От смерда слышу! Что на самом деле означает слово, которое Шпак принял за ругательство?
Блистательный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в буквальном смысле разошёлся на цитаты. Однако достигнутый комический эффект, порой, шёл вразрез с исторической достоверностью. Так, царь никак не мог назвать Антона Семёныча Шпака смердом, тем более в ругательном ключе.
Смерд – это звучит гордо!
Проследить время появления на Руси слова «смерд» не представляется возможным, поскольку оно восходит ещё к индоевропейскому корню, что подтверждается существованием аналогов («смурд», «смордон») в других и не только славянских языках.
Поначалу оно везде означает просто «человек», причём имеется в виду именно свободный общинник, не раб. То есть, перефразируя горьковского Сатина, любой славянин в VIII веке мог воскликнуть: «Смерд – это звучит гордо!». А вот в IX веке так мог воскликнуть уже не любой, ведь с появлением на Руси князей возникает и лично-зависимое от них и их дружинников население.
К моменту, когда Ярослав Мудрый зафиксирует для истории существовавшие на тот момент в государстве законы, общественная жизнь восточных славян серьёзно усложнится. Рядовичи, закупы, прощенники, наймиты – разобраться, кто из них находился в лучшем положении, спустя 1000 лет непросто, но ясно одно: быть смердом — всё ещё большая удача.
В XI веке слово означает земледельца, зависимого непосредственно от князя. Теперь смерды уже не просто платят дань, но и могут привлекаться к выполнению различных работ на своего хозяина, но их личная свобода пока не подвергается сомнению: уходи, куда пожелаешь, если, конечно, сможешь прижиться в новой общине.
Конец свободной эпохи
Роковым временем для смердов становятся годы раздробленности и монголо-татарского ига. Сначала князья воюют друг с другом, стремясь отобрать хоть какую-нибудь деревушку с её жителями. Появляется даже термин «осмердение» - прежде свободные земледельцы становятся лично-зависимыми от того, кто их захватит.
С приходом на Русь монголов процесс лишения смердов самостоятельности ускоряется. Не только князья и бояре теперь хотят захватить побольше зависимых людей, но и сами земледельцы, не чувствуя себя в безопасности, ищут хоть какой-то опоры. Хозяин ведь может, если не защитить от набега, то хотя бы помочь восстановить хозяйство.
Исключением были новгородские смерды, которые из-за удалённости от монголов сохраняли свою независимость дольше других и даже регулярно боролись за свои права с богатыми горожанами. Однако к концу XV века уже повсюду на Руси все категории феодально-зависимого населения неотличимы друг от друга – все именуются просто крестьянами.
Выходит, слово «смерд» в устах Ивана Грозного – анахронизм? Отнюдь, исчезновение социальной группы не привело к исчезновению термина, он лишь поменял значение.
На Руси, в отличие от Западной Европы, война никогда не была делом только группы тяжеловооружённых рыцарей. К боевым действиям постоянно привлекались и простолюдины, причём, в первую очередь, не городское, а именно сельское население. Именно оно составляли подавляющее большинство служилых людей, за которыми и закрепилось уже устаревшее на тот момент слово «смерд». Так их называли в официальных документах, так именовал в своих обращениях и царь.
Таким образом, Иван Грозный никак не мог принять, мягко говоря, не богатырски сложенного и совсем не по-военному одетого Шпака за смерда. И уж тем более не использовал бы это слово в качестве оскорбления: подобное значение среди помещиков оно приобретёт только спустя век. А вот обозвать Шпака «холопом» царь действительно мог, но это уже совсем другая история.
Источник:
45 комментариев
4 года назад
А потом весь сюжет фильма это фактически сон Шурика,так что упреки на неточности тут не уместны. Это в конце концов комедия а не научно-документальный фильм. Так что фильм - шедевр на все времена...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена