Пещеры Бхаджа
Архитектура обеих комплексов схожа, однако есть что посмотреть в обоих кавернах. Чтобы попасть к пещерам нужно подняться по лестнице в 100 ступенек.
В наше время это тоже является небольшим испытанием, из-за количества палаток с сувенирами и зазывающих торговцев. Сверху у пещер есть площадки, откуда открывается замечательный вид на окрестности, лежащие внизу поля и посёлки. В целом пещерные комплексы не большие, и, конечно же не идёт в сравнение с комплексами Аджанты и Эллоры. И в отличии от них потока туристов сюда практически нет, вернее он совсем слабый.
Давайте посмотрим на них подробнее…
В древние времена по долине реки Индраяни проходил караванный путь к торговым портам Араваийского моря Кальяну и Сопаре, который начинался во внутренних районов Декана и спускался к побережью через перевал Боргхат (Borghat pass) в Западных Гхатах близ населенного пункта Лонавала.
Обычно в те времена буддистские монахи сооружали свои обители (которые вначале служили им только в качестве убежища на период сезона дождей) рядом с населенными пунктами, расположенными на караванных путях (но не в самих поселениях, а некотором удалении от них).
Этим обеспечивалось как уединение обитателей монастыря от мирской жизни, так и возможность дарителям из крестьян без труда обеспечивать общину пищей, а купцам и знатным людям – финансировать и организовать сооружение религиозных объектов и жилых помещений для монахов.
Пещеры Бхаджи, наряду с пещерным монастырем Питалкхора, пещерами Кондане и пещерой N 10 Аджанты, относятся к самым древним пещерным буддистским сооружениям Индии и датируются концом 3-го – началом 2-го века до н.э. Старше их по дате создания являются только расположенные в Бихаре пещеры адживиков Барабар (Barabar Caves) которые мы уже обсуждали, и находящиеся недалеко от них джайнские пещеры Сон Бхандар (Son Bhandar Caves).
Буддистский пещерный комплекс Бхаджа вырублен в ориентированном на запад невысоком скальном обрыве, расположенном близ вершины холма, возвышающегося над одноименной деревней. Перепад высоты от подошвы холма до монастыря составляет около 120 м.
По нумерации ASI в состав Бхаджи входит 22 пещеры, среди которых самыми известными являются пещера N 12 – грандиозная чайтья-гриха(зал общих собраний монахов), являющаяся главной достопримечательностью монастыря, и пещера N 18 с хорошо сохранившимися барельефами 1-2 веков до н.э..
Объекты основной нумерации ASI монастыря Бхаджа размещены на трех условных участках: северная площадка (пещеры с N 1 по N 17), южная площадка (пещера N 18 и ряд небольших пещер) и соединяющая их тропа с расположенными на ней в скальной нише 14-тью ступами. Кроме этого на всем протяжении скального утеса вплоть до южного водопада разбросаны небольшие пещеры-вихары в разной степени сохранности, которые не входят в основную нумерацию (такие объекты обычно нумеруются по мере их открытия римскими цифрами).
Дорога к монастырскому комплексу начинается от аккуратной деревенской парковки, за которую взимается плата в размере 10 рупий.
Общая длина северной площадки около 100 м, а ширина в самой широкой части – метров пятнадцать. Слева, немного обособленно, расположены самые ранние пещеры с N 1 по N 8.
Центральная чайтья-гриха монастыря Бхаджа не так огромна и импозантна как чайтья-гриха в Карле, но она по своему гармонична и изящна и к тому же имеет ряд интересных особенностей.
Во-первых, по общему мнению ученых в отличии от святилищ в Карле и Канхери, имеющих узкие и высокие веранды с фасадной стеной высеченной из камня, в древние времена перед аркой главного зала собраний Бхаджи находилось огромное деревянное сооружение, состоявшее вероятно из деревянной конструкции-экрана перед аркой проема (см. остатки пазов для балок выше верхнего фриза на фотографии внизу) и портика-мандапы, имеющего высоту примерно до нижнего края арки.
Во-вторых чайтья-гриха Бхаджи имеет наклонные колонны, что вероятно является наиболее точным повторением архитектуры деревянных зданий того периода, в которых наклон колонн был необходим для распора арочного свода здания.
В пещерных сооружениях по понятным соображениям в наклоне колонн нет никакой необходимости, а высекать ряды наклонных колонн из монолита все-таки довольно сложно, поэтому все последующие пещерные чайтьи-грихи сооружались уже с вертикальными колоннами.
Главный зал собраний буддистских монахов (собственно чайтья-гриха) имеет традиционную планировку: удлиненное помещение с закругленной (апсидальной) задней стенкой и огибающий помещение ряд из 27-ми колонн, которые отделяют основное пространство зала от коридора-обхода.
Размеры зала составляют: глубина – 17 м, ширина – 8 м и высота – 8.8 м. Ширина коридора-обхода – немногим более 1 м.
Одним из самых удивительных сооружений Бхаджи является декоративный свод потолка, сооруженный из тиковых ребер и прогонов более 2200 лет тому назад и сохранившийся в целости и сохранности до наших дней. Всего таких конструкций, насколько я знаю, с древних времен до наших дней сохранилось всего две: еще одна находится в чайтья-грихе монастыря Карла.
Но в Карле толком рассмотреть древнюю деревянную конструкцию практически невозможно – огромный полутемный зал и высоченный (14 м) потолок. В Бхадже же помещение после обеда полностью освещается солнечным светом и все детали и особенности конструкции свода прекрасно видны.
В конце пещеры арочный свод заканчивается деревянной конструкцией в виде полукупола, под которым находится каменная ступа.
Монолитная каменная ступа имеет традиционную тхеравадинскую форму и состоит из цилиндрического основания, полусферического тела ступы (анды) и хармики – кубического навершия, украшенного орнаментом. Нижняя часть хармики является частью монолита ступы, а верхняя – своеобразной каменной крышкой с реликварной камерой внутри и отверстием на верхней плоскости, предназначенным для установки священного зонта.
Между ступой и колоннами оставлено неширокое пространство для традиционного обхода.
В отличии от подобных сооружений немногим более поздних периодов колонны чайти-грихи в Бхадже имеют очень простую форму: восьмиугольные наклонные столбы без базы и капители. На нескольких колоннах высечены небольшие выпуклые рельефные изображения, представляющие собой символику раннего буддизма.
На колоннах сзади и справа от ступы сохранились остатки рисунков, изображающих Будду, которые датируются не ранее 5-6 веков н.э.
В вестибюле пещеры N 11 из куска обвалившегося скального перекрытия высечен алтарь йони – символического изображения женского лона в шиваизме. Время и история появления этого небольшого святилища неизвестны.
Обычно такого вида алтари изображают пару линга-йони, т.е. в центре йони установлен шивалингам – невысокий цилиндр со закругленным в виде полусферы верхним концом, являющийся символическим изображением мужского детородного органа. Пара линга-йони, символизирующая слияние мужского и женского начала в мироздании, является одним из основных и самых почитаемых символов в шиваизме и имеет доарийское происхождение, связанное с древнейшими культам плодородия.
Здесь шивалингам по неизвестной причине отсутствует. Вроде бы у шактистов есть алтари, изображающие йони без лингама, но в данном случае причина скорее всего более прозаическая и связана с разрушением этой части алтаря по неизвестной причине.
Кстати такие изображения йони очень удобны для ориентации по сторонам света: ее удлиненный конец с канавкой всегда и везде направлен строго на север.
Справа от чайтья-грихи расположена двухэтажная вихара с кельями для проживания монахов, которая состоит из четырех нумерованных пещер: N 13 и N 14 – внизу и N 15 и N 16 – наверху.
В отличии от находящихся слева пещер NN 9-11 фронтальная часть скалы перед пещерами NN 13-16 довольно хорошо сохранилась. Поэтому здесь хорошо видны фризы в с чередованием арок в форме листа пипала и орнамента с мотивом ведики, которые составляют единую композицию с архитектурными элементами, обрамляющими главную арку входного проема чайтья-грихи.
Находящаяся внизу и сразу справа от чайтьи-грихи пещера N 13 имеет три фронтальные и две боковые кельи, выходящие в единый вестибюль, по бокам которого высечены две каменные лежанки.
Здесь примечательны каменные решетки окон боковых келий, которые в скальной архитектуре встречаются довольно редко. Еще одно подобное окна с каменной решеткой можно увидеть здесь же в Бхадже – в пещере N 18. Похожие каменные решетки находятся и в старейшей пещере N 9 буддистского монастырского комплекса Кондевита в Мумбае.
После пещеры N 17 северная площадка сужается и переходит в тропу, ведущую к южной площадке с пещерой N 18.
На фотографии ниже хорошо видна лестница за пещерой N 14, по которой можно подняться на второй этаж к пещерам N 16 и N 15.
Примерно на полпути к южной площадке находится по своему уникальное для истории раннего буддизма место, которое во многих статьях упорно называют «кладбищем», слепо повторяя в течении ста пятидесяти лет это неудачное определение основателя ASI.
Здесь частично на открытой площадке (которая раньше находилась под обрушившимся ныне скальным козырьком), а частично в неглубокой скальной нише расположены четырнадцать небольших монолитных каменных ступ.
Согласно надписям письмом брахми, сохранившимся на боковых поверхностях восьми из них, каждая отдельная ступа была воздвигнута в честь какого-либо монаха, вероятно достигшего высокого уровня просветления, а в реликвариях этих ступ (обычно расположенных в хармике) соответственно находился пепел, оставшийся после кремации тела святого подвижника.
В качестве примера: надпись на второй ступе (по Дж. Бёрджессу) звучит так:«The Thupo of the venerable reverend Dhamagiri» («Ступа преподобного многоуважаемого Дхамагири»). В разных источниках монахов, чей пепел был помещен в реликварии этих ступ, называют или «archats» (архат – человек достигший просветления и вышедший из колеса перерождений, но не обладающий свойствами Будды), или«sthaviras» (санскр.), «theras» (пали) – старцы, старейшины, но их действительный статус и причины сооружения для каждого из них отдельной ступы точно не известны.
Девять из четырнадцати ступ расположены в ряд на открытом пространстве.
Остальные пять ступ находятся в скальной нише расположенной у северной оконечности группы (сразу за первой ступой с уцелевшей фигурной хармикой).
Главная художественная достопримечательность этого места, изображения которой есть во всех книгах по ранним буддистским храмам, начиная уже с 19-го века – это первая в ряду ступа с изысканной хармикой в виде обратной пирамиды, поверхность которой покрыта филигранной резьбой по камню. В центре полусферы (ниже и чуть левее находящейся по центру выбоины) хорошо видна полуистертая надпись, написанная письмом брахми.
Метров через тридцать после ступ тропа расширяется и выходит на южную площадку, которой собственно и заканчивается территория монастыря Бхаджа.
Здесь находится знаменитая пещера N 18, которая была раскопана еще в конце 19-го века и несколько небольших пещер, которые очищались и исследовались уже в последующие периоды.
Сразу слева перед выходом на площадку расположена небольшая пещера-келья. Еще одна подобная пещера находится в самом конце площадки рядом с водопадом.
Главный объект южной площадки – пещера N 18 – представляет собой буддистскую вихару с верандой, отделенной от внешнего пространства колоннадой, состоящей из шести колонн и двух пилястров.
Это самая необычная вихара среди пещерных сооружений раннего буддизма. При наличии у нее ряда уже ставших стандартными для таких пещерных сооружений решений, в ней все-таки присутствует много нетрадиционного. Поэтому у меня создалось впечатление, что эта вихара была спроектирована и высечена какими-то другими, возможно пришлыми мастерами, имевшими отличные от местных строителей традиции.
Веранда пещеры N 18 действительно представляет удивительное творение и стоит тех эпитетов, которыми ее награждают. Что представляют собой внутренние помещения увидеть не удалось, но судя по описаниям там все обычно и как всегда аскетично.
Три барельефа 2-го века до нашей эры расположены на фронтальной стене в простенках между дверями и между центральной дверью и решетчатым окном, а еще два – самые знаменитые, без которых не обходится не одна статья о Бхадже – слева и справа от дверного проема в правое боковое помещение (см. фото выше).
На барельефе слева изображен бог-солнце Сурья на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, повергающий демона.
На барельефе справа изображен глава пантеона ведических богов громовержец Индра верхом на своем слоне Айравати. Здесь тоже идет какая-то битва: под ногами масса поверженных врагов, а слон вырвал дерево и в пылу борьбы размахивает им как палицей, но в подробностях сражения без специальных знаний разобраться довольно трудно.
Южная площадка заканчивается невысоким обрывом, а сразу за ней находится крутой ступенчатый каменный желоб с небольшим водопадом.
Некоторые выемки-купели ниже водопада имеют явно рукотворное происхождение и наверняка служили еще обитателям древнего монастыря в качестве места стирки и купания.
Источник:
1 комментарий
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена