, ВФГЗ «Мелодия», 1980).
Э.В.М. «Здравствуй, Дурдом» (1989, «Мелодия» 1990, LP, МС).
Круиз: «Волчок» (1981, SBI Records, «Русское снабжение», 1994, CD, MC), «Крутится волчок» (1981, MOROZ Records, 1996, CD, MC), «Послушай, Человек» (1982, MOROZ Records, 1996, CD, MC), «Путешествие на воздушном шаре» (1983, MOROZ Records, 1996 г. CD, MC), «P.S. Продолжение следует…» (1984, MOROZ Records, 1996, CD, MC), «Волчок» (миньон, 3 песни, запись 1982-83 гг., «Мелодия», 1985, LP), «Фестиваль «Робин Гуд-93» в Лыткарино» (1993, MOROZ Records, 1996, CD, MC), «Всем встать!» (MOROZ Records, 1996, 2CD, MC), «Ветераны рока» (2000, Фонд «Муза», 2001, CD), Ретроспективный сборник (серия «Легенды русского рока», CD MOROZ Records, произведено в Швеции, 1997, CD, MC), «Золотая коллекция. Сборник лучших песен» (MOROZ Records, 1997, CD, MC), «Живая Коллекция» (живое выступление группы, студия «Союз», произведено в Швеции, 1998, CD, MC), «Grand Collection. Сборник лучших песен» («Квадро-Диск», 2000, CD, MC), «Звездная Серия. Сборник лучших песен группы» (Star Records, 2000, CD. MC), «Круиз. МР3-Collection» (сборник классических альбомов, магнитоальбомов, включая записи выступлений Kruiz В. Гаины (пиратское издание), Karma Records, 2001, 2CD), «Круиз. МР3-Collection» (7 оригинальных альбомов, включая «КиКоГаВВа», MP3 Servis, 2001, CD), «Звездная Серия. Рок Энциклопедия. Сборник лучших песен» (S.T.R. Records, 2003, CD), «Круиз & Чёрный Кофе. МР3-Collection» (4 альбома ЧК и 7 альбомов Круиза, FullHouse Records, 2004, CD), «25 и 5. Лучшие песни. Современная версия» (2005, ICA Music 2006, CD), «Круиз. МР3-коллекция» (включает помимо классических альбомов, «КиКоГаВВа», «Круиз-1», «Kruiz (1989), «Снова Твой», «С кем ты играешь и Поёшь» В. Гаина, Midem-Records, 2008, CD), «Круиз + Альфа. Золотая Коллекция» (11 альбомов, включая альбомы трио Круиз, «Железный Рок», Kruiz (1986), м/а «Вокруг планеты Людей», песни, записанные в новом составе в 2014 г., "Media-Play", 2015,,CD), «Круиз. МР3-коллекция» (2CD. Пиратское издание («Горбушка»), сборник классических альбомов + Kruiz (Kruiz−1", «Железный Рок», Culture Shock A.L.S., Kruiz) и Круиз с вокалом Авраменко (2014), 2017, CD).
Участие в фестивалях:
«Сочи−78» (ВИА Молодые Голоса, 3-я премия), «Робин-Гуд-93» (Круиз, Московская обл., Лыткарино, 21.09.1993), «Слава России! Слава Москве!» (Круиз, Москва, парк «Кузьминки», 27.08.2005), Рок-Фестиваль «Эммаус» (Круиз, Тверская обл., пос. Эммаус, 22-23.07.2006).
Видеография:
Круиз: Х/ф «Путешествие будет приятным» (Свердловская киностудия, 1982 г.: Круиз исполняет песню «Не позволяй душе лениться», прокатная группа «Страна», 2006, DVD).
Видеоклипы: «Крутится волчок» (альбом «Крутится волчок», 1981, выпуск 1992), «Ли-ли» («P.S. Продолжение следует…", 1984), «Цыпа» («P.S. Продолжение следует…", 1984), «Замыкая круг» (Рок-Ателье и советские рок-музыканты, 1987), «Сонет» («P.S. Продолжение следует…", 1984, 2014), «Роман с…» («25 и 5», 2006, (в клипе снята дочь О. Кузьмичева, басиста Круиз) 2012).
Видеозаписи: «Фестиваль «Робин-Гуд», Лыткарино, 1993), Круиз на канале «Звездный дождь» (1994), ТВ-передача «Живьём с Максом» (1995), Концерт в клубе «Вояж» (27.01.1995), Концерт в клубе «Мастер» (24.02.1995), Концерт в к/т «Звездный» (26.03.1995), «Живьём с Максом». В гостях группа «Рондо» (с участием группы Круиз, А. Монина, 1996), Круиз в Тамбове (31.08.1996), Фестиваль «Живая коллекция» (1997, VHS), ТВ-передача «Кухня» (ЦТВ, 2000), Выступление в казино «GOLDEN PALACE» (2000), Концерт в ДК «АЗЛК» (2001), Фестиваль «Авторадио. Дискотека 80-х.» (СК "Олимпийский»: «Музыка Невы», «Крутится волчок». 2002, Sploshnoff Music Group, 2003 DVD), Фестиваль «Слава Россия! Слава Москва!» (парк «Кузьминки», 27.08.2005), Концерт в ДК г. Лыткарино (декабрь 2005), Рок-фестиваль «Эммаус» (22-23.07.2006). Видеофильм о гастролях группы в г. Курган. «Да Здравствует Круизение!!!» (С. Курганский, 2006), Фестиваль «Легенды Ретро FM» (СК «Олимпийский» 16.12.2006, "ДВД-Кино",2007, DVD), ТВ-программа «Такси» на канале ТНТ (2007), Концерт в Тамбове, облфилармония (29.09.2007), Концерт в Твери (ТРК «Пилот», 2007), Программа «Рожденный в СССР»: А. Монин («Ностальгия-ТВ», 2007), Концерт в г. Сасово, Рязанская обл. (январь 2008), Концерт, посвященный юбилею С. Скачкова (Земляне): дуэт Монин-Скачков («Ностальгия-ТВ», 2008), Концерт в Екатеринбурге к 286-летию города (15.08.2009), Выступление в Волгодонске (одно из последних выступлений А. Монина, 2010), Концерт-проповедь «Воины Духа», с. Вязовое (последнее выступление А. Монина + Г. Безуглый (Круиз), Б. Михайлов и Д. Варшавский (ЧК, 18.05.2010).
Фото-видео компиляции на неизданные песни А. Монина: «О чём моя жизнь?» (2012), «Давай спасём этот мир» (2014), «Заложники вселенской пустоты» (2015), «Колыбельная» (2016), «Весна» (2017), на ранее не звучавшую песню Круиза в исполнении Монина на стихи А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» (записана в конце 1990-х гг. Безуглым, Чунусовым, Кузьмичевым и Мониным. Запись была обнаружена случайно на CD-сборнике группы, 2018), на неизданную песню проекта студии «МОНТ» в исполнении Монина «Блюз» (2019).
Э.В.М.: Х/ф «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» (К/с «Мосфильм», 1989. Киновидеообъеденение «Крупный План», 2006 г., DVD), Х/ф «Такси-Блюз» (К/с «МК-2 Продуксьон» (Франция). Реж. П. Лунгин. В фильме снят фрагмент репетиции группы, звучит песня «Терминатор» (1990). «Отделение Выход», 2011, DVD+CD).
Видеоклипы: «Честный Джон» (1986, выпуск 2014), «Кинули» (фрагмент передачи «Синий троллейбус», 1988).
Д/ф: «GooD Монин». Памяти Александра Монина (автор сценария и режиссёр В. Марочкин. Студия Игоря Сандлера IS records, 2013, DVD); «Мамы Рокеров». Памяти А. Монина, А. Барыкина, Ж. Сагадеева (автор сценария и режиссёр В. Марочкин. Студия «Колесо Судьбы», 2014, DVD).
Использованные материалы:
Александр Шульгин «Памяти Александра Монина. Моя новая статья, опубликованная на Newsmusic» (2 сентября 2010);
Сергей Фролов, Валерий Щелкин. Легенды ВИА (М.: «Грифон», 2007);
Алекс Гаина. Группа «Круиз». Интервью Национальному радио Молдовы (Кишинев, Ион Кьорпек,
1999);
Интервью А. Монина "И до "Круиза" я крутился как волчок";
Интервью А. Монина для ТРК РиФ и Музыкальной Газеты «ПроРок»;
https://alexandrshulgin.livejournal.com/124872.html;
www.blatata.com;
www.kp.ru;
www.kruizrock.ru;
https://chtoby-pomnili.livejournal.com/449500.html.
6 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена